Nuda veritas

Кадр из кинофильма "Король Лир"(король Юри Ярвет, шут Олег Даль)               


БЫЛЬ               
               
действующие лица:

Дядя Федя - худой, небритый мужчина. Бывший шахтёр. 70 лет. Погиб его пёс Шарик.

Семён Семёнович - 72 года. Слышит голоса погибших товарищей.

Василий - студент медик. Боится мёртвых. Образован.

Толик - призывник, интеллект средний. 18 лет.

Вовик  - призывник, немного начитан. 18 лет.

Медсестра Ася - уверенная в себе, 25 лет. Больные зовут её Васса.

Медсестра Анна Ивановна - 40 лет. Приятная женщина.

Два санитара.

Действие происходит в психиатрической больнице в отделении предварительной диагностики. Октябрь

                АКТ 1 КАРТИНА 1

Суббота 13 - 00. Столовая. Окна почти под потолком.

 Длинный, тяжёлый стол, такие же скамейки. Посуда: чашки, кружки, кастрюльки - эмалированные. Вилок, ножей нет. Холодильник с большим висячим замком. В нём хранятся передачи от близких. Выдаются только в обед.

За столом сидят: дядя Федя, Семён Семёнович, Василий, Толик, Вовик. Все, кроме дяди Феди, с аппетитом едят.

Входит медсестра Ася, долго открывает замок на холодильнике, достаёт пакеты, метко кидает на стол. С улыбкой, нежно гладит  по голове Толика и Вовика и задорно поёт: - "Идёт солдат по городу, по незнакомой улице"...

Толик:( поёт эту же песню, но сначала)- "А у солдата выходной, пуговицы в ряд"...

Ася(жёстко): У тебя, Филипок, хорошая память и ноты правильно берёшь. Полечим, запоёшь по другому. Шучу! Даю ровно пять минут на дозаправку. Дядя Федя!  Почему не кушаете? Ждёте особого  приглашения?

(уходит).

Все разбирают свои пакеты, едят, угощая друг друга. Дядя Федя не ест. Негромко разговаривают:

Василий: Толик, а с чего это Васса тебя Филипком назвала? Что за прикол?

Толик: (смущённо): Просто обзывается, коза! Встретить бы её в городе.

Вовик:  В городе не поймаешь. Лучше в огороде!

(все тихонько смеются, кроме дяди Феди)

Толик: А это мы ещё посмотрим, не таким блокаду делали.

Появляется санитар, поглядывает на дядю Федю.

Семён Семёнович: Фёдор!  Поешь. Не зли персонал. (кивает в сторону санитара) Силой накормят! Давай, с нами. Вот, возьми пирожок. С капустой. Вкусный!

Василий: Дядя Федя! Вы на мушке. (имитирует пальцем выстрел, дует на палец)

Толик: Дед! Не будешь есть, Васса на окно тебя приклеит вместо снежинки. Давай, за  Шарика, за  верного своего пёсика съешь пирожок!

Неожиданно для всех дядя Федя берёт пирожок и начинает есть. В глазах слёзы.

Заходит Ася: Вот и правильно! По такому случаю даю ещё пять минут.

Василий: Спасибо, добрый  Вы человек!

Ася: Забота о больных - моя прямая обязанность. А Ваша ирония, товарищ студент,  неуместна! (уходит вместе с санитаром).

Толик: Заботливая, коза!

Василий: И проницательная...

Вовик: Дядя Федя! Спасибо. На Вас пять минут дали. Чаем запейте. (наливает чай) А Шарика вашего мне жалко! Царство ему небесное! (крестится)

Семён Семёнович: Володя! Ты сам - то понял, что сказал?

Вовик: Так  всегда  говорят, когда кто - нибудь умрёт.

Семён Семёнович:  Царство небесное желают умершим  людям. А может быть,  ты  индуизмом увлекаешься?

Вовик: А хоть и так. Дядя Федя о Шарике, как о человеке горюет. По - вашему он тоже индуист? (в проёме двери стоит Ася и слушает разговор)

 Ася(заходит, внимательно оглядывает всех): Ну что? Спинозы? Сыты? (забирает пакеты, прячет в холодильник, закрывает его на замок) Идите в палату, там воркуйте.

Толик: А почему мы Спинозы?

Ася: Василия спроси,  мне некогда вас просвещать. (уходит, останавливается в коридоре, её не видно, слушает)

Василий: Спиноза это очень умный человек. Он считал всю материю одушевлённой и что всё вокруг взаимозависимо. А Васса меня удивила.

