Из дневниковых записей. Мои представления о Родине

В Мурманске есть памятник воинам-интернационалистам, на котором выведена надпись: "Простите за нас за то, что мы остались живы". Я сейчас вспомнила, и мне вдруг снова стало так стыдно: я так по-свински живу, я иду за теми, кто живёт по-свински,я позволяю жить всем вокруг меня по-свински. ОНИ в минуту своей гибели думали в первую очередь о матери и Родине. Да что нам известно о любви к Родине? Мы разбрасываемся словами "Я люблю Россию!" при случае, но смысл любви к своей стране заключается не в том, бьёшь ты себя кулаком в грудь или нет. Что толку моему соседу/товарищу/другу/даже врагу в том, прокричу я о любви к ней на весь мир, обязательно покажу это всему миру? Родина — это не "гип-гип-ура!!!", а люди, народ, к которому принадлежу я, улицы, покоторым я хожу и по которым пройду в скором будущем, деревья, которые осенью обесцвечиваются, а весной опять оживают. И то, как ты к ним (и к людям, и улицам, и к деревьям), как ты их оберегаешь и оберегаешь ли вообще, и означает любовь к Родине.
У нас в школе был молоденький учитель ОБЖ, 23 года, из армии тогда с год вернулся. Первыми его словами были: "Я научу вас Родину любить!" А разве любви к Родине надо учить? Это чувство нужно выпестовать в себе самому. А если так закармливать патриотизмом — давиться начнёт тот, кого "учат любить Родину". В одном я точно благодарна своим родителям: мне никогда не напоминали: у тебя есть Родина, ты должна её любить. А я сама это поняла, когда узнала, как погиб мой дед, а погиб он в Польше, за 1,5 месяца до Победы. В последнем письме я читала: "Женя погиб... Саша погиб (это родственники)... А я вернусь." Но он не мог этого знать наверняка, никогда нельзя наперёд загадывать ничего о своей судьбе. И я без всяких "учителей" прекрасно знаю и не планирую забывать, что Родина у меня есть, что она никуда не денется от меня, если я сама её не брошу. Но я её не брошу,потому что она дала мне всё, чем я жива.


Рецензии