Способы оформления спектакля
В пределах одного жанра много различных оттенков. Так, в драматическом театре может идти мелодрама, психологическая драма, сатирическая комедия и т. д.
И пишут разные авторы по-разному, у каждого свой стиль письма, который делает его оригинальной, неповторимой творческой индивидуальностью.
Пьесы Горького не спутаешь с пьесами Чехова, хотя они жили и писали в одно и то же время. Пьесы А. Островского и Л. Толстого резко отличаются и по содержанию и по манере письма, хотя авторы их были современниками.
Некоторые авторы делят свои пьесы на несколько больших актов, другие составляют действие из отдельных коротких эпизодов.
В одних случаях действие развертывается медленно, в других — быстро и стремительно.
Следовательно, каждая пьеса имеет свой внутренний ритм, особенности которого ставят перед художником ряд образных и технологических проблем.
В соответствии с жанром драматического произведения, стилем авторского письма и внутренним ритмом пьесы художник вправе выбрать и способ оформления спектакля.
Существует ли какое-то единство, определенная закономерность в способах решения декорационного оформления спектаклей?
Вопрос этот не простой. Попытаемся в нем разобраться.
Точные науки нередко знают несколько решений одной и той же сложной задачи, когда разные пути поисков приводят к искомому результату.
Аналогичное явление наблюдается и в искусстве.
Вспомним, как «проблему добра и зла» решали Пушкин, Толстой, Горький, Маяковский — каждый по-своему остро и оригинально.
Так же по-разному эту проблему истолкуют и воплотят на сцене и разные режиссеры, если возьмут произведения этих же авторов.
И тем более велико количество вариаций в театрально-декорационном искусстве. Каждый художник по-своему видит место действия, даже если оно точно описано в ремарке автора.
К тому же замысел художника согласовывается с замыслом режиссера и актеров, зависит он и от технических возможностей сцены, которые в каждом театре разные.
Однако, несмотря на множество вариаций в подходе к оформлению спектакля, можно выделить два принципиально важных основных способа решения его оформления: иллюзорный и конструктивный.
Для примера проанализируем два спектакля.
Если требуется создать пейзажную декорацию, то можно прибегнуть к иллюзорному способу решения средствами живописи.
Живописный задник будет фоном, на котором развернется действие.
При иллюзорном способе нужно обратить внимание на первые планы сцены.
Их надо заполнить опорными точками-предметами, которые помогли бы позволить режиссеру и актерам строить выразительные мизансцены.
Разумеется, живописный фон и игровые предметы первого плана художник должен рас¬сматривать как целую, гармоничную композицию.
Иллюзорный способ оформления спектакля в русском театре зародился давно.
Художники Поленов, Васнецов, Левитан создали целую школу иллюзорной декорации.
Эта школа продолжает существовать и в современном театре. Однако в последние годы она применяется все реже. Она часто ведет к меньшей активности художника.
Но при серьезном, вдумчивом подходе, при высоком профессиональном мастерстве иллюзорные декорации — сильное средство создания художественно-выразительного образа.
Вот почему они занимают почетное место в театрально-декорационном искусстве.
А вот другой способ оформления спектакля, который также несет в себе образное начало.
Конструктивные декорации, обогащенные живописью, светом, проекцией, становятся динамическим аккомпанементом актеру.
Их образная точность, лаконизм, сжатость похожи на формулу, выведенную из большого количества предварительных решений. В этом главная особенность конструктивного способа.
Иллюзорные и конструктивные декорации не враждебны друг другу.
В основе иллюзорных декораций всегда есть элементы конструкций, а конструктивные декорации будут неполноценными, если они лишены цвета, света и других изобразительных моментов.
Разумнее не противопоставлять эти принципы, а изучить их возможности, научиться умело сочетать их, что даст безграничное количество решений оформления спектакля.
А на вопрос, каким же способом лучше оформлять спектакль, ответ напрашивается определенный.
Это зависит от жанра драматического произведения, стилевых особенностей его, замысла постановки, от видения режиссером и художником будущего сценического образа спектакля.
Свидетельство о публикации №216031901321