Древняя мозаика из фрагментов сценария будущего

 (Из сборника эссе «Мой календарь знаменательных дат»)

Ну, кто ж не помнит (из моего поколения уж точно), что 18 марта – это День Парижской коммуны (1871г.) !?! Не знаю, запомнится ли также накрепко этот День, как национальный (?) праздник воссоединения Крыма и России (хотя бы теми же моими сверстниками), но День Парижской коммуны… Это как номер  комсомольского билета: разбуди, среди ночи, все цифры отвечу без запинки. Спрашивается, зачем засорять мозг подобной информацией? Зато ведь, что было дорого и мило – позабылось, поистерлось, а эти дурацкие шифро-коды – нате, пожалуйста, словно дата своего рождения (я иной раз номер своего сотового и то, засомневавшись, подглядываю (правда, и номеров  за эти годы сменить успела…). Так, что там было, с той коммуной? Первый Интернационал: «Отречемся от старого мира…», ну и так далее. Помнится ещё, что В.И.Ленин на II конгрессе Коминтерна (за год до 50-и летнего юбилея) поставил задачу (только, что-то запамятовала: перед кем именно): «К этому времени (к юбилею, то есть), - мечтал вслух Кремлёвский мечтатель, - Франция должна стать советской республикой!» Во. Ну, была бы хохма! –  Вы только представьте себе: сидели бы вечерами красные партийцы, где-нибудь в кафе-шантане, пили белое вино и трескали устриц, споря, какую страну следующей республикой записать, а потом, кидались бы жареными каштанами и валяли друг дружку в сене: в шутку, конечно, не всерьёз («всерьёз» у них другие способы имелись), - какое же партийное собрание –  без бузы?.. Супер. Такой эксперимент только при большой температуре, в бредовом сне привидеться может. Или от передоза общего наркоза: Франция – и, вдруг, – советская республика. УжОс. Главное, короче, вовремя проснуться. К счастью, наполеоновским планам Ленина не суждено было сбыться. Да  иначе и быть не могло:  если Наполеон закончил свои дни в изгнании на острове св. Елены, а Владимиру Ульянову приглянулся псевдоним, связанный с рекой Леной…Ну, вы понимаете: с таким <псевдонимом> мечтать о присоединении Франции – абсолютно проигрышный вариант.

...Не менее «забавно» и другое событие. Во первых тем, что согласно подсчётам англо-саксонского летописца, бенедиктинского монаха и учителя Св. Достопочтенного Беда (жившего 674 – 735 г.) – на 18 марта 3952 года до нашей эры приходится… ни больше не меньше – День Сотворения нашего мира (!). Ни один коммунар за такие расчеты (добровольно бы) не взялся. Одно дело передвинуть календарь на две недели и внести изменения в алфавит, сделав его бессмысленным, и тем самым, отречься от старого мира, другое дело – по латыни выражаться и в столбик считать. Мда.

… Немного ранее (притязаний Ленина), 18 марта 1797 года Государь Император Павел I, кроме Указа, должного, по его мнению, положить конец «неправосудию и взяточничеству» (ещё один петропавловский мечтатель, ох…), издает Указ  о….«Свободе культов» (!) Здесь, надо полагать, в первую очередь, имелись в виду масоны и масонские ложи, потому что ведьм на кострах давненько не жгли (только большевики, придя к власти, эту древнюю традицию вернуть решили…).

Лирическое отступление:

18 марта 1918 года вышло постановление Совнаркома о закрытии московских буржуазных газет «с преданием редакторов и издателей революционному суду и применением к ним самых суровых мер наказания». Понятно каких. Поэтому понадобилось два года, чтобы «выковать» редакторов, соответствующих революционному времени, с прицелом и на светлое революционное будущее. И уже в 1920 году вышел первый номер газеты «Коммунистический труд». Через два года, когда информации, чтобы ежедневно писать о коммунистическом труде оказалось маловато, газету, без особого шума,  переименовали в «Рабочую Москву». Но и тут, выкованные редактора, оказались в затруднительном положении: Москва оказалась не только рабочей: в ней трудились инженеры, музыканты, художники, писатели, политэмигранты и политические деятели. Журналисты были в панике, что грозило затормозить процесс бесперебойного оповещения горожан, о том, что… они и сами прекрасно знали. А, чем такое промедление могло обернуться для руководства издания, редакторам революционной закалки объяснять нужды не было. Поэтому в 1939 году та же самая газета стала выходить под весьма расплывчатым названием: «Московский большевик»…Да она и сейчас выходит, – газета эта, претерпевшая столько метаморфоз: только с 1950 года  это славное издание получило название, соответствующее текущему моменту и светлому будущему и стало называться – «Московская правда». Честное слово.

