Роман и медведи. Часть5

        Через год, трагический случай с участием медведя, произошедший в другой экспедиции, снова косвенно, но гораздо более существенным образом, отразился на судьбе Романа. И случилось это так.
 
        В соседнем районе три работника поискового отряда – техник-геолог Крыгин, студент-практикант и рабочий – в пасмурный день шли маршрутом на отдаленном участке.

        Местность представляла собой заболоченный старый горельник с торчащими вкривь и вкось, голыми, побелевшими от времени сухими стволами лиственниц и очень редкими грядами кустов. 

        Крыгин был вооружен карабином, выданным ему для отпугивания медведей.
   
        В какой-то момент, из кустов появился медведь и спокойно остановился, не проявляя никакой агрессии. Однако, Крыгин тут же сорвал со своего плеча карабин и выстрелил в зверя.

        Медведь убежал, скрывшись за ближайшей грядой кустов. Тогда, Крыгин направился к этой гряде, удерживая карабин наготове.

        Внезапно, медведь выскочил из кустов и  чуть ли не мгновенно, в несколько огромных прыжков, оказался возле стрелка.

        Остолбеневшие студент и рабочий видели, как Крыгин стреляет каждый раз, когда медведь в очередном прыжке взвивается в воздух, но никакого эффекта от этой стрельбы не заметили.

        И вот, медведь уже обрушивается на стрелка, подминает его под себя, катает его по земле и рвет его тело зубами и когтями. Он сам явно ранен и вымещает на виновнике этого свою боль и злобу.

        Наблюдая эту жестокую и, казалось, бесконечно долгую расправу, студент и рабочий сами не заметили, как оказались на ближайших сухостойных лиственницах и молили бога, чтобы медведь не добрался и до них, так как повалить такие деревья ему ничего не стоило.

        Кстати, досталось и карабину – к дальнейшему использованию он был уже совершенно непригоден.

        Превратив тело Крыгина в кровавое месиво, насладившийся местью медведь, сам весь перепачканный кровью, грозно посмотрел на тех двоих, зарычал и, не спеша, удалился в кусты.
 
        Через какое-то время, больше не в состоянии держаться на почти гладком стволе, рабочий решился сползти с дерева, а затем помог спуститься и студенту, у которого от пережитого стресса отнялись ноги.
 
        Оставлять раненого медведя в живых было очень опасно, поэтому по заказу экспедиции в течение недели вертолет с охотниками-профессионалами каждый день подолгу барражировал над местностью, где произошла трагедия, но совершенно безрезультатно.

        В связи с этим несчастным случаем и за другие упущения в работе главный инженер экспедиции, в которой произошла эта трагедия, пожилой и заслуженный человек, был снят с должности.  На освободившееся же место, переводом из соседней экспедиции, назначили Романа, повысив его в должности.

        До этого он работал начальником геологоразведочной партии. И так совпало, что занял эту должность он – тоже после увольнения предыдущего руководителя предприятия – в связи с гибелью пьяного бурильщика на рабочем месте. Так в советское время «ценили» руководящих работников.   

        Здесь, необходимо уточнить, что вовсе не это, последнее, повышение в должности, а сам перевод в новый район и те особые, чисто объективные условия, которые существовали именно в этом районе, позволили Роману в будущем круто изменить свою жизнь.    

        Через три года он оставил должность главного инженера и перешел на другую, гораздо более интересную и перспективную работу – в филиал НИИ.

        А еще через несколько лет, окончив аспирантуру и защитив диссертацию, переехал с семьей в областной центр.

        И, толчком к этим важнейшм изменениям в его судьбе послужили, как было показано выше, последствия того трагического столкновения между геологом и медведем.

        Как-то, вскоре после увольнения Романа из экспедиции, домой к нему зашел, чтобы вернуть денежный долг, некто – Османов, ранее работавший бригадиром проходчиков подземных горных выработок.

        К тому времени этот Османов, прежде чрезвычайно энергичный, деятельный человек, орденоносец, имевший, правда, резкий, неуживчивый характер, уже почти совсем спился, нигде подолгу на работе не задерживался и вынужден был переквалифицироваться в пастухи-оленеводы.

        Иногда он приезжал из тундры в райцентр и там «расслаблялся» до тех пор, пока у него были деньги. Затем он обычно приходил к Роману, на правах старого знакомого занимал немного денег на дорогу и снова отправлялся в тундру. Вновь появляясь в поселке, он возвращал долг и все повторялось в том же порядке.

        Роман сочувствовал этому человеку со сломанной пьянством судьбой. А ведь года три назад, на прежней работе – в геологоразведочной партии Эн-ской экспедиции – Османов очень подвел его, неожиданно уволившись вместе с возглавляемой им бригадой проходчиков, чтобы отправиться за более длинным рублем на Камчатку.

        В итоге, объехав весь Дальний Восток, Османов оказался в Ом-ской   экспедиции, куда немного позже на должность главного инженера был переведен Роман. Правда, вскоре Роману пришлось и отсюда уволить его за многократные прогулы и вовлечение в пьянки других рабочих. Но сделал он это с большим сожалением.

        На сей раз этот пастух-оленевод посетил Романа после особенно длительного отсутствия. Он был совершенно трезв, но его вид страшно испугал младшую дочь Романа и ужаснул его самого, чуть ли, не вызвав у него слезы сочувствия и сострадания (хотя Роман не способен был плакать уже лет с двенадцати). Ведь и он в какой-то мере, пусть и отдаленно, был причастен к несчастью, случившемуся с этим пастухом-оленеводом.

        На месте левого глаза Османова краснели вывернутые веки, вся левая сторона лица, включая нос, была изуродована, левая рука не действовала, на теле были многочисленные свежие шрамы, несколько ребер сломаны.

        Эта трагедия случилась зимой, когда ему пришлось с карабином в руках защищать стадо оленей от голодного медведя-шатуна. Тогда, среди ночи, он несколько раз отгонял наглого разбойника выстрелами в воздух. Когда же медведь все-таки забрался в кораль и начал давить оленей, Османову пришлось стрелять в зверя. 

        У тяжело раненого, издыхающего медведя еще хватило сил, чтобы так изуродовать пастуха.

        Иллюстрация: природа Магаданской области


Рецензии
Интересно, Олег, как всё, о чём сам мало знаешь.
Не надо к ним лезть зря ума, и будет всем хорошо.
С уважением!

Валерий Слюньков   03.07.2019 19:52     Заявить о нарушении
Спасибо, Валерий, за отзыв!
С уважением,

Олег Ярошенко   03.07.2019 20:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.