5. Спустя четверть века

   
    Г Л А В А  П Я Т А Я

    Д Е Н Ь  Т Р Е Т И Й в П У Т И
       

      Наутро кто-то из местных жителей проинформировал нас о том, что до переправы через реку Уфа дорога уже изрядно подсохла, и по ней нет препятствий для движения. Водитель грузовика находит подходящее место, предлагает мне сгрузить с кузова наземь мотоцикл.
               
      На этом заканчивается наше совместное путешествие: водитель «Урала…» спешит в дальнейший путь, и мы друг с другом любезно прощаемся.

      От деревни Иглино до паромной переправы на противоположный берег реки Уфа по относительно ровной местности, изрезанной многими колеями, но подсохшей дороге, я проехал без каких-либо приключений.
 
      После переправы на правый берег реки, выбрав удобное место, подъехал поближе к ее берегу с тем, что бы отмыть от грязи мотоцикл. Часа два было потрачено на очистку от присохшей грязи и мойку самой машины, коляски, обуви и брезентового плаща.

      Тут же на берегу, обогреваясь теплыми лучами майского солнца, я подкрепился из своего скромного продовольственного запаса. Примерно к десяти часам дня я выехал на трассу, продолжая путь до города Уфы

      Уфа – столица Республики Башкирии (ныне Башкиростана), основана в 1574 году как пограничная крепость на месте башкирского укрепления Туратау. В 1740-х годах в обиход вошел герб Уфы – в серебряном поле бегущая по зеленой земле куница натурального коричнево-бурого цвета.

      Этот герб восходит к самым первым территориальным эмблемам. Уфимская крепость основана и была призвана защищать башкирские земли от набегов соседних ханств и одновременно служила центральным пунктом сбора подати.

       Мех куницы и соболя издавна ценился на Руси, и на основе договора с русским царем башкиры условились платить подать мехом куницы.

       В городе Уфа я двигался по его улицам и проспектам, приведшим меня к большому мосту через реку Белая. Проезжая по городу я остановился у почтового отделения с тем, чтобы телеграфно сообщить домашним о своем месте нахождения и одновременно купить марку с погашением ее в маршрутном листе.
      
      Проехав мост, я оказался в северо-западной части города. Здесь, на обочине дороги, на деревянном столбе была прикреплена дощечка, на которой надпись гласила: «ОКТЯБРЬСКИЙ - 230 км».

      Это означало, что мое путешествие по Башкирии закончится где-то за городом Октябрьский, что уже на территории Татарской автономной республики.

       На этои многокилометровом отрезке пути мне встречались только два населенных пункта: Языково (слева – в стороне пути) и Кандры – на самом пути, где я останавливался для того, чтобы осмотреть колеса мотоцикла, заправить горючим бензобак, долить масла в картер двигателя.

       В остальной части пути лежала безлюдная степь. К полудню я достиг утопающего в зелени городка, который мне показался оазисом в безлюдной пустыне.

       Осенью 1937 года было выбрано место для строительства поселка нефтяников. Уже дали нефть разведочные скважины, расположенные на площади между деревнями Нарышево, Туймазы, Максютово и Туркменево.

        Вырисовывались контуры нового нефтяного месторождения, открытого в 1937 году в угленосных отложениях. Место закладки будущего поселка туймазинских нефтяников называлось Шайтан-поле ("Чертово поле" - Авт.) 

        Ни деревца, ни кустарника, бугры да воронки, и круглый год дуют ветры, как в  аэродинамической трубе. Одно хорошо: поселок будет рядом с промыслами, возле речки Ик и недалеко от деревень Муллино и Туркменево.

        В 1938 и 1939 годах в новом поселке были построены два десятка одноэтажных саманных домиков, здания рабочего клуба, столовой, почты. В это же время из гипсоблоков поставили три двухэтажных дома и хлебопекарню.

        Так была построена первая улица поселка, который нефтяники назвали Соцгородом. С открытием в сентябре 1944 года девонской нефти эта улица поселка стала первой улицей города Октябрьского, она получила название Девонской.

        Долго служили нефтяникам и строителям эти дома-первенцы. Лишь в середине пятидесятых годов на их месте возвели новые капитальные здания. (Сокращенно из: http//www. oktbtower.narod.ru/histor/nachalo.htm).

        Да, теперь здесь красовались многоэтажные дома, широкие с зеленью улицы. Впервые не сворачивая с пути, а прямо у дороги я увидел ресторан, в котором можно было не только помыть лицо и руки, но сытно пообедать, что в те времена встречалось крайне редко на пути туриста или путешественника.

         Со свежими силами я покинул город, решив, во чтобы-то ни стало, к концу третьего дня пути достичь столицы Татарской АССР – города Казань. 

  На самом высоком месте Татарстана – Бугульминско-Белебеевской возвышенности расположен город с необычным названием – Бугульма.

          Первое упоминание о Бугульме датируется 1736 годом. Небольшая дере¬вушка в лесу у речки, рядом с наезжен¬ной купеческой дорогой – впоследствии именуемой большой Московский тракт, была насе¬лена тептярами (татарами, марийцами, мордвой).

          В 1781 году, согласно Указу Екатерины-II, разросшаяся к тому времени Бугульминская слобода приобретает официальный статус уездного города, начинает свой более чем двухвековой отсчет.

          По поводу происхождения названия города существует несколько этимологических версий. Московские ученые, к примеру, перевели слово «Бугульма» как «Быковка», исходя из того, что корень слова «буг» на тюркских языках означает «бык».

