Памяти Валерия Агафонова

Памяти Валерия Агафонова

КАК КОРОТОК ИЗ СЕРДЦА В СЕРДЦЕ ПУТЬ…

Будет голос его, а затем
Боль уйдет и останется вдруг
Лишь раскрытый рояль, да букет хризантем
И гитары серебряный звук ...

Юрий Щуцкий


 
Один из первых дней весны вновь собрал вильнюсских поклонников и почитателей русского романса, чтобы отдать дань уважения одному из талантливейших исполнителей этого музыкального жанра - Валерию Агафонову, жившему, творившему и любившему в нашем городе.
Романсеро «оттепели шестидесятых», которому в этом году исполнилось бы 75 лет, был из плеяды немногочисленных музыкантов, кто в период обещаний со сцены дружного хора - «мы будем жить при коммунизме», негромким голосом предвозвещал - «Боже, какими мы были наивными», отстаивая право на существование романса - «старого мира последний сон». В те годы считалось, что эта музыка, как пережиток ушедшей эпохи не вписывается в социалистическую действительность, поэтому надо отдать должное не только мастерству и таланту Агафонова, но и его гражданской позиции. С «дворянским» репертуаром, да ещё певшему в собственном сопровождении на гитаре, ему неимоверно трудно было добиться востребованности на большой сцене, но он сумел извлечь из этого пользу, выступая для небольшой аудитории и создавая на концертах такую особую доверительною атмосферу, что слушатель вовлекался в непосредственное сопереживание с исполнителем.
«А почему романс, а не советская песня?» спросил певца режиссер Ленконцерта Гефт, в 1966 году» поделилась воспоминаниями супруга музыканта Елена Петровна Бахметьева в фильме «Порог сердца» 2007 г., Сергея Зайцева: «Я не против советской песни, но её не пою. У вас есть замечательный артист Эдуард Хиль, который прекрасно поёт советские песни и мне никогда ни спеть её так, как поет Хиль, а Эдуарду Хилю, я надеюсь, не спеть русский романс так, как пою его я» - ответил Валерий Агафонов».
Небольшое отступление: на видеохостинге «YouTube» теперь имеется возможность сравнить как романсы исполнял орденоносец, заслуженный и народный артист РСФСР и как их пел «не заслуженный», в послужных наградах у которого только «звание» артист Ленконцерта, обретённое им незадолго до скоропостижной смерти.
Вслед за Петербургом, в судьбе Валерия особое место занимает и Вильнюс. В нашем городе ему вопросов о советских песнях не задавали и среди нас он прожил четырнадцать лет. В беседе с автором, ведущая вечер Елена Петровна рассказала: «И здесь он наконец перестал прыгать по крышам, на Моховой я жила в соседнем доме, но на подведомственной жилплощади, где у входа в подъезд дежурил вахтер…» улыбнулась она, припомнив что-то, «В Вильнюсе мы создали семью, после десяти лет знакомства и у нас родилась дочь. И что немаловажно, Валерий наконец обрел постоянный творческий коллектив.»
На вечере памяти зрителям была представлена литературно-музыкальная видео композиция, посвященная Валерию Агафонову «Как короток из сердца в сердце путь…», которую представили автор сонетов, актер и режиссер Русского драматического театра Литвы Юрий Щуцкий и автор клипов поэтесса Ева Ахтаева. В четырех мини фильмах, сделанных на романсы в исполнении Валерия Агафонова, гармоничным художественным оформлением послужили репродукции картин старых мастеров, воспевших утончённую женственность дам XIX века.
Щуцкий, в свое время работавший на сцене с Агафоновым , прочел цикл своих сонетов, посвящённых другу и в заключение добавил: «Это был удивительный человек, который жил абсолютно свободно в несвободное время. Прекрасный товарищ, добрый, отзывчивый, душа коллектива. Как-то после гастрольного спектакля, Валера предложил за ужином всем актерам выбрать себе любой романс и затем, перебирая струны гитары, до глубокой ночи исполнял импровизированный «концерт по заявкам». К сожалению, ему не дали раскрыть свои способности в нашем театре».
Затем на подмостки сцены вышли певцы и музыканты, исполнившие романсы из репертуара Агафонова и поэты, продекламировавшие строки посвященные Валерию.
