9-9 Сельские дети войны

9-9 Сельские дети войны П.Краснощеков

                ПОЛЕВЫЕ ТЮЛЬПАНЫ
 
  Весна 1943 года была особенной. После суровой зимы с морозами за 40 градусов, жестокими и затяжными боями, с грандиозным разгромом немцев  под Сталинградом, весна вселяла надежды в сердца молодых девушек – студенток Быковского сельхозтехникума в скорую Победу. Как, впрочем, и любая весна для девушек в неполные пятнадцать лет, когда так и кажется, что из-за каждого угла вот-вот появится принц на белом коне и увезёт тебя далеко – далеко, за высокие горы и синие моря. В девичьем сердце бурлит молодая кровь, играют гормоны.

  По выходным Тонечка, скучая по дому, часто ходила с подругой из техникума домой, а что, час быстрым шагом и ты дома в Быково. Конечно, если погода позволяла, а весной она позволяла ходить каждое воскресенье.
Где-то в конце апреля девчонки пришли в понедельник из Быково в общежитие и сообщают:
- Девчата, сообщаю, зацвели тюльпаны, идём собирать?
- Девчонки, а что, пойдём, а?
- А уроки, Кирсан заругает.
- Но тюльпаны цветут только несколько дней в году. А Кирсан чай не съест. Пошли, девчонки, так хочется собирать тюльпаны, ах,тюльпа-аны, тюльпа-аны!
Согласились все, кроме Лены Моториной из Липовки, она пропускать занятия не согласилась. Для неё всегда занятия были на первом месте, отличница, одним словом. Взяли зембели под цветы и, стараясь не попадаться на глаза учителям, пошли в поле.

  Тюльпаны массово росли в шести-семи километрах южнее посёлка Учхоз на склонах оврагов, по которым весенняя вода сбегает бурными потоками в пойму.
Шли ватагой, весело переговариваясь, радуясь весеннему теплу, яркому солнышку и предстоящему сбору тюльпанов. Вот и первая россыпь тюльпанов, девчонки рассыпались по тюльпанному полю, собирая их в свои зембели. Собрали  на склонах одного оврага, пошли к другому,  а там и-их…- видимо-невидимо, целые поляны разноцветных тюльпанов. Красные, белые, жёлтые, фиолетовые, много цветов, набрали по целому зембелю.   А пахну-ут,  умереть – не встать. А как они манят к себе, просто завораживают, один красивее и крупнее другого.
 
  Не заметили, как  солнце начало клониться  к горам, в общежитие  вернулись только к вечеру, усталые и голодные, но довольные.
Не успели разложить цветы на койках, готовили баночки с водой под цветы, вдруг:
- Тревога-а, девчата, Кирсан идёт.
Все пустились наутёк по длинному коридору к выходу и далее к раинкам. Одна Тоня замешкалась с баночками воды в руках.
- Матвеева, и все иже с ней цветочницы, утром завтра в третий кабинет, сделайте такое одолжение.

  Кирсанов Пётр Петрович. Занимал пост завуча в техникуме, был ответственным за учебный процесс. Он был частым гостем в общежитиях, столовой, в клубе, в парке на танцах. Зарекомендовал себя компанейским, добрым, человечным, его студенты уважали, но и побаивались. Особенно попадало от него прогульщикам и неуспевающим, а были и такие. А отсутствие шести девочек выяснилось в обед в столовой, остались шесть невостребованных порций лепёшек с арбузным мёдом, чего никогда в столовой не случалось. Повар сообщил о неявке в канцелярию, нашли  Лену из этой группы, так вычислили пропавших девчонок.

  Вот назавтра назначена душеспасительная беседа с Петром Петровичем. Утром  шесть девушек  с букетами тюльпанов дрожа в коленках, стоят перед дверью кабинета Петра Петровича. Появляется завуч, обводит строгим взглядом и строго говорит:
- Проходите цветочницы, - кабинет тут же наполняется тюльпанным ароматом. – Вы семеноводство ещё не проходили?
- Не-ет.
- Значит, вы не знаете, как размножаются тюльпаны? Объясняю, что они размножаются семенами, которые появляются на месте цветка и подземной частью - луковицами. Что сделали вы?  Сорвали самые крупные цветы в количестве целого зембеля, а это двести – триста тюльпанов. Умножаем на шесть зембелей будет почти две тысячи тюльпанов. Я спрашиваю вас, зачем вам столько? Послезавтра они завянут, и вы их выбросите, а вместе с ними восемь тысяч невызревших семян таких красивых тюльпанов. Вдумайтесь только, восемь тысяч семян вы погубили. Целый гектар всходов тюльпанов.

  Далее. Тюльпаны ещё размножаются луковицами, а как срывали тюльпаны вы? Вы брали под корешок за стебель и вытаскивали его из земли, из самой луковицы. Вы повреждали её и лишали  питания и накопления массы для зимовки. В лучшем случае она просто не даст цветка на следующий год, а в худшем погибнет.
- А как надо было рвать, Пётр Петрович?
- А надо было оставлять на стебле один листочек, тогда луковица на следующий год опять будет способна дать цветок. Вы же будущие агрономы и не должны так безответственно относиться к природе, тем более в нашем засушливом Заволжье.

  Далее, - продолжал Пётр Петрович, - вы пропустили целых шесть занятий!
- Но мы же оставили Лену Моторину, чтобы она подробно написала конспекты, а мы перепишем.
- Поймите же вы, идёт война, в лесу бродят дезертиры. Не дай Бог,         что-нибудь случилось бы…
- Простите нас, так хотелось нарвать тюльпанов, смотрите какие они красивые, а как пахнут они весной, понюхайте. Простите нас, мы больше так делать не будем.
- У-у, подлизы, а тебе Матвеева должно быть стыдно вдвойне, все же комсорг группы. – Гнев Петра Петровича постепенно прошёл, - ладно,  идите на занятия, цветочницы.
           *             *           *

Продолжение следует.


Рецензии