Что такое словесное действие?

Что такое словесное действие?

 Как оно находится в пьесе?

Какую роль в словесном действии играет подтекст?

Одна из форм проявления действия есть воздействие словом на другого человека — словесное действие.

Это основное средство общения между людьми в жизни и между партнерами на сцене.
Интонация произношения реплик должны, как в жизни соответствовать эмоциональному "заряду" и транслировать необходимую эмоцию, как "орудие" которым ведется конфликт к победе".

 Прежде всего, зритель должен считывать внутренний диалог героя, так как сопереживание персонажу можно передать только "заразив его эмоциями, яркими, правдивыми и по-настоящему ЕСТЕСТВЕННЫМИ, для внутреннего самочуствия, мыслительного процесса и понимания: почему? и зачем? - персонаж говорит именно эти слова, с именно такой интонацией и его мимика или поддерживает транслируемую  информацию или отрицает, то есть помогает "прочитать" внутренний диалог героя.

Прежде всего, эмоция, которую выражает актер мимическими мышцами, должно соответствовать пантомимическому действию тела. (См. тренинг "Актерское мастерство" на сайте http://мастерэмоций.рф).
Правильно выбранное действие мимики (эмоциональное транслирование) поможет верно произнести реплику, чтобы зритель верно"считал" то, что ему нужно для понимания смысла слов персонажа.

Таким образом, диалог и реплики актеров будут "правдиво" вести действие спектакля и производить на партнера искомое "впечатление".
 Это поможет зрителю,  сопереживать и "ошибаться" вместе с героями.
Более развернутая статья с определением и рисунками "выверки", то есть расстановки актеров и определение их физических действий на сцене можно увидеть или заказать на на сайте http://мастерэмоций.рф
К.С. Станиславский говорит: начните целесообразно и логично, добиваясь определенного результата, действовать физически, и психическое возникнет само собой.
 Действуйте, не беспокоясь о чувстве, и чувство придет. Можно использовать действие мышц лица (мимики) и эмоциональный заряд, может не с первого раза, но обязательно будет найден.
См. "Азбука эмоций"на сайте http://мастерэмоций.рф


Слово — гибкий и разнообразный инструмент.

 Оно может быть точным и однозначным, в этом качестве оно используется наукой. Для химика вода — всегда соединение водорода с кислородом в известной пропорции, и ничего больше.

Но слово может быть и многозначным, обнимать различные оттенки смысла.

 Вода — это и сверкающий на солнце ручеек, и хлынувший поток дождя, и струйка, бегущая из крана, и бурное, грозно ревущее море.

 Слово обладает способностью вызывать в нашем воображении яркие, зримые образы.

Иногда достаточно одного слова, чтобы нарисовать цельный образ.

 Всякое красочное определение, меткое сравнение носит образный характер.

 Вы можете подробно охарактеризовать- какого-то знакомого вам человека.

Скажем, он красив, ловок, мягко и неслышно двигается, необыкновенно силен физически и нравственно, очень обаятелен, но вместе с тем жесток и способен на хитрость и коварство.

Вместо такого длинного описания достаточно сказать о человеке одно слово: «тигр».

В уме слушателей встает единый образ, в котором сольются все названные вами свойства и многие другие по сходству с прекрасным и опасным хищником.

«Зерно роли» - этот термин, введенный Станиславским, прочно вошел в театральную практику.

«Зерно» — это короткое, яркое определение сущности роли, из которого вырастает весь характер героя, как огромное дерево вырастает из крошечного семени.

Как все свойства будущего растения заложены в совсем непохожем на него зернышке, так и все черты характера, все поступки героя, его мировоззрение, отношение к жизни, людям заключены в определении «зерна» роли. Определение «зерна» всегда должно носить образный характер.


Умение вдумчиво читать легко проверяется при прочтении вслух незнакомого текста.

Так, умение говорить об определенном культурном уровне человека, о его дружбе с книгой.

 Актер должен владеть таким умение в совершенстве.

 Для этого он специально изучает логику речи, знакомится с правилами логического произнесения текста.

 Изучение логики речи дает необходимую подготовку для воздействия текстом роли на партнеров и зрителей.

 Изучение законов логического прочтения текста относится к подготовительной работе актера над собой.


Диалог, означает «речь двоих», разговор двух человек.

Однако в театральной практике это слово понимается шире — как обмен словами между любым количеством людей, как любой разговор между героями.