Семён Семёнович: От больных набралась. Умные тоже болеют. (похлопывает Василия по плечу)  А Спиноза прав! Бумеранг существует.

Василий и Толик берут под руки дядю Федю и ведут в палату. Сзади идут Семён Семёнович и Вовик.

Вовик: Семён Семёнович! Кем работали? В религиях  разбираетесь. Намёки понимаете. Я про бумеранг  знаю: бросишь - он летит по кругу и возвращается к владельцу. Но вы то  другое имели в виду?

Семён Семёнович: Да,  Вова, другое.  Со временем разберёшься. Я, Вова, бухгалтер. Хорошо знаю только  дебит и кредит. А остальное - черпаю из книг. И ты читай, пока глаз - алмаз. Придёт время, захочешь побаловать себя знакомыми буковками, а ничего не получится. Серая масса вместо букв! 
А про индуизм могу сказать так: самая загадочная религия. О ней мало знают, но очень верят в то, что она предлагает.
   
Вовик: А что она предлагает?

Семён Семёнович: Предлагает душе пожить в другом теле и не раз.
Вовик: Это прикольно, а про Христианство что скажете?

Семён Семёнович: О Христианстве люди очень мало знают и мало верят.
 
Вовик: А Вы?

Семён Семёнович: А я как все. А ты?

Вовик:  Такой же! Люблю читать журналы с красивыми рисунками или фотографиями. Когда был маленький - читал журнал "Колобок", подрос - выписал "Вокруг Света"  и сейчас его читаю.


                АКТ 1  КАРТИНА 2

Палата. Василий укладывает дядю Федю на кровать, заботливо укрывает одеялом.

Толик: Эй! Пилюлькин! Ты про нас не забыл? Время поджимает! Когда предки учебник по психиатрии принесут? Понедельник послезавтра. А у меня и у Вовика знаний ноль целых, ноль десятых.  Спалимся!

Василий: Сегодня принесут. В понедельник заткнёте за пояс любого артиста, любого театра! В военкомате чем косили?

Вовик : (смеётся, хлопает Толика по ушам) Серпом по голове, но попадал по ушам!

Толик: Ничем не косил. Дали лист со словами, говорят: "Читай!" Я смог только по слогам прочитать: слова длинные и непонятные.  Одно слово запомнил. Какое - то матерное:  ПРО - СТИ - ЖИ - ДИ - ТА - ЦИ - Я.  Еле выговорил!

Василий: Я понял, почему Васса назвала тебя Филипком.  А слово ты плохо запомнил.  Правильно: пре -  сти -  ди -  жи -  та -  ци - я!

( все смеются)

Толик: Не вижу разницы! А что оно значит?

Василий: Ловкость рук. Обман.

Толик: Запомню. Вверну где - нибудь.

Василий: Удачи!

(все смеются)

Входит Ася: Да у вас тут шапито. (Раздаёт таблетки дяде Феде и Семёну Семёновичу.) В понедельник тоже будет весело.
(поглядывает на Толика и Вовика). Дядя Федя хочет встать.

Ася: Вам куда?  В туалет? Так. Володя, Анатолий! Ведите дядю Федю в туалет. Трудотерапия - средство номер один от дури!
А ты Василий на выход. Родители соскучились. (уходит)

Возвращаются Вовик, дядя Федя и Толик. Вовик укладывает дядю Федю на кровать, укрывает.

Вовик: Йес! К понедельнику подкуёмся.

Толик: Пожилые люди в палате, а ты выражаешься.

Вовик: У тебя, Толя, уши как - то не так  работают.  Всё - таки задел серпом!
 Я сказал - под - ку - ём - ся. (говорит по слогам)

Толик:  Ладно! Проехали. Главное - правильно себя повести  с врачом. Не переборщить. Иначе:
 Тук - тук! Тук - тук! (изображает поезд)




                АКТ 2   КАРТИНА 1

Заходит Василий. В руках толстая книга. Открывает, начинает читать. Иногда отвлекается, принимает участие в беседе.

Семён Семёнович: Вот скажите мне, ребятки! Чего от службы бежите, как черт от ладана?

Толик: А какая вам разница? Одно скажу: Зашлют в какую - нибудь горячую точку - с собаками не найти. А я жить хочу. Понятно объясняю?

Вовик: А сами служили? Рассуждать - все мастера. Отделались военкой в институте, "лейтенанта" получили, на гражданке на месячных сборах шуры - муры, дебит - кредит. Сосед просветил, как это происходит. Ну что? В точку?