…Кроме того, в этот день на Земле (как и положено человеческой природе) народилось множество интереснейших личностей.

Например, 18 марта 1757 года родился монах Авель – легендарный монах-провидец, предсказавший целый ряд исторических событий второй половины XVIII и последующих веков. В частности, он описал множество потрясений и войн, а также даты обстоятельства смерти… российских самодержцев, начиная с Екатерины II. Всё сбылось. Монах жил один в келье, вел жизнь аскета. Предсказал он и собственную смерть, и записал как это будет. Когда в монастырь проникла холера, Авель вышел из добровольного заточения и помогал своим собратьям, сколько было сил. Но, заразившись, умер в назначенный день и час, как и было записано в его «дневнике», в 1841 году, считая, что выполнил, возложенное на него свыше.

...18 марта 1877года в США, (Хопкинсвилль, штат Кентукки) – родился американский ясновидящий и врачеватель Эдгар Кейси. Кейси был автором около 26 тысяч предсказаний на самые различные темы. Поскольку подавляющее их число было сделано им в особом состоянии транса, напоминающем сон, то он получил прозвище «Спящего пророка». (Обстоятельства появления необычного «дара» Кейси впоследствии были описаны писателем Артуром Халлом, опубликовавшем книгу «И вот приходит шум мыслей», написанную на основе дневниковых записей пророка. Где, например, говорится, что Кейси стал ясновидящим, вскоре после того, как на Кентукки «обрушились громкие, доводящие некоторых граждан до ужасающих нестерпимых головных болей и даже самоубийств, звуки абсолютно загадочной природы»)…

Возрастающая слава Кэйси приводила к нему разных людей. Одни хотели, чтобы он  привлёк к ним удачу, другие – раскрыл будущее. Кейси на такие просьбы не откликался. Но однажды, в виде эксперимента, сделал несколько таких  предсказаний. Все они были неуспешны. Проделывая такую «бессмысленную работу» Кейси сильно страдал: чувствовал потерю энергии, слабость и опустошение. В итоге, Эдгар Кейси пришёл к выводу, что он должен использовать свой дар только для помощи страждущим и больным. А если пророка кто-то спрашивал, почему именно ему достался столь непостижимый дар, он всегда отвечал словами Будды: «Никогда не спрашивайте – почему».

В течение 43 лет Кейси занимался медицинским диагностированием посредством ясновидения. Он представил в созданную им «Ассоциацию исследований и просвещения» (A. R. E.) отчёты о 30 000 случаев диагностирования и сотни полных историй болезней. Ассоциация продолжает существовать и после смерти Кейси: насчитывает около 100 000 членов и имеет отделения в разных странах. А умер Эдвард Кейси 3 января 1945 года в возрасте 67 лет.
«Как сильно мир сегодня нуждается в Боге», - таковы были его последние слова.

...18 марта 1886 года Курт Коффка, немецкий психолог основал совместно с Вольфгангом Кёлером и Максом Вертеймером одно из течений психологии – школу гештальтпсихологии. Однако большинство считают основателем гештальтпсихологии Ф. Пёрлза. Ответ прост: это ошибка. Ф.Пёрлз и его «команда» (те, кто разрабатывал этот метод психотерапии вместе с ним) просто взял уже существующее название у психологов. По словам самого же Пёрлза (жена которого как раз была гештальт-психологом), он взял уже существующее название по чисто коммерческим причинам. Многие сулили ему провал – возникнет путаница: клиенты будут путать эти два разных вида деятельности: психологии и психотерапии.