Точно так же слово «монолог» означает «речь одного», разговор героя с самим собой или со зрителем.

 Практически же монологом называют любое продолжительное по времени и значительное по содержанию высказывание героя вне зависимости от того, обращается он к самому себе или к партнерам.

 Итак, борьба, разыгрывающаяся в пьесе, ход событий — столкновение чувств и стремлений, развитие характеров, — все это раскрывается в живой речи героев, в произносимых ими репликах.

Это сложно: с одной стороны, речь героев должна быть жизненной, непосредственной, как если бы случайно подслушали их беседу.

 С другой — она должна быть необычайно емкой, насыщенной действием, освобожденное от всех уводящих в сторону случайных мелочей, которыми изобилуют наши разговоры в жизни.

Течение жизни героев как бы спрессовано в пьесе.

 События нескольких месяцев и дайте лет проходят здесь в течение нескольких часов.

Разговор, который в жизни занял бы целые часы, должен «сжаться», «сгуститься» и занять несколько минут.

 А главное, характер человека, на познание которого в реальной действительности, может быть, ушли бы годы, должен полностью раскрыться на протяжении короткого отрезка жизни героев, выведенного в пьесе.

Каждое слово, произносимое на сцене, на вес золота.

Каждая реплика — единственно необходимое в данный момент выражение внутренней жизни героя.

 Каждый диалог имеет свое место в композиции пьесы, в развитии происходящей в ней борьбы.

Поскольку из всех возможных способов раскрытия внутренней жизни героев драматург, как правило, оставляет себе только произносимые героями слова, особое значение приобретает форма высказывания, язык персонажей пьесы.

Легко заметить, что у слабого автора все герои говорят одним и тем же тусклым, невыразительным языком.

Но талантливый драматург использует в полной мере все богатые возможности родного языка для создания ярких речевых характеристик.

 В особенностях речи отражается принадлежность герои к определенной эпохе, среде, профессии, раскрывается его характер, темперамент, душевное состояние.

 Актер в работе над ролью (как и режиссер в работе над спектаклем) судит о герое не только по смыслу его высказываний и «по отзывам о нем других персонажей, но и по данным, которые можно извлечь, анализируя форму его речи, изучая его речевую характеристику.

Наиболее важными средствами речевой характеристики являются словарный состав, построение фразы и ритм речи героя.

С построением фразы тесно связан ритм речи, ее напряженность.

 Ритм может быть плавным и «рваным», резко меняющимся; напряженным и расслабленным, вялым.

 Мысль может развиваться округленными периодами, а может обрываться, перескакивать с предмета на предмет.

У человека спокойного темперамента в нормальной обстановке мысль течет .последовательно, каждая фраза лепится из ряда звеньев и дополняется последующими фразами и продолжается, покамест поставленный вопрос не окажется рассмотренным до конца.

 Горячий, легко возбуждающийся человек и в речь вносит нервную напряженность. Не закончив начатую фразу, он переходит к следующей, нарушая прямо логический ход развития мысли.

В момент сильного потрясения, однако, даже у очень спокойного человека речь становится несвязной.

 Таким образом, ритм говорит нам о характере данного человека вообще, о его темпераменте.

 А также о его состоянии в какой-то конкретный момент.

Так же неестественно и фальшиво звучат со сцены слова роли у актера, формально отработавшего и заучившего интонации.

Почему же в жизни мы умеем говорить, а на сиене как будто теряем это умение?

Это происходит потому, что в жизни слова рождаются у нас в результате сложного внутреннего процесса, в котором мы даже не отдаем себе полного отчета.

 Поиски же готового результата внешней выразительности произнесения отдельных фраз есть насилие над природой, нарушение органического жизненного процесса. И природа наша не отзывается на подобные попытки, отказывается в них участвовать.

 Плодом всех усилий оказывается фальшивое механическое звучание текста роли. Вместо того чтобы гнаться за результатом, актер должен понять, что приводит к этому результату, вместо того чтобы искать интонацию отдельной фразы, он должен сознательно пройти весь путь, который в жизни приводит к рождению слова.

Эта работа называется на языке театра созданием подтекста роли.

С чего же нужно начинать работу по созданию подтекста?

 За какую «ниточку» потянуть, чтобы разбудить свою творческую природу?

 По какому пути направить поиски? Мы уже знаем: по пути действий.

Ведь в жизни мы говорим всегда для того, чтобы словом воздействовать на других людей.

Слово есть одно из проявлений целенаправленного действия.