Семён Семёнович: (медленно, негромко, после небольшой паузы)Нет, Вовик! Не в точку. Призвали меня в шестьдесят восьмом году. В учебке был месяц. Под Иркутском. Потом погранзастава на Уссури. Командиры - что отцы родные! Про остров Даманский  слышали?

Толик: А что за остров? Первый раз слышу.  (вошли оба санитара, сели на свободную кровать)

Семён Семёнович(медленно, голос срывается): Весной шестьдесят девятого, ночью, китайцы сняли дозор и перешли границу в районе острова Даманский. Навязали неравный бой. Выжило несколько человек. Нас просто не дорезали. Торопились. Видите шрам на шее? Память на всю жизнь. Китайцы считали остров Даманский своей территорией. Наши потом стёрли этот остров в порошок.
Вот думаете почему я здесь? Стал слышать голоса товарищей. "Семён, Семён!" К себе зовут. Всех наградили медалями, орденами.  В газетах много писали. Я когда в госпитале лежал, читал и всё думал: Из - за фантома  в полквадратного километра пролилось столько крови. Можно было до конфликта разбомбить этот остров. И все были бы живы.

Толик: А что такое - фантом?

Вовик:  (Толику) Это то, что появляется неожиданно и также неожиданно исчезает.

Толик: А остров причём?

Василий: Острова на реках - фантомы. Живут не более 20 лет.

Санитар: Семён Семёнович! Если что надо - только скажите. Не стесняйтесь. Добавки, помыться, побриться, покурить на свежем воздухе.

Толик и Вовик: (хором) простите нас, Семён Семёнович! 

Семён Семёнович: Спасибо за добрые слова! И Армии не бойтесь. Схлопотать можно и на гражданке. Молекул не найдёшь. Армия - кусок жизни, а жизнь - марш бросок.
И все проходят его по разному. Кто - то быстро скисает, а кто - то упирается до последнего миллиметра. А без упора - жизнь пресная штука.


                АКТ 2   КАРТИНА 2 

Суббота 19 - 00 Столовая Ужин. Все с аппетитом едят манную кашу. Дядя Федя отламывает кусочек хлеба и тщательно собирает им остатки каши. Подходит санитар.

Санитар: Дядя Федя! Вам добавки?

Дядя Федя: Спасибо! Не надо. Я так делаю всегда. Когда  был маленький, бабушка мне говорила: - "Чистая чашка - чистая душа". А чистую душу никакая сила не одолеет. Так - то.

Толик: В тему! (Все чистят кусочком хлеба свои чашки)

Дядя Федя: Ты, Семён, своим рассказом меня оживил. Я тоже помню про Даманский. Весь простой народ горевал. Это не для красного словца! Вот подлечусь, подкормлюсь, выйду отсюда, заведу пёсика, назову Сеней, ты извини, так хочу. У меня дел невпроворот.

(санитар наливает всем чай) Входит Ася.

Ася: Заканчивайте! А Вы дядя Федя, выглядите бодрячком.  Глаза горят. Вот что лекарство и еда с человеком делают.

Все встают и идут в палату.

Ася: А Вы Дядя Федя задержитесь. Мне надо кое о чём поговорить с Вами.
(дядя Федя снова садится на скамью)

Ася: Дядя Федя! Вы пожалуйста последите за призывниками. Они что - то замышляют. Заметите что - то необычное, сразу мне на ушко. В воскресенье после ужина доложите. Поняли?

 (дядя Федя с ужасом смотрит на Асю, кивает)
 
Ася: Это важно для их диагноза (быстро уходит).

 Дядя Федя, сгорбившись, медленно идёт в палату.

               

                АКТ 2  КАРТИНА 3

Дядя Федя заходит  в палату, ничком ложится на кровать.

Василий: (с беспокойством) Что она Вам сказала?

Дядя Федя: Она хочет, чтобы я следил за ребятами. Почему она меня попросила это делать? Я что, похож на стукача?

Вовик: А вы скажите, что ничего такого не заметили в нашем поведении и всё!

Дядя Федя: Как ты, Вовик, не понимаешь?! Она меня обидела своим заданием!

Семён Семёнович: Молодая, красивая, а сердце с червоточинкой.

Василий: Напрягает пожилого, больного человека. Ставит в безвыходное положение! Игнорирует Спинозу! (дядя Федя кивает)

Василий: Вот у меня тоже непростая ситуация. Когда делаю вскрытие  покойника, теряю сознание. На кафедре говорят: "Вы, Василий, не хирург, меняйте специализацию!" А я хочу быть именно хирургом! Что мне делать с моими нервами? Ребята посоветовали полежать здесь. Говорят: "Пообщаешься с больными - поймёшь, кого бояться, а с кем дружить!"