          Некоторые бугульминцы считают, что в переводе с татарского «Бегельм» означает нечто извилистое, постоянно меняющее направление – «серпантин… » (Сокращенно из: http//www.bugulma-rt.ru/history)
    
          Город Альметьевск расположен в Прикамье, на склонах Бугульминско-Белебеевской возвышенности, на левом берегу реки Зай (приток реки Камы), в 16 километрах к северо-западу от ж. д. станции Альметьевская, в 279 км к юго-восточнее Казани.

        Город основан в XVII веке. В связи с открытием и разработкой нефтяных месторождений село Альметьево в 1953 году преобразовано в город Альметьевск. Название в русской притяжательной форме от башкирского личного имени Альмет.

        Город Альметьевск крупнейший центр нефтяной промышленности Татарстана. (Сокращенно из: http//www.Almat-info.ru/city/).

        Город Чистополь расположен в центре Республики Татарстан и служит, в силу своего географического положения, связующим звеном между Востоком и Западом республики. 

        Крупная пристань на реке Кама (Куйбышевское водохранилище). Узел автомобильных дорог Казань – Сорочьи Горы – Альметьевск. Расстояние до Казани – 144 км, до ближайшей  железнодорожной станции Нурлат 125 километров.

      Край беден общераспространенными полезными ископаемыми: отсутствуют промышленные запасы кирпичных глин строительного песка, питьевого качества воды. Район образован в 1930 году. (http://info atcenter.ru regions/)
               
       Мне крупно повезло. Я приехал к переправе тогда, когда паром приближался к берегу. Желающих переправиться на противоположный берег было много, но на мою просьбу пропустить меня вне очереди откликнулись. До Казани оставалось не далеко, но я уже был не один.
 
      На заднем седле мотоцикла пристроился добиравшийся на попутном транспорте к Казани средних лет мужчина. Он оказался коренным жителем столицы Татарии и когда мы приблизились к городу, указывал мне путь к его жилью. 

        Казань основана в 1177 (по новейшим данным) булгарами. С конца XIII века назывался Булгараль-Джадид (Новый Булгар). Являлась пограничной крепостью, защищавшей северо-западные границы Болгарии Волжско-Камской.

        В XIII-XIV веках – столица Казанского княжества. В 1399 году Казань разрушена войсками московского князя Юрия Дмитриевича, вновь отстроена в первой половине XV века.

        С XV века – экономический и торговый центр Среднего Поволжья, столица Казанского ханства. В 1552 была завоёвана Иваном IV и присоединена к Русскому государству. С 1708 – губернский город.

        В 1714 в Казани возникла суконная мануфактура, в 1718 – Адмиралтейство. В июле 1774 город штурмом взят (кроме Кремля) войсками Е. И. Пугачёва и сожжён.

        В конце XVIII века Казань – большой самобытный двуначаль¬ный: европейско-азиатский город. В XIX веке в Казани появляются крупные капиталистические предприятия по переработке сельскохозяйственных продуктов, металлообрабатывающие, деревообрабатывающие, мыловаренные, льнопрядильноткацкие и др.

        В 1804 году  в городе Казань основан университет. По уровню благоустройства и торговли Казарь была одним из процветающих городов России. (Из: http//www.kazan-info.ru/history/)

         Уже темнело, когда мы, петляя улицами Казани, подъехали к небольшому домику. Здесь моего пассажира ожидали жена, их дети и родители. Приняли они меня очень тепло.

         Помывшись, мы вошли в просторную комнату, посреди которой на столе, покрытом  белоснежной скатертью, стояли разные яства и несколько бутылок водки. Хозяева не скромничали – пили стопками часто.

        Ко мне отнеслись уважительно, понимая, что наутро я должен быть «в порядке». Слово за словом потекла речь о моей поездке, и тут-то загорелись сердца отца и сына – бывших фронтовиков.

        Отец, уже в годах, к тому не совсем здоров, не осмелился, в противоположность ему, сын был готов наутро отправиться со мной в поиске фронтовых дорог. Вначале вроде бы все носило шутливый характер, но сын, захмелев, велел жене собрать ему необходимое в дорогу.    

       Разгорелся жаркий спор между супругами, а мне от этого было не по себе: приютили, накормили, а я своим появлением внес раздор в семье.

       – Не прекратишь, наш гость уходит он нас,– схитрила жена.

       Она, глядя на меня, как бы умоляла подать вид, что собираюсь покинуть их жилье. Это подействовало, а он, налив себе стопку, одним махом выпил ее, крякнул, обтер рукавом губы, повернулся и последовал к кровати, на ходу бросил:
 
        –  Эх! Где наше не пропадало…

        Молчаливо прошло несколько минут, и мощный храп бунтаря наполнил комнату.
       
        Наутро, как ничего не бывало. Хозяева опохмелились, о вчерашнем скандале даже не упомянули. Плотно позавтракали и приступили к обсуждению вопроса, каким путем мне следовало двигаться по улицам незнакомого города с тем, чтобы оказаться на шоссе, ведущем к городу Чебоксары.

        Остановились на вчерашнем бунтаре. Он, знающий лучше других членов семьи свой родной город Казань, и будет моим проводником. Поблагодарив хозяев и распрощавшись с ними, с их сыном на заднем седле мотоцикла, выехал на улицы города.

         Останавливался лишь у главпочтамта,где мне была необхидимость сообщить телеграммой семье в Челябинске о моем месте нахождения, купить и погасить почтовую марку.
       
          Затем, петляя улицами города, проехав мост, я остановился у перекрестка дорог, на котором оказалось несколько интересовавших меня указателей:

         «До Москвы – 820 км», «до Чебоксар – 166 км» и др. Здесь я распрощался со своим проводником.


Рецензии