Когда мы имеем дело с неодушевленными предметами, мы не прибегаем к словам.

 Для того чтобы перенести стул из темного угла к окошку, незачем обращаться к нему с речью!

Бывают случаи, когда мы вступаем в общение, скажем, с портретом любимого человека или с каким-то предметом, принадлежащим уехавшему или умершему другу.

 Тогда мы видим в нем уже не просто предмет, а как бы частичку отсутствующего друга.

В прямом общении с человеком можно действовать как физически, так и при помощи слов.

Иногда слова приходят к нам мгновенно, иногда после мучительных усилий, но всегда это происходит одним путем.

 Какие-то факты, какие-то условия жизни ставят перед нами определенную цель, требуют активных действий.
 Эти действия облекаются в форму слов.

 Отсюда следует, что, получив роль, мы, прежде всего, должны выяснить, ради какой цели произносятся те или иные слова; какое действие в них заложено; чего герой добивается с их помощью от партнера.

Но партнер — живой человек. Он сопротивляется вашему воздействию и сам в свою очередь чего-то от вас добивается.

Возникает борьба, которая составляет сущность всякого общения. Хочу напомнить, что борьба — не значит вражда и не обязательно она вызвана неразрешимым противоречием.

В основе каждого высказывания героя, в основе каждой реплики роли лежит какое-то действие, направленное к достижению определенной цели — к осуществлению определенной задачи.

 А цель эта появляется вследствие окружающих условии, в результате каких-то фактов, каких-то событий.

Но как любое отдельное действие бывает подчинено определенной задаче, так и каждая задача героя в событии не существует сама по себе.

 Она входит в сквозное действие роли, подчиняется ему, составляет его часть. Всегда можно проверить, верно ли поставлена конкретная задача: для этого надо посмотреть, соответствует ли она сквозному действию роли.

 В свою очередь сквозное действие всегда направлено к осуществлению сверхзадачи роли — к достижению главной цели героя, определяющей его жизнь или большой отрезок его жизни.

Например, какой-то персонаж на протяжении всего спектакля одержим стремлением накопить полную кубышку денег.

 Ясно, что какое бы событие ни произошло, он будет действовать так, чтобы извлечь из него выгоду.

Случись пожар, он будет спасать имущество, а не помогать соседям.

 Если в пьесе он бросается на помощь людям, очевидно, вы ошиблись в определении сквозного действия роли.

 Сверхзадачей «героя» будет, очевидно, личное обогащение любым путем.

Любое, самое сложное действие, совершаемое ради самой важной цели, складывается из ряда простейших физических действии.

Подтекст фразы может быть «прямым» — близким к произносимому тексту.

«Ну садись, поговорим», — предлагают ученице, а в подтексте: «Доверься мне, я постараюсь тебе помочь».

 Действие — вызывает на откровенность.

 Но подтекст может быть и «обратным». «Ну садись, поговорим», — с теми же словами  обращаются к навязчивой соседке. В подтексте невольно звучит: «...поскольку иначе от тебя не отделаешься!»

Теперь  именно отделываюсь от ненужного разговора, хотя прямой смысл произносимых слов поощрительный.

Подтекст отдельной фразы, отдельной реплики выражает действие, заложенное в ней. В подтексте же всей роли раскрывается ее сквозное действие, отражается вся полнота внутренней жизни героя.

Чтобы слова роли стали для актера своими, необходимо сделать так, чтобы они не просто механически вспоминались, по сами возникали в нас, рожденные внутренней потребностью, как это происходит в жизни.

 Для этого нужно не только определить действие, но и полностью воссоздать весь внутренний процесс, в результате которого рождаются слова героя. Иначе говоря, полностью разработать подтекст роли.

Прежде всего, огромное значение в нашей внутренней жизни имеет воображение.

 Не надо думать, что воображение — это какое-то свойство, присущее только людям искусства.

 Любой человек обладает воображением, и работа воображения происходит в нас постоянно и непроизвольно.

 Стоит назвать какой-то предмет, и он появляется перед глазами.

 Упоминая о человеке, мы ясно видим его лицо.

Рассказывая о пережитом событии, мы вновь переживаем его во всех подробностях, видим окружающую обстановку, находившихся в то время рядом людей, выражение их лиц.

Все, о чем слышим, о чем читаем в книгах, мы представляем себе зрительно. Всякое воспоминание рождает в нас зрительные образы.


Рецензии