О наших долгах

«Изначальней всего остального — любовь,
 В песне юности первое слово — любовь.
 О, несведущий в мире любви горемыка,
 Знай, что всей нашей жизни основа — любовь!»
                (О.Хайям)


Жизнь непредсказуема…
Ты строишь свои планы, а она распоряжается ими по своему.
Это от лукавого, что человек якобы хозяин своей судьбы…
Может быть – где-то и в какой то мере!
Но не у нас!
Ты – школьный медалист, но не можешь поступить в престижный вуз только потому, что в этой полудикой стране, построенной на костях безвинно осужденных узников ГУЛАГа, всегда существовала дискриминация:  партноменклатура и «бомонд» – отдельно, колхозники (без паспортов) – отдельно!
Посмотрите «Правила поступления в МГИМО» начала 70-х «страны развитого социализма». *)
Они просто шокируют своим цинизмом и дискриминацией!..
Но речь не об этом. О судьбах простых людей!
(1)
Ты с детства безответно любишь одну девушку, заканчиваешь школу, куда то уезжаешь, издалека следишь за её судьбой, тихо ревнуешь, а спустя годы узнаёшь, что оба одинаково были несчастливы!
А что им мешало быть вместе?
Скромность, предрассудки, советская мораль?
Почему никто не вложил в их детские мозги элементарные христианские ценности -
каждый человек должен быть счастлив в своей жизни, которая неповторима!
Это сейчас мы можем позволить себе вольности типа: потому что в этой стране  всё было фальшивым – от потемкинских деревень при Екатерине II до «социальной справедливости» при коммунизме Н.Хрущева.
(2)
Моя бабушка, Ксения Никифоровна, глубоко верующая, во время оккупации (целых три
года) сберегла всех семерых(!) детей, так как дед ушел на фронт и никаких известий о нем не было.
А кормить детей было просто нечем: немцы забрали весь скот, урожай, постоянно устраивали облавы в поисках партизан.
Сейчас это показалось бы невероятным, но в то время они выжили только благодаря своему трудолюбию, святой вере в победу и крестьянской закалке.
Странно, но я не помню, чтобы бабушка когда-нибудь жаловалась!..
После войны она была награждена орденом «Материнская Слава» III ст.
Её нет с нами уже более 40 лет.
Как же я, родившийся только благодаря тому, что её дети остались живы, могу её отблагодарить?
К сожалению, не знаю такой награды!
Её имя живет в моих детях и светлая память в моем сердце…
(3)
Моя мама, Мария Федоровна – одна из тех семерых детей, которых бабушка сберегла во время оккупации.
Ей было тогда 18 лет - самый возраст для угона в Германию. Они прятались где могли: в погребе, лесу, сарае..
Спустя много лет я узнавал эти жуткие подробности, чем они питались: лебеда, крапива, щавель, ягоды, грибы, иногда рыба… Почти весь урожай с огорода (картошка, рожь, овощи), который удавалось вырастить, реквизировали немцы.
И так - целых ТРИ года страха и голода!..
Но даже после освобождения в 1944-м люди долгое время жили впроголодь, потому как не было скота, семян, техники, мужиков, не вернувшихся с войны...
Но молодежи надо было жить и учиться, наверстывать упущенное и обустраивать свою жизнь…
Моя будущая мама доучивалась в школе (за 10 км), поступила в пединститут, вышла замуж и, как я помню – НИ ДНЯ не провела в каком-то празднестве! У нас всегда было большое хозяйство, огород, грядки  и, кроме того, она каждый день ходила за 3 км в соседнюю деревню учить детей!..
Ведь это было её основное занятие – сначала учитель начальных классов, а потом и биологии!
При школе был опытный участок, где она с учениками что-то выращивала: какие-то овощи, рассаду, ягоды… Вела дневники наблюдений, писала отчеты…
А осенью (сейчас даже жутко вспоминать) они под моросящим дождем вручную собирали картошку на колхозном поле, никаких механизированных копалок еще не было..
Я не помню, чтобы она ложилась спать раньше полуночи, а ведь дома еще было целое хозяйство, двое детей и надо было проверять школьные тетрадки..
Честно говоря, я и рос в основном у бабушки с дедом, потому как маму почти не видел.
Зато дед учил меня своему ремеслу – бондаря: я помогал ему делать так необходимые в хозяйстве бочки и кадушки, которые он потом продавал на рынке и этим кормил семью..
Уже потом в институте я удивлялся – как дед без знания сопромата мог рассчитать кривизну каждой дощечки (клёпки) и так сделать днище, чтобы бочка не протекала…
Мы выросли, разъехались, навещали родителей, а после ухода отца, когда я хотел забрать маму к себе в город, она отказалась. Несмотря на то, что жена относилась к ней, как к своей матери – её корни оказались крепче моей неуклюжей попытки облегчить её судьбу хотя бы на склоне лет.
Сейчас я очень жалею, что не сумел отдать ей свой долг – она ведь любила меня больше всех…
В своей жизни я больше не встречал такого Человека – любящего, трудолюбивого, неутомимого, преданного своему делу и.. бескорыстного!
Может из-за бессонницы она мне очень редко снится...
А я так хочу её обнять и поговорить:
     “Ты прости меня, милая мама,
      Что с большим опозданьем пишу.
      Вечно времени мне не хватало,
      Я прощенье за это прошу.

      Ты дороже была всех на свете
      И осталась такой навсегда.
      Ну, а нам, твоим выросшим детям,
      Образ твой не забыть никогда.

      Только жаль, что пишу с опозданьем,
      Мне б при жизни всё это сказать,
      Что дороже на свете, чем Мама,
      Никогда! Никого! Не сыскать!”
                (В.И.Некрасов)

                *   *   *


Рецензии
Прекрасное произведение. И память, и любовь, и покаяние.
Я всё хочу написать о жизни своих бабушек-дедушек, и, конечно, родителей, но очень трудно такой пласт поднимать. А история нашей семьи подобна саге, все очень непросто...

С уважением,

Мария Пухова   04.06.2017 17:14     Заявить о нарушении
Спасибо, Мария!
Родословную я уже написал и издал, материал собирал 2 года. Конечно, непросто, тем более всё приходилось перепроверять, потому как первоисточников осталось мало.
Думаю, Вам в тандеме это вполне по силам.
Желаю удачи и успехов в творчестве!
С уважением

Валдис Хефт   07.06.2017 07:58   Заявить о нарушении