Приобретение мудрости выше рубинов

Одним из самых известных и выдающихся раввинов  Даугавпилса   был мудрец, знаток Торы Меир-Симха Кац-Каган  (родился в Виленской губернии в 1843 году - скончался в Даугавпилсе в 1926 году. Пост раввина Даугавпилской еврейской общины он занимал в течении  почти  почти 40 лет до самой смерти).

Известен такой случай. В субботний день, когда курить запрещено, Меир-Симха встретил молодого человека с папиросой. Тот поспешил смять ее в кулаке. Раввин сказал ему с отеческой добротой: «То, что ты куришь в субботу, конечно, плохо. Но то, что ты, уважая старшего, рискуешь обжечь ладонь, – хорошо и достойно одобрения».

Mудрый был раввин, далек от одностороннего взгляда на вещи, тонкий психолог, понимающий скрытые пружины человеческих поступков. Любил человека. Интересно, что по субботам было  запрещено курить.

Однажды к нему пришли молодые супруги, с просьбой развести их. Раввин попытался восстановить утраченный мир, но супруги слушали его с каменными лицами, отгородившись от него и друг от друга стеной непонимания. После длительной бесплодной беседы он переключил своё внимание на пятилетнего ребёнка, которого супруги привели с собой: он усадил мальчика к себе на колени и начал ласково с ним играть. Родители с удивлением смотрели на прославленного раввина, который с такой нежностью и теплотой общался с их сыном. И вдруг оба- и мать и отец- разрыдались. Успокоившись и утерев слёзы, они сказали, что готовы приложить все усилия, чтобы в их семье снова воцарился мир и согласие.

Другого знаменитого раввина Даугавпилса, Йосефа Розина*, называли Рогачевер гоэн**, гением из Рогачева. Он переселился в Даугавпилс из белорусского городка Рогачев.
 Когда я учился в ешиве***, – вспоминал ребе Авром, – и был еще довольно юн, то вместе с товарищами любовался, как учится Рогачевер. На огромном столе, из тех, что стоят в пиршественных залах старинных замков, по периметру было разложено двадцать или тридцать книг, а Рогачевер ходил кругами вокруг стола и читал все одновременно.

Рогачевер знал весь Талмуд наизусть и беспрестанно повторял его, даже когда ехал в поезде или шел по улице. Он ни на минуту не мог прекратить изучение Торы, поэтому стригся раз или два в году, жалея попусту тратить время на стрижку. Очевидцы рассказывали, будто он писал одновременно правой и левой руками два разных письма, не отрывая глаз от раскрытого тома Талмуда.

Когда Розин юношей сдавал экзамен на раввина, то на вопрос о том, что он знает, ответил:
– Половину Талмуда.
– Какую половину?
– Любую.

Да, - думаю я,-  юмор - великое дело, причём такое, которое несет людям свет улыбки и долго  не забывается! И скромный при этом, знал весь Талмуд наизусть.



На фото:  Меир-Симха Кац-Каган

Источники:
http://shul.lv/2010/09/20/870/
http://www.lechaim.ru/ARHIV/167/d2.htm
http://www.lechaim.ru/ARHIV/149/tumasyants.htm
http://www.eleven.co.il/article/13566


*РОЗИН (Розен; известен также под прозвищем Рогачевер) Иосеф (1858, Рогачев, Белоруссия, – 1936, Вена, похоронен в Даугавпилсе), раввин и галахист, один из крупнейших знатоков Талмуда своего времени.
Блестящие способности проявил еще в раннем детстве; к 10 годам превзошел знаниями всех учителей в округе и самостоятельно изучал раздел Талмуда «Незикин» с комментариями. По достижении Розиным возраста бар-мицвы отец послал его учиться в Слуцк к рабби И. Б. Соловейчику из Воложина (см. Соловейчик, семья). Затем Розин обучался в Шклове у хасидского учителя Иехуды Лейба из Копыси, представителя семьи Шнеерсон, и присоединился к движению Хабад. После восьмилетнего пребывания в Варшаве, где он изучал и светские науки, Розин в 1889 г. был избран духовным раввином хасидской общины Динабурга (см. Даугавпилс). Прославился обширным и глубоким знанием Вавилонского и Иерусалимского Талмуда, древней и средневековой раввинистической литературы. В исследовании Пятикнижия и Талмуда, в респонсах применял нередко рациональный и исторический подход, принятый в европейской науке. С мнением Розина считались цаддики, с ним сотрудничали и представители светской науки.

В 1914 г. Розин оказался в зоне боев Первой мировой войны и уехал в Петроград (см. Санкт-Петербург); десять лет был там хасидским раввином. В 1924 г. Розин вернулся в Даугавпилс и вновь встал во главе общины.

Розин подготовил к печати и опубликовал пять томов своих комментариев к «Мишне Тора» Маймонида (1903–08) и два тома респонсов. Четыре последующих тома респонсов подготовлены к печати учениками Розина и вышли в 1935–38 гг. Собрание сочинений Розина в пяти томах, включающее правовые новеллы (хиддушим) к Мишне и комментарии к Пятикнижию, вышло в 1960–65 гг.

**Гоэн - гений. Коэны, кохены  — еврейское сословие священнослужителей в иудаизме из рода потомков Аарона.
Коган (принятое латинское написание Cohen) — фамилия еврейского происхождения. Наиболее распространённый из русскоязычных вариантов записи слова Коэн, означающего принадлежность к сословию священников в Иерусалимском храме.

***ИЕШИВА ( с евр. сидение, заседание), — название института, являющегося высшим религиозным учебным заведением, предназначенным для изучения Устного Закона, главным образом Талмуда.


Рецензии
Поучительные истории вы привели, очень понравилось,
С весенним теплом и улыбкой,

Вадим Вересков   19.03.2016 21:13     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Владимир, да, поучительные истории, с любовью к человеку.

Валентина Томашевская   20.03.2016 11:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.