Однако вышло иначе. Имя Ф. Перлза и его метод – «гештальтпсихотерапия» (который он постоянно менял, что-то добавляя или убирая) сегодня известен даже дилетантам в этой области. На сегодняшний день это уже «ветвистое», мощное дерево. А вот лидеров гештальт-психологии (поскольку это не одно и тоже), тем более, родоначальников – знают, пожалуй, только специалисты. Насмешка судьбы.

…18 марта 1901 родился Мэнли Палмер Холл – писатель, лектор, философ-мистик, создатель «Философского исследовательского общества», таролог. За свою 60-летнюю карьеру он дал около 8000 лекций в США и других странах, а также является автором более 150 книг и эссе и многочисленных статей, издателем трех журналов. Одной из его главных работ (написанной в возрасте 28 лет(!),  считается «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии». В данной работе Мэнли Палмер попытался соотнести между собой учения различных оккультных традиций. Причем, этот труд написал автор… не имеющий высшего образования (!). И данную книгу и  серию оккультных книг, тут же ставших известными, Мэнли написал… благодаря исключительно своей эрудиции (!). «Энциклопедическое изложение ….» носит документальный характер и содержит многочисленные иллюстрации, и подлинные тексты мистических сочинений: документы розенкрейцеров, рецепты алхимиков, каббалистические правила. Как считает, переведший книгу на русский язык доктор философских наук В.В. Целищев: «Основное внимание Холл уделяет аллегорическому и символическому значению действующих лиц и историй, категорически отказываясь от буквального толкования. Кроме того, книга выгодно отличается от подавляющего числа оккультных изданий, в которых мистицизм является синонимом иррационализма…».

Важно отметить, категорическое замечание Целищева, о том, что сами выдающиеся мистики никогда не ставили знака равенства между двумя этими понятиями (!).

На русском языке выходили и другие книги Холла: «Адепты»; «Оккультная анатомия человека»; «Оккультное масонство»; «Перевоплощение»; «Самораскрытие посредством упражнений, направленных на постижение»; «Утерянные ключи масонства».

Он был рыцарем-покровителем масонской исследовательской группы в Сан-Франциско, с которой был связан в течение ряда лет, предшествовавших его масонскому посвящению. 28 июня 1954 года он был посвящён в степень ученика в ложе «Камень» № 374, в Сан-Франциско (в настоящее время она носит название «Объединённая» ложа). Возвышен в степень подмастерья 20 сентября 1954 года, и возведён в степень мастера-масона 22 ноября 1954 года. Через год он был посвящён в дополнительные степени Древнего и принятого шотландского устава (начиная с 4 степени). Позднее был посвящён в 32° Древнего и принятого шотландского устава (ДПШУ) в долине Сан-Франциско. 8 декабря 1973 года, в возрасте 72 лет, он достиг 33° ДПШУ. (ПРИМ. автора статьи: что означают ступени или степени посвящений, прошу прощения, мне не ведомо). Умер Мэнли Палмер Холл в 89 лет.

…Через 18 лет 18 марта родится Гертруда Элизабет Маргарет Энском – английский философ-аналитик. Инициатор этического неоаристотелианства. Ученица и последовательница (что тоже говорит о многом) Л. Витгенштейна. Католичка. После смерти «учителя» она занималась переводом его текстов с немецкого на английский язык и изданием научных трудов Витгенштейна., в том числе – работы «Философские исследования».

В 1970 –1986 годах Элизабет – профессор философии Кембриджского университета. Замуж Маргарет Энском вышла за философа и логика Питера Гича. Вопреки расхожему мнению, что «в семье ученых дети только мешают…», – в семье Элизабет и Питера было три сына и четыре дочери. (авторская ремарка: Боже, когда же они, действительно, успевали быть выдающимися философами, лингвистами и т.п.?!)

Труды Элизабет Энском получили мировую известность в следующих областях:
====================================

- философии сознания,
- философии действия,
- философии языка,
- этики,
- философской логики.

Так, в этику ею был введен термин «консеквенциализм» (общее обозначение для тех групп моральных теорий. С этой точки зрения, считается, что лишь последствия поведения могут служить подлинной основой для какой-либо его оценки. Таким образом, с точки зрения консеквенциалистов, морально прАвый акт (или бездействие) это тот, который даёт хорошие результаты или последствия (включая те изменения, которые были совершены в ходе получения этих результатов).

