Одиннадцатый вопрос. Почему исчезает мечта?

Да, во всех смыслах десятый вопрос оказался провокационным! Во-первых, кто сможет десятую главу с начала до самого конца дочитать и при этом не заснуть?
Во-вторых, можно, конечно, сразу с ответа на десятый вопрос начать, но что заставит читателя так поступить? Наверное, то, что и бифуркации, и сепаратрисы, и гомоклинические точки – это понятия для читателя хоть и новые но, скорее всего не интересные.
А почему не интересные? Ведь это же новая игра! А новые навыки можно получить только в новых играх. Почему же мы в них так редко и неохотно играем? Например, в загадочные и сложные математические объекты?
Да потому что хочешь не хочешь, а приходится признать, что в новые игры нам не дает играть наше эго, провоцируя нас на гордыню.
А глубинный источник гордыни, идущий от самого ядра Сердца Мироздания, из нашей души – это страх.
И чтобы это стало доказательным и обоснованным, снова начнем с провокации. Теперь уже провоцировать будем Сергея.
– А как ты думаешь, Сергей, страх для личности может быть когда-нибудь полезен или он всегда только вредит? – начинаю я.
– Конечно, поначалу страх был человеку полезен. Как говорит Маслоу, в основании пирамиды человеческих интересов, на ее втором после физиологического выживания уровне лежит самосохранение и безопасность. А значит, страх и сомнение для этих интересов – благо. Если бы доисторический человек бесстрашно вылезал каждый раз из пещеры, не озираясь по сторонам, то его рано или поздно сожрал бы какой-нибудь саблезубый тигр.
– Пожалуй, и с тобой и с Маслоу можно согласиться. Примем это за аксиому: на ранних этапах развития личности и страх и сомнение являются необходимыми атрибутами развития. А когда необходимость в страхе может отпасть? Когда человек станет бесстрашным?
– Наверное, тогда, когда у человека появятся навыки обеспечения безопасности без участия страха. Либо когда ему уже никакие саблезубые тигры не будут угрожать – либо когда он будет готов к любой неожиданной, неопределенной ситуации!
– Вот! А что это значит: будет готов?
– Наверное, это значит: у него будут знания, привычки и навыки...
– Какие?
– В самом деле: какие? Ведь все ситуации не предусмотришь, и когда человек научится обороняться от тигров, появятся какие-нибудь скорпионы... Значит, это не навыки обороны! Точнее, не только они.
– Конечно, когда страх пропадет из-за уверенности, что ты справишься с любым противником, то есть из-за твоей гордыни, то в конечном счете ты станешь только слабее. А на самом деле что же такое бесстрашие или, по словам Акунина, мужество?
– Наверное, папа, нам придется разобраться вначале с тем, что такое страх.
– Хорошо, разберемся. Посмотрим, что происходит, когда страх полностью охватывает человека или людей, и кроме страха в этот момент уже нет ничего?
– Тогда люди впадают в панику.
– Интересно, а откуда это слово паника произошло?
– У нас на факультативе по истории был доклад о словах греческого происхождения. И там как раз говорилось, в частности, о боге Пане, получеловеке-полукозле. Когда горная тишина нарушалась отзвуками или криками, люди приписывали эти звуки Пану. Поэтому страх, который испытывает человек, слыша неизвестно откуда идущие звуки среди тишины, и назвали паническими.
– А почему человек испытывает страх от неизвестных звуков?
– А вот почему. Он думает, что ему что-то угрожает со стороны внешнего мира, то есть вселенной, и начинает бояться и паниковать. А когда человек впадает в панику, он ведет себя как неразумное испуганное животное, вроде дикого козла, на кого Пан и похож. Слово "Пан" по-гречески означает "Все". И вот в докладе этом утверждалось, что "все", что есть здесь и сейчас, то есть "вселенная", это и есть "Пан". Он ею повелевает в данную секунду времени.
– И вот как раз эта самая вселенная, откуда всё и берется, в том числе и сами боги, у древних греков называлась хаосом. Той средой, где все неопределенно и неизвестно и из которой все берется.
– Похоже на поле чистой потенциальности Чопры... Но тогда получается, что первопричина страха – как раз и есть хаос?
– А мы это примем за аксиому. Итак, что у нас получилось?
– Получилось вот что. Первопричина страха – неопределенность и неизвестность. И тогда основной источник страха для человека должен находиться как раз в поле чистой потенциальности, где абсолютно все объекты и события неопределенны и неизвестны, потому что не проявлены! А так как это поле является частью поля чистого изобилия, то вывод напрашивается сам собой: источником страхов является поле чистого изобилия!
– Но тогда мы сразу можем дать определение страху.
– Верно! Страх – это обязательная реакция эго на любой контакт с полем чистого изобилия.
– А отсюда сразу можно вывести еще одно следствие: эго защищает личность от нового, неопределенного и неизвестного, используя страх и сомнение!
– Но ведь мы доказали, что страх – это атрибут мира нищеты! А значит, все эти наши рассуждения и выводы справедливы именно для мира нищеты.
– Да, это очевидно. Но согласись, что даже в первобытном обществе, где уж точно царил мир нищеты, были те немногие, у кого страх неизвестности вызывал желание преодолеть его, идти во тьму и сражаться с ней.
– Такие люди, возвращаясь к костру, сами казались переродившимися.
– А большинство не могло и помыслить об этой неопределенности, и панически боялось быть изгнанным туда, где по их представлениям царит смерть. Но теперь переместимся в мир изобилия. Итак, что отличает бесстрашных ото всех остальных, что заставляет их идти навстречу неопределенности?
