Роль оформления в спектакле

Все мы знаем, как важно впечатление, возникающее у зрителя в первые минуты начала спектакля.

 Увидев декорации, стройную цветовую гамму костюмов, эффекты освещения, зритель начинает аплодировать — произошла встреча с прекрасным. В этом заслуженный успех театрального художника.

Творчество театрального художника — особый вид творчества.

 Оно не может существовать вне драматургии спектакля.

Работа театрального художника, с одной стороны, сродни работе книжного иллюстратора, наглядно и зримо трактующего образ литературного произведения, с другой — близка деятельности режиссера, воссоздающего на основе драматургического материала сценическое действие.

Создавая внешнюю форму спектакля, художник должен воссоздать эпоху, среду, обстановку, в которой происходит действие, выразить идею и настроение и тем самым способствовать воплощению режиссерского замысла.

Именно в результате совместной работы с режиссером с помощью декораций, костюмов, художественного освещения возникает целостный зрительный образ спектакля.

Художественное оформление спектакля непосредственно участвует в развитии действия, помогает раскрытию его замысла.
 Поэтому театральный художник выступает одновременно и истолкователем содержания.


Кроме живописного мастерства, истинный театральный художник должен уметь оперировать сценическим освещением, разбираться в свойствах различных материалов, знать работу костюмера, гримера, монтировщика, электроосветителя, уметь чертить, производить технические расчеты.

 Театральный художник должен видеть не декорации, костюмы, гримы в спектакле, а спектакль в целом.
 Он должен согласовывать свои творческие желания с намерениями и возможностями всего театрального коллектива.

В первые мгновения, после того как распахнулся театральный занавес, внимание зрителей принадлежит ему, художнику.
 За короткий миг он должен овладеть вниманием и воображением зрителя,
ввести его в круг событий, происходящих на сцене, вызвать в нем интерес к действию.

Следовательно, художник должен не только отлично знать пьесу, проникнуться ее идеей, понять замысел режиссера, но и определить свое отношение к событиям пьесы, к ее героям и дать им с творческих позиций советского художника определенную оценку.

 Эта оценка должна быть выражена посредством декорационного оформления и воспринята зрителем.

Отсюда становится ясным, что поиск образного решения оформления спектакля — главная задача театрального художника.

Чем правдивее и целесообразнее для сценического действия окажется созданная художником среда, тем убедительнее будут для зрителя замысел режиссера и игра актеров.

Основным в поисках образа оформления спектакля будет идея, заложенная автором. Видный советский театральный художник Н. Шифрин говорил, что настоящий декорационный образ — это обобщение самых существенных явлений, событий, о которых рассказывается в пьесе, это органическое соединение многих характерных признаков, раскрывающих идею данного явления.

Без горячности и страстности, при безразличном отношении к действительности декорационный образ у художника не получится. Эти слова большого мастера должны быть очень внимательно и вдумчиво оценены театральными художниками.


Какие же пути ведут художника к образному решению оформления спектакля?
Чтобы передать в художественных образах среду данного сценического действия, нужны вещи, характеризующие эпоху, время, быт.

 Но это совсем не значит, что художник должен стремиться к бытовому правдоподобию и воспроизводить обстановку, «как в жизни».

 Из богатого жизненного материала он должен отобрать только те детали, через которые можно более полно донести существо происходящих на сцене событий.

Итак, первым шагом на пути поисков образного решения будет умение отобрать из многого частицу, деталь, каплю, в которых отразится мир.

Художник должен добиваться выразительного, острого и вместе с тем лаконичного решения.

Что же подразумевается под лаконизмом сценического оформления?


Лаконичное решение оформления — не отвлеченная проблема.

 Технические и материальные условия малой сцены заставляют искать практически скупое, немногословное, но остро-выразительное декоративное решение.

 Но сама по себе скупость в деталях оформления еще не является признаком лаконизма, простой и ясной выразительности, краткости языка.

Нельзя понимать лаконизм на сцене и как арифметическое уменьшение количества деталей. Лаконизм — это результат большого отбора, концентрация чувств.

Но лаконизм не всегда связан с малым количеством деталей на сцене.

Как быть лаконичным во что бы то ни стало, если самой пьесой задается определенное количество (предметов на сцене?

Организуя сравнительно большое количество предметов на сцене, художник должен умело выделять среди них главные, уводя на задний план второстепенные, побочные.
Интонация произношения реплик должны, как в жизни соответствовать эмоциональному "заряду" и транслировать необходимую эмоцию, как "орудие" которым ведется конфликт к победе".

 Прежде всего, зритель должен считывать внутренний диалог героя, так как сопереживание персонажу можно передать только "заразив его эмоциями, яркими, правдивыми и по-настоящему ЕСТЕСТВЕННЫМИ, для внутреннего самочуствия, мыслительного процесса и понимания: почему? и зачем? - персонаж говорит именно эти слова, с именно такой интонацией и его мимика или поддерживает транслируемую  информацию или отрицает, то есть помогает "прочитать" внутренний диалог героя.

Прежде всего, эмоция, которую выражает актер мимическими мышцами, должно соответствовать пантомимическому действию тела. (См. тренинг "Актерское мастерство" на сайте http://мастерэмоций.рф).
Правильно выбранное действие мимики (эмоциональное транслирование) поможет верно произнести реплику, чтобы зритель верно"считал" то, что ему нужно для понимания смысла слов персонажа.

Таким образом, диалог и реплики актеров будут "правдиво" вести действие спектакля и производить на партнера искомое "впечатление".
 Это поможет зрителю,  сопереживать и "ошибаться" вместе с героями.
Более развернутая статья с определением и рисунками "выверки", то есть расстановки актеров и определение их физических действий на сцене можно увидеть или заказать на на сайте http://мастерэмоций.рф
К.С. Станиславский говорит: начните целесообразно и логично, добиваясь определенного результата, действовать физически, и психическое возникнет само собой.
 Действуйте, не беспокоясь о чувстве, и чувство придет. Можно использовать действие мышц лица (мимики) и эмоциональный заряд, может не с первого раза, но обязательно будет найден.
См. "Азбука эмоций"на сайте http://мастерэмоций.рф

Поиск зрительного образа спектакля, умение сконцентрировать его в одной или нескольких деталях, показать в этих деталях характерность стиля эпохи — большой талант, который говорит об остроте видения художника, о его способности мыслить образно, реалистически и содержательно.


Рецензии