Красота A. Zatloukal

                КРАСОТА      A. Zatloukal


      Красоту нельзя описать, она непередаваема и неуловима. Точно так же как и музыка. Чем больше мы будем стараться в ней разобраться, описать её, прикоснуться к ней, чем более приземлёнными средствами будем её исследовать и оценивать, тем всё более она будет расплываться в неясности. В итоге закончим какой-нибудь научной дискуссией, которая будет всем непонятной и ни к чему не приведёт. И вообще - нужна ли нам, в нашем сегодняшнем практичном веке, такая неясная вещь как красота? Разве мы стремимся к чему-то иному кроме как к источнику удовольствий, развлечений, украшательству и роскоши, делая это целью жизни?

                КРАСОТА  И  ЕСТЕСТВЕННОСТЬ

      Что неестественно, то некрасиво. На этом, как правило, сходятся ценители, критики и люди, имеющие дело с понятием красоты. Давая понять, что красота повсюду связана с естественностью: красотой движений, форм и звуков, красотой природы, животных, человека и человеческих творений.  А естественность связана с природой.
       Возьмём, к примеру, обычный кувшин как произведение рук человеческих, наполовину предмет художественного творчества, наполовину практичную вещь. Если бы кувшины самой разнообразной формы выстроить в ряд, то мы бы обнаружили, что среди них есть одна преобладающая форма. Начиная с изобретения гончарного круга, эта форма не изменилась и имеет форму груши. Нам она кажется красивой. У современных создателей кувшинов, эта связь с первобытной формой возможно уже потускнела или совсем стёрлась, так как им важнее придать кувшинам не столько естественность, сколько сделать их особенными, удивить заказчиков, а не порадовать их; поэтому современные кувшины квадратные, косые и вообще всякие. Но грушевидных кувшинов в нашем ряду было бы всё же больше. Откуда гончары взяли такую форму? От груш? А в южных странах, где вместо груш растёт инжир и оливки?
       Если на кухне мы понаблюдаем за капающим водопроводным краном, то мы можем увидеть, как на его конце растёт водяная капля: сначала поверхность воды начинает прогибаться книзу, потом изгиб под тяжестью воды становится больше и она постепенно превращается в висячую грушку, и, наконец, не выдержав собственного веса, капля отрывается и падает. До последнего момента вода борется с отделением, пытаясь свернуться в маленький шарик и растягиваясь при этом под собственным весом. Эта форма является  собственной формой воды, груши ... и кувшинов. Люди на эту форму обратили внимание и начали её использовать. Они считают её красивой.
       Если кривизну возникающей капли рассмотреть на рисунке, то она действительно кажется красивой. И в кухне, как мы видим, можно чему-то научиться. Поэтому истоки красоты, и не только для нашего кувшина, мы найдём - в природе.

                КРАСОТА И ПРИРОДА

       Вы спали когда-нибудь  под открытым небом? Не в автокемпинге, не в палаточном лагере, не в чём-то собранном человеческими руками – а  среди природы, где мы не хозяева, а скромные гости?
       Это делается так: вы выходите на край леса, где видите перед собой прекрасный луговой склон, который после жаркого дня  ещё излучает тепло, в то время как из леса уже потянуло вечерними запахами. Белёсое небо понемногу охлаждается, где-то  высоко невидимая рука перетягивает длинное облако от одной части горизонта к другой. В траве надрываясь стрекочут кузнечики и потревоженная большая черная птица, встрепенувшись среди ветвей, скрывается в безопасном лесу.
       Вы сбрасываете с плеч рюкзак,  минуту боретесь  с искушением тоже затеряться где-нибудь среди людей, в безопасности тёплых огней таких  же существ как и вы, но, всё-таки, наперёд знаете:  именно здесь вы и останетесь. Развертываете спальный мешок чтобы посидеть, пожевать  краюшку и чувствуете, что человек может воспринимать не только глазами, а всем существом: порами кожи, сердцем, ушами ... уши, могут услышать  не только  вечернего коростеля в траве, но и некий тон, незримо висящий в пространстве и накрывающий местность как вуалью. Потом, когда станет совсем темно и на светлом небе неуверенно засветится первая звезда, оживают ночные звери: в траве принюхивается ёж, бесшумно  как тень, пролетает сова. Вы лежите с рюкзаком под головой, и вам хочется  спать, но в то же время жаль отдавать сну эти минуты. Во всяком случае, когда вы проснётесь среди ночи, то услышите то блеянье испуганной  косули, то хруст ветки под чьей-то ножкой или лапкой, а чёрный  бархат неба будет полон мириадами звезд. Вы находите Полярную звезду, Плеяды и Орион, но потом глаза снова закрываются, и вы зарываетесь в спальник, при этом сознавая, что всем телом и душой вы впитываете в себя здешние жизненные соки и  излучения.
       Потом быстро светает, ноги в спальном мешке становятся сырыми от росы так как во сне вы скатились из-под укрытия кустарников,  край неба сначала кажущийся серым усталым и сонным, светлеет, становится белёсым. На огромной высоте наискось летит по какой-то своей надобности птица. Знаю, что летит она не за кормом, у птиц есть свои непонятые людьми желания, обряды и ценности, и те, кто живёт в Брно с его дребезжащими трамваями, о них никогда не узнает. Над головой поёт дрозд, клюв у него обращён на восток - всякий раз направляясь  к восходу солнца; я наблюдал как камышевки и дрозды  поют повернувшись на восток, и я по сей день не знаю - это им так положено или это просто совпадение. Позже небо растворяется в серебре, и,  внезапно, на верхушку самой высокой ели  падает первый солнечный луч,  звеня как золотой волос деда  Всеведа. Мир красив, как только что очищенный  каштан в руке Творца.