Приятное впечатление оставил «Салон русского романса», в составе Светланы Сирота, Виктора Пустового и Алисы Гладышевой, аккомпанировавшей на гитаре и спевшей сольно. Как оказалось художественный руководитель коллектива Валерий Опарин лично знал того, чей репертуар и манеру исполнения потом хранил всю жизнь, чтобы передать новому поколению музыкантов: «Мы много спорили о роли музыки в сохранении прошлого и пережитого. Валера очень ответственно относился к исполнению, очень внимательно и добросовестно. Сопереживал. Он настолько мог перевоплотится, что «то улыбался, то слезы лил он…», и ему превосходно удавались даже «женские романсы», сравнивал в беседе Валерий Иванович, Агафонова с Ниной Алисовой, непревзойденно спевшей «Нет, не любил он» в фильме «Бесприданница» 1936 г.
Искренние аплодисменты с оценкой «Браво», за мастерство и бережное сохранение творческого наследия чествуемого, заслужили звучавшие в этот день романсы вокально – музыкального ансамбля газеты «Обзор» (руководитель Б. Мирошниченко) и других ярких артистов - Михаила Масловского, Леонида Майорова, Анны Самохиной, Марка Подолинского, Лидии Королёвой, ведь из обширного репертуара каждый имел возможность выбрать что-то близкое.
«Валерий знал и исполнял их более семисот», отмечал в статье «Взыскующая муза» российский театральный критик, вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры, профессор Марк Любомудров: «Сколько их осталось в записях, в фонограммах? Бог весть. Но то, что сохранилось, требует самого бережного отношения. Творчество Агафонова – национальное достояние России, оно принадлежит золотому фонду нашего музыкального наследия.» «Литературная Россия» №18-19. 9 мая 2007 г.
К сожалению, тех, кто много лет добивается заслуженного признания, что и для Литвы Валерий Агафонов национальное достояние, в нашей стране почему-то не слышат.  В политике иногда случается, что в одной стране человек «кумир», а в другой «попал под санкции», но чтоб в искусстве такое происходило - это уже или нонсенс, или местный феномен.
«Мы, студенты музыкального училища» - поделилась воспоминаниями одна из давних поклонниц творчества Агафонова музыкант Наталия Рубцова, собиравшая ещё прижизненные магнитофонные записи исполнителя - «Увидев на окне общества «Знание» афишу о концерте, иногда всё отделение дежурили у входа в надежде на лишний билетик, пока не сжалится билетерша уже знавшая нас в лицо. Между прочим, русский романс с удовольствием исполнял и Кипрас Петраускас, есть он и в репертуаре и солиста Литовского театра оперы и балета Виргилиуса Норейка».
В книге «Русские в истории и культуре Литвы», Вильнюс 2008 г., изданной на средства выделенные Правительством Литовской Республики и Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом Российской федерации, приводится: «Чарующий голос В. Агафонова и полная достоинства, благородная манера исполнения остались на пяти дисках-гигантах фирмы «Мелодия», вышедших в 1985-1991 годах. Агентством «Русская музыка» выпущен компакт-диск с романсами в исполнении В. Агафонова. В Санкт-Петербурге на улице Моховой, на доме, где родился певец, в 2003 г. была установлена мемориальная доска.»
Уместно дополнить, что на белом мраморе золотом выбито: «В этом доме с 1941 по 1984 год жил выдающийся исполнитель русских романсов Валерий Борисович Агафонов», с небольшой неточностью, вильнюсского четырнадцати летнего отсутствия.
Вильнюс многолик, интересен и знаменит именами живших в этом городе и даже посетивших его проездом, но не забыл ли он имя выдающегося исполнителя, творившего здесь половину своей сознательной жизни, или у нас нет «золотого фонда музыкального наследия» и о увековечивании памяти вспомнят только наши потомки?
В заключении вечера Елена Петровна Бахметьева, от лица общества любителей русского романса «Мелос», поздравила Дом учителя с семидесятилетним юбилеем и поблагодарила всех пришедших почтить память Валерия Агафонова, не забывая о русских исполнителях более дальнего прошлого так или иначе связанных с Литвой - Анастасии Вяльцевой, Александре Вертинском, Вере Комиссаржевской, Фёдоре Шаляпине и выразила благодарность сцене Большого зала, стены которого помня голос Валерия, дают приют русскому романсу - и зал отозвался взрывом аплодисментов благодарных слушателей.


Рецензии
Спасибо Вам, Владимир. Опять забираю этот ценнейший материал, так лаконично и искусно поданный Вами, к себе в шкатулку.
С теплом,
Наталия

Наталия Рубцова   18.03.2016 19:15     Заявить о нарушении
Он умер, когда моей дочке исполнился год, значит она тоже является его современницей

Наталия Рубцова   20.03.2016 19:47   Заявить о нарушении
а моим малчишкам, выросшим напротив ЗНАНИИ, тогда уже было 6 и 4 ...

Владимир Кольцов-Навроцкий   20.03.2016 20:47   Заявить о нарушении