Дядя Федя: Слушай, Вася, что я тебе расскажу. Да и вы, ребятки, тоже послушайте. Мне лет девять было, я увидел, как большие ребята кошку мучают. Я им говорю: "Не надо, ей больно!" А они смеются: - "Смотри, малёк, учись!" Я глаза закрыл, они силой открыли.
После этого стал подбирать всех кошек и собак. Мазал ихтиолкой, купал, кормил. Мама помогала. Она у меня добрая была.
Некоторые умирали. Я их долго на руках держал, грел - думал: а вдруг оживут!  Потом рыл  глубокую ямку, заворачивал в тряпочку и хоронил. Бугорок не делал, чтобы не разорили. С тех пор не боюсь мёртвых. Ни людей, ни зверей! Мама думала, на ветврача выучусь, а я шахтером стал. В армии не служил. У шахтёров бронь была.

Вовик: У меня дядя в Донбассе - шахтёр. Приезжает в гости - такое рассказывает! Волосы дыбом встают. В газетах десятой части не пишут про взрывы, обвалы и как спасают шахтёров.

Семён Семёнович: Бронь, Вова, за красивые глаза не дают.

Дядя Федя: Не дают. В забой спускаешься и думаешь: - "Увижу солнышко, или под пластом останусь?" Случаев было много, но раньше о них не писали совсем.  Писали только о трудовых победах. Вот тебе, Вася, мой совет: Хочешь помогать живым, навести  мёртвых и помоги.

Василий: Как - то загадками говорите. 

Дядя Федя: Сходи на кладбище. Захвати горсть разных шурупов, деревяшечку, отвёрточки две штуки. Простую и крестовую, ножик, перчатки. Наборчик юного хирурга.

Толик: А я не понял!

Дядя Федя: Да проще не бывает. Для ремонта. Идёшь по кладбищу, видишь - фото висит на одном шурупе, вниз головой, или рядом валяется. Доброе дело - поднять, вытереть, прикрутить по всем правилам. А если могилка заросла - перчатки на руки и через полчаса, как новая.
Шарик всегда со мной ходил. Бегает, бегает, тявкнет - значит портретик валяется. Иду прикручивать. Поработаю, устану, найду столик с лавочкой, стопарик опрокину за всех разом, закушу и Шарика угощу. Посидим, отдохнём и домой. Душа поёт!

Толик: А если покойник при жизни  гадом был последним? Просто так портретик не отвалится! Зачем Вам это?  Родня придёт и сделает всё, что положено.

Дядя Федя: А если нет родных? Или живут далеко? А мне не трудно. Вот  осенью,  весной и летом шефствую. Каждый день, как на работу. А судить душу умершего человека, я не уполномочен. Это делает только Господь Бог! Запомни на всю жизнь и другим скажи.

Вовик: Что - то мне как - то  тошно! Ещё пять минут и я сбегу отсюда прямиком в военкомат!

Толик: Ну и беги. А я не готов к таким кульбитам.

Василий: Убедительно, дядя Федя.  Сделаю всё так, как вы сказали.

 

                АКТ 3 КАРТИНА 1

Все те же. Василий читает учебник по психиатрии в корочке "Граф Монте - Кристо"

Василий: Мужики! Я почитал, подумал - вам может помочь Нуда веритас!

Толик:(нервно) Слушай, Айболит! Зачем такие выражения?  У меня мозги плавятся.

Василий: Тебе, Толя, опять что - то послышалось.

Толик: А кто сказал: "Муда веритас"?

(все смеются)

Вовик: Ты, Толя, с какой кочки соскочил? Доктор может говорить всё и смотреть везде! Не путай с другим словом!

Толик: Получается, на слух я не так всё понимаю?

Василий: Вот и первая зацепочка. На некоторые слова твой мозг реагирует неправильно. Вырывает слова говорящего и сообщает тебе - мат! Я сказал: Ну – да  ве - ри - тас на латыни. А по - русски: обнажённая истина.
Вам в понедельник надо «выдать»  правду, идущую  и от души и от тела. Но это не просто.

Вовик: Поподробнее. Пока не ясно!

Василий: Рассказываю случай из жизни короля Лира. Описал Шекспир. У короля был шут, который говорил всё, что думал и делал, что хотел.  Придворные не любили шута, потому что он  говорил о них всю правду - матку и о внешности и о поступках. Они обзывали шута дураком.  Король любил своего шута и прощал ему всё.  Однако,  Шекспир намекает, что шут был не дурак.