        Так о чём мы хотели подумать? Да, о красоте.
 
        В природе за красотой не надо далеко ходить, она  со всех сторон окружает  нас. Леса, луга, болота и скалистые склоны покоряют  нас своим скромным очарованием, во все времена года, в любую погоду. Почему это происходит? А животные - косуля со склонённой головой, влажным носом и огромными внимательными ушами  бесконечно красива и грациозна; а кошка,  выросшая у вас дома и упрямо точащая лапы и зубы о кресло и веник, всегда  жизнерадостна и обаятельна. Почему это так?
       Природа не стремится к красоте, красота  не изливается из неё, она сама ею является. В то время как мы, люди - высший результат эволюции, необаятельны, неловки, в лучшем случае, чтобы обладать красотой и обаянием,  мы прилагаем  к этому массу усилий. Почему это так?
        Согласно материалистическим представлениям мир возник из хаоса как результат игры слепого случая. Последовательным отбором наиболее приспособленных особей он, в конечном счете, эволюционировал в сторону большего совершенства. Но, на самом деле, тот факт, что в мире существует красота, этому представлению о мире противоречит. Не удивлюсь, если окажется, что мы, люди, деградируем обратно в хаос, в то время как то, что существует в природе - прекрасно, упорядоченно и функционально.
        Природа является -  позвольте мне иметь противоположное мнение - делом Творца. И все, что остаётся нетронутым в его мастерской можно назвать красивым, каковым оно в действительности и является. Природой, миром управляют с самого начала законы, т.е. творческая воля. То, что возникает в согласии с ними, является красивым. Природа управляется ими, иначе она не может существовать. И поэтому она красива. Красота, какой мы её наблюдаем в природе, является доказательством существования  воли Бога, его мудрости и  совершенства, которые далеко превосходят пределы нашей ограниченности и, извините, глупости. В течение многих лет мы носимся с идеей того, что нет доказательств существования Бога; конечно, ни одно устройство имеющее стрелку не укажет нам на бытие Бога, также как советский космонавт Юрий Гагарин «не увидел его на небе». И всё-таки это доказательство существует. Его нельзя выразить математически, ухватить рукой как топор, оно тонкое, нежное, познаваемое только восприятием: это красота, гармония, изящество природы.

