Шахматная Шкатулка. Взятие на проходе

Взятие на проходе и запрет рокировать через битое поле

Один из интереснейших моментов в шахматах – рокировка и двойной ход пешки с начального поля.
Сейчас мы поговорим о контроле прохождения полей.
Изначально фигура перемещается из точки А в точку Б как бы минуя бесследно все поля траектории своего движения.
В этом смысле идеален ход коня.
Конь «не замечает» минуемое «пространство» и сразу попадает из пункта А в пункт Б. При этом он легко «перепрыгивает» другие поля и фигуры.
Королю во время рокировки, также совершающему перепрыгивание соседнего поля, категорически запрещено это делать, если минуемое поле находится под ударом другой фигуры.
Формулируется это так: рокировка через «битое» поле невозможна.
Отсюда и препятствия к рокировке путем, например. перемещения слона на а3, что запрещает при случае королю миновать контрольное поле f8.
Любопытно, но если пешка перемещается, например, с с2 на с4, а черные фигуры атакуют поле с3, ни одна из фигур (пешка – не фигура!), побить пешку на с3 не может.
Возникает противоречие: при ходе короля ладья, слон или конь «видят» «битое» поле, при ходе пешки – «не видят»!
А вот пешка не просто «видит» проходящую мимо пешку, но и берёт её!
При всей своей внешней «незначительности» правило «взятия на проходе» является одним из фундаментальных индикаторов степени развития  игры на плоско организованной структуре и приближении её вплотную к монофигурному пределу.
Оно тесно связано с другим интересным «правилом», широко бытовавшим в своё время на отечественных просторах: одновременным движением двух крайних пешек на одно поле вперёд. Двойной ход одной пешки трансформировался в одинарный ход двух пешек одномоментно.
Любопытно, но чемпион мира среди юниоров 2015-го года любит перед партией поправлять пешки и берётся двумя руками за две крайние так, словно собирается их двинуть вперёд.
Контроль за полем траектории движения фигуры тесно связан с правилом запрета на «перепрыгивание» фигур через занятые другими фигурами поля.
И стремительное движение слона с g2 на b7 обеспечивается исключительно свободой этой диагонали от других фигур. При этом конь, атакующий, скажем, пункт е4 не может ни взять слона «на проходе», ни воспрепятствовать ему пересекать это поле, как это происходит в случае с рокировкой.
Исследованию этих вопросов автор посвятил много лет своей скучной теоретической жизни.
Ответом на большинство моих вопросов явились именно Мерцающие шахматы, так и не понятые при  жизни автора его современниками.
И только в самом конце жизни я наконец осознал, на какое гигантское расстояние я опередил своё время.


Рецензии