– Конечно же, то, что им интересно! Они... готовы к новой игре! Так вот в чем дело! Одна и та же причина: неопределенность и неизвестность побуждает тех, кто живет в мире нищеты, бояться и рождает сомнение, страх и панику! И та же самая неопределенность в мире изобилия побуждает играть в новую игру и рождает бесстрашие и мужество!
– А значит?
– А значит, бесстрашных ото всех остальных отличает положение тумблера "Сердца Мироздания": "Класс! В такую игру мы еще не играли!"
– Так как мы можем определить бесстрашие или мужество?
– Бесстрашие – это безусловное главенство духа над эго при любом контакте с полем чистого изобилия! Причем и в мире изобилия и в мире нищеты.
– Согласен! И теперь мы, наконец, можем вернуться к нашему исходному вопросу: когда личность обретает бесстрашие?
– Когда она будет готова к любой неожиданной, неопределенной ситуации. Потому что станет воспринимать эту ситуацию как новую игру!
– Но почему же такая ситуация перестанет таить для нее, для личности, опасность, а будет приносить только новое, полезное и интересное?
– Да потому что она, личность, так решила! И значит, новые знания, привычки и навыки этой личности будут состоять не в том, чтобы уметь защищаться от все новых и новых противников, а в том, чтобы в любой неопределенности создавать такие ситуации, когда противников вовсе не будет!
– А кто будет?
– А будут одни партнеры по игре и друзья! То есть все игры эта личность будет уметь превращать в игры с ненулевой суммой, когда все без исключения от такой игры будут только выигрывать!
– Замечательно! – я перевожу дух. – А тебе не кажется, что мы попутно получили еще один вывод?
– Это какой же? – спрашивает Сергей, тоже довольно расслабляясь. – Погоди, папа, сейчас я сам сформулирую! Так... Получается, что в мире изобилия любая личность бесстрашна.
– Этот вывод очевиден, но, безусловно, очень полезен!
– Хорошо, пойдем дальше. А, я догадался! В мире изобилия личность неизбежно стремится к таким играм, которые несут в себе максимальную неопределенность, максимальную неизвестность!
– Вот это вывод так вывод! И как же такие игры называются?
– Конечно, азартные игры! "Азарт" – слово, пришедшее сначала из арабского, а потом из французского языков, как раз и означает: "неопределенность, неизвестность".
– То есть мы снова вернулись к тому, с чего начинали: к первозданному неопределенному хаосу.
– Вот теперь я понимаю, почему ты с такой гордостью рассказывал о том, что стоял у самых истоков создания математической теории хаоса. Но все-таки, почему эта теория зародилась так недавно и почему с ней сегодня связано так много направлений науки? И почему даже в нашей Практической философии изобилия мы не можем обойтись без этого понятия – хаос?
– Сейчас я отвечу тебе словами Анри Пуанкаре, может быть, все встанет после этого на свои места. Итак, Пуанкаре писал:
"Когда положение вещей таково, что бесконечно малое отклонение от текущего состояния вызывает лишь бесконечно малое отклонение в будущем, то говорят, что состояние системы, находящейся в покое или в движении, стабильно. Однако если бесконечно малое отклонение от текущего состояния может вызвать конечное отклонение за конечное время, то говорят, что состояние системы нестабильно. Очевидно, что существование нестабильных состояний делает невозможным предсказание будущих событий, если наши знания о нынешнем состоянии приближенны и неточны. Следовательно, если физики, стремясь познать тайны науки, придут к изучению сингулярностей и неустойчивости, в отличие от непрерывности и устойчивости, то распространение знания станет возможным только при отказе от идеи всеобщего детерминизма, которая, по-видимому, происходит из предположения, согласно которому физика будущего будет подобна всего лишь увеличенному изображению физики прошлого".
– Ага! – говорит Сергей, внимательно прочитав цитату. – Я так думаю, что речь здесь не только о физике. Во всей нашей Практической философии изобилия одни сплошные сингулярности, то есть скачкообразные изменения. А именно, затратив небольшие усилия и время, я могу из сегодняшнего своего состояния рывком переместиться совершенно в другое состояние. Прежде всего, когда буду бесстрашно мечтать!
– Но мало будет толку, если ты будешь только мечтать. Да, из поля чистого изобилия ты сможешь намечтать что угодно, и это могут быть никем ранее не виданные и не воображаемые объекты! Но как ты их сделаешь проявленными?
– Я буду достигать свои мечты и воплощать их в жизнь!
– Это все слова. Цели ты можешь достигать, спору нет. А вот как воплотить в жизнь никем пока не воплощенную мечту?
– А как мы построили твою мечту? Сепаратрису, которую ты сорок с лишним лет назад построить не мог? И где твоя мечта была эти сорок лет?
– Хороший вопрос! Вот и разберемся, почему же исчезает наша мечта? Может, на время, а может быть, и навсегда?
– Да что тут разбираться? Мы же уже все ответы получили! Семь лет назад ответ был: "От страха"! А сейчас, когда мы источник страха этого определили, ответ получится такой: "Потому что мое эго оберегает меня от мира изобилия и уничтожает мою мечту"!
– А как можно этого избежать?
– А что ты спрашиваешь меня, папа? Ты сам и ответь: как ты спустя сорок лет освободился от своего страха и доминирования своего эго над твоей мечтой?
– Да очень просто! Мне стало интересно! Вначале потому, что ты меня на это спровоцировал. А потом я сам себе сказал: "Класс! В такую игру я еще не играл!" – и увлекся этой игрой. И все оказалось просто!
– Значит – что ты сделал?
– Просто щелкнул тумблером и перешел в мир изобилия! Решил поменять "страшно" на "интересно"! Класс!
– Ну что же, папа, пора нам и Ответную тетрадь доставать!
И на этот раз я делаю это с особенным удовольствием!