                КРАСОТА И ЧЕЛОВЕК

        Если существуют животные, растения, силы природы, способные приносить радость и гармонию, радуя своей красотой, и если всё это образуется естественно само по себе, без инженерных расчетов, планов и усилий менеджеров, просто самой жизнью - то, что же можно было бы ожидать от нас, людей, носящих в себе высшие способности духа?
        Мы человеческие существа, получили в приданое для своего развития и созревания, один данайский дар: возможность свободно принимать решения и необходимость эту способность использовать. Она должна была нам послужить для познания, распознавания и испытания. Нам, конечно, не нужно убеждать друг друга в том, что мы давно ушли с правого пути, ведущего к совершенствованию, созреванию, благородству и счастью, указанного Творцом. Об этом свидетельствует почти всё, чего мы касаемся, всё, что берём в руки, и то опустошение, которое мы оставляем после себя, становясь при этом несчастными. Некоторые из нас это болезненно осознают и рады были бы вернуться на прежний путь. Но как? Чему или кому верить в этих дебрях противоречивых взглядов, в море самых разных книг?
        Именно красота является тем проводником, который нам может помочь этот наполовину засыпанный путь отыскать, и шагнуть на него. Красота, несомненно, приходит сверху. Бессознательно мы говорим о «небесной красоте» музыки, о «божественной красоте» греческих статуй, о «вдохновении свыше», о таланте «принесённом с собой» в этот мир художником. Мало того, мы и детям говорим: «плохо врать», и этим даём понять что хорошо и  что правильно. Кажется, что мы сами подсознательно признаём ценность красоты. К тому же, мы уже понимаем, что красота указывает на то, что всё ещё находится в неискажённом состоянии, следуя творческой воле Бога.

                КАЖДЫЙ  ВИДИТ ЕЁ ПО-СВОЕМУ

        Ценности, связанные с внутренней жизнью человека бывают по большей части окрашены его личным восприятием. Квартира, заполненная накидками, статуэтками и вазочками - это красиво? Красива ли строгая простота монастырской кельи? Являются ли красивыми прямоугольные застеклённые здания современной архитектуры или изогнутые закругленные здания? Являются ли красивыми цветные полиграфические картинки на стенах в деревенском доме? Или современная живопись, напоминающая лист бумаги отслоившийся от стены? Более красива голубая краска или розовая?
        Если мы оглянемся вокруг в повседневной жизни, то увидим огромные различия в предпочтениях, зрелости и мнениях людей. Каждый из нас стоит посреди своего пути, часть которого он уже прошёл, а часть   ему ещё только предстоит пройти. Этому соответствует и его восприятие, кругозор, взгляд на мир. В мире мы для того чтобы измениться, измениться к лучшему, и когда мы оглядываемся назад, то в большинстве своём рады осознать что продвинулись вперёд по сравнению с тем какими мы были пять, десять, двадцать лет назад. И наши идеалы, и мировоззрение меняются. То, что сегодня мы считаем красивым, со временем перестаёт нам нравиться, чтобы позже мы в этом снова обнаружили зерно красоты. Собственный вкус может быть только личным, он не может быть заимствованным, зависящим от текущей моды. И это хорошо – потому что в этом красота.

                ПУТЁМ  КРАСОТЫ

        Красота относится к духу, значит к основе нашего существа; не требуя ни интеллекта, ни художественного образования, ни рассудочного изучения. Если мы захотим приблизиться к красоте, используя рациональный подход, то убедимся в том, что мы можем сосредоточиться только на одной какой-то стороне, но не на целом. Скажем: я собираюсь правильно и глубоко дышать, так что начинаю вдох и слежу за нижней частью диафрагмы, и дальше направляю постепенно воздух вверх, в легкие ...  вы стараетесь сосредоточиться, но вдруг возникает мысль о том, что  положение тела должно быть прямым, и при ходьбе нужно держать голову приподнятой,  и не размахивать руками ... через некоторое время вам покажется, что  ваша одежда не очень удобна, а в следующий момент вы просто выбросите из головы свою затею. Почему?
        Эти усилия не пришли сами собой от того что естественно для вашей натуры, а являются желаемыми по принуждению. Они могли бы послужить аварийным тормозом в самом начале пути; но лишь до тех пор, пока не были бы наработаны некоторые черты характера, которые станут само собой разумеющимися естественными правилами, так что никогда не захочется сделать по-другому. И когда действительно возникнет в момент эмоционального напряжения потребность глубоко вдохнуть, то это произойдёт само собой, мы не сможем, и не захотим сделать это иначе. Также как и внутреннее оживление духа проявится вдруг огромной потребностью владеть своими движениями, окружить себя приятной обстановкой, красиво одеваться, быть хорошим человеком.
         В каждом из нас сокрыты большие ценности - давайте их пробудим и разовьём, а красота нам в этом станет незаменимым  проводником.

 Artur Zatloukal 


 перевод с чешского


Рецензии