Толик: Значит в понедельник  никаких тайных мыслей и желаний? Всё наружу? Зайдёт докторша, а я ей: - "Девушка! Не застёгивайте у халатика верхнюю и нижнюю пуговицы." А если доктор, то я ему:- "Вы утром зубы забыли почистить и молнию на брюках застегнуть".

Василий: Да. Так ведут себя  люди, не умеющие скрывать свои мысли. Таких в армию не берут, потому что они говорят всё что думают и этим провоцируют скандалы и драки. Сможете выпустить на свободу душу и тело - победите военкомат. Не сможете - пойдёте в армию.  Про Камо - соратника Сталина слышали?

Толик, Вовик хором: Нет!
 
Василий: О - хо - хо! Ничего - то вы не слышали, не видели! Да для вас  Армия - свет в окошке!    Говорю правду, аки шут.

Толик: Про Камо расскажи!

Василий:  Камо  ограбил банк, его поймали и чтобы  не посадили  в тюрьму,  стал симулировать  психическое заболевание. Ему это удалось!

Толик: Над агиткой подумаем. Давай тренироваться!

 Василий: Хорошо! Садись Толя на подушку и говори правду про себя, про нас, всё, что в голову придёт. Поехали!

                АКТ 3 КАРТИНА 2

               

 Толик некоторое время мнётся, потом начинает говорить.

Толик: Семён Семёнович! Когда Вас вчера притащили в палату, я подумал: "Старый пень! Пора на кладбище место забивать, а он лечиться ползёт!  У такого снега зимой не выпросить, не то что сигарету или пожевать чего - нибудь". Когда про службу в армии начали рассказывать, подумал: наврёт обязательно: - "Армия -  курорт Сочи! Идите, ребятки, отдайте долг Родине!" Хотел вечером в вашу кашу соли насыпать!

Простите меня. Про Даманский хочу узнать больше. Расскажите пожалуйста! Про себя: Ночью, нечасто мочусь в постель. Побочный эффект. Родители пристроили на сеанс к залётному гипнотизёру. От матов меня лечил. В военкомате всё рассказал - не поверили. Сюда определили на проверку.
 
Семён Семёнович: А ты, Толик, молодец!  Я думаю, тебя подлечат, и ты станешь хорошим солдатом! Про Даманский такое расскажу – нигде  не прочитаешь!
Заглядывает санитар. Все делают вид, что спят.
 
Толик: Я ещё не всё сказал. Дядя Федя! Когда вы горевали ночью о Шарике, я разозлился и хотел заткнуть Вас подушкой, проще говоря – задушить!
Еле сдержался! Когда отсюда выйду, обязательно навещу своих друзей на кладбище и шурупы с отвёртками захвачу.

Василий: Знаешь, Анатолий! С тебя сегодня хватит правдотерапии. Может и вправду крыша поехать. Так?

Толик: (выжатый, как лимон) Так. С Камо тягаться не буду. Перестану мочиться - пойду в Армию!

Василий: Вовик! Твоя очередь!

 Вовик:  Выйду отсюда, схожу в храм и поставлю свечку за упокой души всех, кто погиб на службе в армии.  Ничего плохого ни про кого не думал. Прикидывался на медкомиссии заикой, хочу служить.

Василий: Коротко и ясно! Ма -  ма -  ла -  ла -  дцы - ы - ы - ы...! (заикается) Все смеются.

Семён Семёнович:  Порадовали.

Дядя Федя: Вы, ребятки, крепкие, как уголёк в забое! Держите лапу бывшего шахтёра!
 
(жмут  друг  другу руки. К ним присоединяются Василий и Семён Семёнович)
 
Семён Семёнович: А я так думаю - бывших шахтёров не бывает. Все поочерёдно:
И бывших бухгалтеров и врачей и солдат и медсестёр и  санитаров.

 Входит Анна Ивановна: Кто - то по санитарам соскучился? Спать, Спать, Спать...
(Все падают на подушки, через минуту раздаётся храп  разной тональности)
               
                ЗАНАВЕС


* - голая правда 


Рецензии
Написано потрясающе. Просто потрясающе. Я так понимаю по рассказам сына. Вы молоток. Я написал о своей психушке Как жить. Хотите почитать. А диагноз какой сыну припечатали. Мне мой так и не сказали. Леша.

Алексей Фофанов   07.06.2023 15:26     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.