Одиннадцатый вопрос:
ПОЧЕМУ ИСЧЕЗАЕТ МЕЧТА?

Ответ:
ПОТОМУ ЧТО МОЕ ЭГО ОБЕРЕГАЕТ МЕНЯ ОТ МИРА ИЗОБИЛИЯ И УНИЧТОЖАЕТ МОЮ МЕЧТУ.

А как можно этого избежать?
РЕШИТЬ ПОМЕНЯТЬ "СТРАШНО" НА "ИНТЕРЕСНО" И ПЕРЕЙТИ В МИР ИЗОБИЛИЯ.


;
Новая игра. Почему исчезает мечта?
Потому что мое эго оберегает меня от мира изобилия и уничтожает мою мечту.


Очень приятно Сергею, что он смог спровоцировать меня на получение ответа на одиннадцатый вопрос, причем получить исходя из моего собственного "свеженького" опыта!
– Ну хорошо, папа, – говорит он удовлетворенно. – Решить поменять "страшно" на "интересно" – это, безусловно, конструктивно. Только вот как практически это сделать? Что нужно конкретно сделать, чтобы не бояться страха и полюбить неопределенность, хаос? помимо щелчка "тумблера"?
– А ты сам ответь, – отвечаю я, беря реванш, – чего человек на самом деле боится больше всего? Чего боится личность? Чего боится в конечном счете эго?
– Эго ясно чего боится. Оно боится потерять то, что накоплено в прошлом опыте, в круге влияния личности.
– Вот тебе и операционное правило! Чтобы избавиться раз и навсегда от любого страха, надо избавиться от страха потерять что-то, что у тебя есть!
– Ну, ты скажешь! – возмущается Сергей. – Если я боюсь, например, тебя потерять?
– Но я же не твоя собственность. Я есть у тебя только потому, что ты есть у меня. И моя личность тебе не принадлежит.
– Да как же не принадлежит, если я так тебя люблю и даже не представляю своей жизни без тебя?
– А разве ты мою личность любишь?
– Я люблю тебя такого, какой ты есть, и больше такого папы нет нигде на свете!
– Спасибо, сын, я тоже тебя люблю так же. Но ты сейчас сказал вовсе не о моей личности, а о чем?
– О твоей... неповторимости... О твоей индивидуальности!
– А разве мою индивидуальность воплощает моя личность?
– Нет, мы еще в самом начале ввели определение, что твоя индивидуальность сосредоточена в твоей душе.
– А значит, ты любишь на самом деле... что?
– Выходит, что на самом деле я люблю твою душу!
– А в соответствии с одной из наших первых аксиом...
– Душа бессмертна! И значит, моя душа никогда не сможет потерять твою и расстаться с ней! Класс!
– И значит, страх потери, в том числе и своих близких, это...
– Это инструмент, которым эго оберегает меня от любых изменений прошлого опыта, в том числе и от потерь! И когда я решу раз и навсегда больше не бояться никаких потерь, эго утратит власть над моей личностью и над моей душой!
Замечательная это игра – бесстрашие. Или, по Акунину, мужество. Еще в 2016 году у меня был написан стих об этом. Вот он:

Все люди живут будто в разных мирах:
Одни, скажем, слева от тонкой границы.
И слева командуют зависть и страх,
И ревность, и ложь, и желанье пробиться.