В крайней форме, идея консеквенциализма выражена в русской пословице «Цыплят по осени считают». Иными словами, если цель достаточно важна, то любой способ ее достижения является … приемлемым.

В философию Элизабет  привносит тему «интенции» –  т.е. направленности сознания, мышления на  какой-либо предмет. Важно то, что в основе такой направленности лежит не столько «желание», сколько – «замысел». Желание, как известно, может представлять собой влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь. Замысел же понимается как «задуманный план действий». Кроме того, интенция также может означать бессознательное намерение, буквально: «то, что ведёт меня изнутри туда, куда я хочу». Сама Элизабет и её последователи, считали: «…что-то внутри человека (причём, более мудрое) очень хочет осуществиться и буквально  в е д ё т   его, зная как именно можно  это сделать».
 
… А ещё через несколько лет 18 марта 1925 года в далёкой (и ныне уже не существующей) Югославии родился будущий философ Ваня Шутлич. Шутлич является одним из главных представителей феноменологической школы Хайдеггера в Хорватии и Словении (бывшей Югославии).

«Феноменологией» называется направление в философии, определяющее свою задачу как: «беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт».

Феноменология предполагает обращение к ПЕРВИЧНОМУ ОПЫТУ (у Гуссерля,  «отца» феноменологии» – к ОПЫТУ ПОЗНАЮЩЕГО СОЗНАНИЯ, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцедентальное Я» (т.е. лежащее за пределами повседневного опыта, недоступное (логическому и пр.) познанию.  Это вид познания, которое называют «духовным», «запредельным», «божественным»…) т.е. – «чистое смыслообразование» (или, – и н т е н ц и о н а л ь н о с т ь).

Вышесказанное – не мистика, не алхимия и даже не фантастика. Это то, как «Бессознательное» пытается «ВЫЙТИ С НАМИ (с нашим осознанным «Я») НА СВЯЗЬ» (поскольку именно оно, а не сознание (ум), целенаправленно «рулит» всей человеческой жизнедеятельностью). …………………………………………………………

Вот такая интересная, загадочная, «мистическая» там, где она просто не поддаётся нашему познанию (вернее, поддается, но не привычным, для большинства, способом), Жизнь, – явленная нам со всех сторон на примере «даров» 18 марта. Или так: веками люди ищут адекватный язык, чтобы была возможность зафиксировать этот «бесконтактный опыт» взаимодействия с тем, что явно превышает известные и понятные человеку способы постижения окружающего мира (включая самого человека) и находящегося «в ином измерении», но в тоже время, существующего одновременно, будущего. Но, даже показывая через кого-то, что такое и впрямь возможно, само ОНО, тем не менее, постоянно ускользает (и от нашего восприятия и от его познания/осознания). Однако не насовсем, а лишь для того, чтобы найти себе другое… «передающее устройство», избрав для этого, к примеру, новых людей. (А, может, эти «люди» просто изначально обладают какой-то сверхчувствительностью, до поры до времени, сами о том не ведая?)..

… Закончить обзор прожитого (в разные годы) весеннего дня, хочется высказыванием Мэнли Холла: «Жить в мире, не стремясь понять его смысл, – всё равно, что расхаживать по огромной библиотеке и не трогать книги».

«Стремиться понимать», конечно, трудно (в том смысле, что это бывает и сложно и требует определенной доли труда). Тернистым и пугающе непростым бывает и сам Путь познания: ведь «пути» (способы познания), как было сказано выше, бывают довольно разными. Поэтому далеко не всякому, даже искренне ищущему такого «контакта», может оказаться близок тот, или иной <путь>. И довольно часто выходит так, что: блуждает человек большую часть своей жизни в этом изнурительном, ничего не дающем поиске, поскольку настойчиво игнорирует, с его точки зрения, неприемлемое, не решаясь выйти за пределы прежнего опыта. Однако Жизнь так устроена, что рано или поздно, главные Выборы человеку всё равно всегда приходится делать самому... Но и не согласиться с процитированной выше цитатой, по-моему, тоже невозможно. Во всяком случае, до тех пор, пока ЧТО-ТО  во  МНЕ  стремится к этому познанию…


;)


Рецензии