Невидимки

Весеннее солнышко, прорвавшись из-за туч, наконец-то стало пригревать землю, и от неё пошёл едва заметный пар, в воздухе появился особый, который бывает только в это время года, запах.

Старшая группа детского сада засобиралась на прогулку. Ура! После наскучивших дождей можно побегать, поиграть, понаблюдать. Весной в природе происходит столько интересного! Вот скворушки вернулись, хозяйничают у своего домика высоко в ветвях старой липы. Воробьи расчирикались без умолку. На сирени почки полопались, и из них листочки выглядывают.
Вера Петровна, окружённая ребятнёй, обратила взоры своих птенчиков на асфальтовую дорожку:

-Дети, посмотрите, ещё вчера здесь была лужица, а сегодня она исчезла. Как вы думаете, куда она спряталась?
Мальчишки, изображая глубокую задумчивость, стали чесать затылки, сдвинув набекрень шапки. Анютка, вспомнив, как утром весело шумел в кухне на плите чайник, выпалила:

-Солнышко воду вскипятило, вот она и испарилась!
-Молодец, Анечка, - похвалила Вера Петровна и рассказала, что вода бывает не только жидкой, но, когда застывает на морозе, превращается в твёрдый лёд, а в жаркую погоду становится паром – почти невидимым в воздухе. А вот воздух можно увидеть в… воде.
На занятии после прогулки ребята почувствовали себя настоящими волшебниками. Воспитательница раздала им стаканчики с водой и трубочки. Взмахнув «волшебной» палочкой, предложила детям подышать в них, будто в воздушный шарик, опустив в прозрачную жидкость.

В стаканчиках что-то забурлило, зашумело, из глубины на поверхность стали выскакивать пузырьки.
-Ребята, как вы думаете, что это? – спросила Вера Петровна.
-Мы дышали, значит, это воздух, - догадался Максимка.
-Верно! Умница! – воспитательница у ребят щедра на похвалу.- А теперь возьмём несколько капель воды и рассмотрим их под увеличительным стеклом, наш прибор называется микроскоп. Он так увеличивает, что даже невидимое становится большим.
По очереди мальчишки и девчонки рассматривали капельки, и по выражению их лиц можно было понять: кто-то удивляется, кто-то испытывает неприязнь, кто-то даже боится того, кто сидит в капле.

-Дети, вы сейчас увидели микробов. Они очень маленькие, без микроскопа их не видно, но среди них есть очень опасные для человека. Это те, что способны переносить болезни. Поэтому воду нужно кипятить, в ней микробы погибнут. Руки надо мыть с мылом.

По комнате пронёсся вздох облегчения: всё не так страшно!
-А сейчас мы проведём опыт. Наливаем воду в сосуд, ставим его на огонь…
С замиранием десятки пар глаз следят: что же произойдёт?
Прошло минут десять. Вода кипела, бурлила, вился пар. Пламя спиртовки погасло. Вера Петровна, проходя между столиками, каждому ребёнку показала содержимое.

-Что вы заметили, ребята?
-Воды почти не осталось! Воды очень мало! – наперебой стали говорить дети.
-А куда она исчезла?
Вера Петровна заметила: наступила такая тишина, что не было слышно ни шороха. Задумалась старшая группа.

И вдруг Максимку осенило:
-Вера Петровна, так её же микробы выпили!
Воспитательница улыбнулась: дети на ходу делают открытие окружающего их мира. На следующий год, когда они будут готовиться к школе, Вера Петровна вернётся к этой теме, и они услышат о круговороте воды в природе. Что они придумают тогда, каким увидят привычный для нас, взрослых, мир?


Рецензии
Сколько ещё будет у них потрясающих открытий!
Спасибо.

Владимир Задра   18.11.2016 11:51     Заявить о нарушении
И мы открываем мир заново вместе с ними. Внук порадовал наблюдениями, увидел, что туман пушистый. Художником растёт, по-своему воспринимает, а я "мотаю на ус". Спасибо Вам большое за отклик!

Любовь Архипова-Уральцева   18.11.2016 13:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.