А справа – другие мотивы совсем:
Там, справа, нет страха, нет мести и злобы.
Там щедрость и свет. Благодарность ко всем.
И там – бескорыстное чувство свободы.

Что делит людей и что делит миры?
Простая граница. Простое решение:
Бесстрашно играть – иль бояться игры.
Бесстрашно терять – иль беречь достижения.

И есть у решений помощник простой:
Когда потерять достиженья не страшно?
Когда мир одарит другой красотой –
Взамен пустоты от потери отважной!

Поскольку вокруг – изобилие их:
Возможностей и невозможных открытий.
И сколько угодно есть личных, своих...
Ах, люди! Вы только решенье примите!

Решенье простое: иль мало всего,
И всем, безусловно, ресурсов не хватит, –
Иль в мире всего ну буквально полно!
Достанется всем – и никто не растратит!
Определения, аксиомы и выводы:

1. Хаос (греч.) – это среда, где все неопределенно и неизвестно и из которой все берется.
2. Страх – это обязательная реакция эго в мире нищеты на любой контакт с полем чистого изобилия.
3. Бесстрашие – это безусловное главенство духа над эго при любом контакте с полем чистого изобилия.
4. На ранних этапах развития личности и страх и сомнение являются необходимыми атрибутами развития.
5. Первопричина страха в мире нищеты – неопределенность и неизвестность.
6. В новые игры нам не дает играть наше эго, провоцируя нас на гордыню.
7. Глубинный источник гордыни, из нашей души – это страх.
8. Личность приобретает бесстрашие, когда она готова к любой неожиданной, неопределенной ситуации.
9. Источником страхов является поле чистого изобилия.
10. Эго защищает личность от нового, неопределенного и неизвестного, используя страх и сомнение.
11. Неопределенность и неизвестность побуждает в мире нищеты, бояться и рождает сомнение, страх и панику. Та же неопределенность в мире изобилия побуждает играть в новую игру и рождает бесстрашие и мужество!
12. Бесстрашных ото всех остальных отличает положение тумблера "Сердца Мироздания".
13. Личность обретает бесстрашие, когда будет готова к любой неожиданной, неопределенной ситуации, потому что станет воспринимать эту ситуацию как новую игру!
14. Новые знания, привычки и навыки бесстрашной личности будут состоять не в том, чтобы уметь защищаться от все новых и новых противников, а в том, чтобы в любой неопределенности создавать такие ситуации, когда противников вовсе не будет, а будут только партнеры по игре.
15. Бесстрашная личность все игры умеет превращать в игры с ненулевой суммой, когда все без исключения от такой игры только выигрывают.
16. В мире изобилия любая личность бесстрашна.
17. В мире изобилия личность неизбежно стремится к азартным играм, которые несут в себе максимальную неопределенность, максимальную неизвестность.
18. Практическая философия изобилия ставит своей задачей поиск и создание бифуркаций, то есть таких действий, когда,  затратив небольшие усилия и время, личность может из сегодняшнего своего состояния рывком переместиться совершенно в другое состояние.
19. Один из приемов создания бифуркации – бесстрашно мечтать.
20. Чтобы избавиться раз и навсегда от любого страха, надо избавиться от страха потерять что-то, что у тебя есть.
21. На самом деле мы любим душу человека, а не его личность.
22. Поскольку душа бессмертна, моя душа никогда не сможет потерять душу любимого человека и расстаться с ней.
23. Страх потери, в том числе и своих близких, это инструмент, которым эго оберегает личность от любых изменений прошлого опыта, в том числе и от потерь.
24. Решение раз и навсегда больше не бояться никаких потерь, освобождает человека от власти эго над его личностью и над его душой.


Тезисы "Финансового Олимпа":
25 тезис. Провокация "Кто мешает мне хотеть?" = соответствие планов и реальности. Регуляция сознания и подсознания.
29 тезис: Спички слов и пламя сомнения, в котором сгорает мечта.
29 тезис. Единственное препятствие в мире изобилия для воплощения мечты – добровольный выбор слов сомнения и страха. Основы привычки не повторять слова сомнения.


Рецензии