3 дня рождения Йозефа

"Компания Earth Comm поздравляет абонента номер 0001043021456 с Днём Рождения! В этот замечательный день не забудьте напомнить всем знакомым, что Вы являетесь абонентом лучшего оператора связи во всей Солнечной Системе!
Так же упоминаем, что за неуплату счёта по услугам связи в течение двух месяцев абонент номер 0001043021456 будет блокирован завтра в 07:00."

Ах, да, мне теперь 25.

Сообщение пришло в 6:59. В 7:00 в капсуле включился свет. Разность потенциалов воскресила сотни светодиодов и старинные ЖК мониторы. Нередко попадавшиеся битые пиксели создавали далёкое подобие фотографий глубокого космоса с плохой экспозицией. Экраны хлынули водопадом рекламы, назойливо предлагая средство наноочищения кишечника, 8-ядерный кухонный комбайн и прочую чепуху, которую я даже при желании не мог бы себе позволить. Ролики не дадут уснуть, а отключение "развлекательно-информационного утреннего пакета" стоит 10 земных кредитов в сутки. Лучше съем на завтрак нормальных яиц.

Очереди в душевые. Я стараюсь не думать о происходящем. Тамае на Марсе, университет уже полгода как позади, и всё это время я перебиваюсь подработками и живу в капсульном мотеле. Пламя юношеского максимализма, опалившее трезвый взгляд на вещи, было потушено суровой реальностью слишком поздно. Удивительно, но в век колонизации диплом экзотического биолога, специализирующегося на внеземной органике, и выпускная работа "Специфика и варианты развития не кремниевых форм жизни в условиях приближенных к земным" никому, кроме повёрнутого профессора, оказались не нужны и не интересны. А может и не удивительно. Я не говорю о популярности моей профессии среди самок.

- Простите, но вам не хватает кредитов. - уставшим голосом бросила полная кассирша, уже 3-й раз проверяя мои реквизиты. - Давайте я вам вместо натуральной яичницы принесу искусственную? Тогда как раз хватит.

 - Ну, ладно. Только не забудьте ещё пакетик соли. - я наконец забрал и бросил в сумочку для мелочи кредитку. Сколько не спрашивай, а кредитов больше не станет. Да и пара бомжей уже начинала кидаться неодобрительными взглядами. Ну, конечно, вонять - приемлемо, а ворчать в очереди, видимо, нет.

В мотельной столовой как всегда пахло... мотельной столовой. Говорят, что на еде не экономят, но подобные места словно специально создавали наперекор этому правилу.
Пытаясь не обращать внимания на вкус, я следил за новостным бордом, заменявшим тут одну из стен. Так стали делать даже сети насыщения с хорошей репутацией, ведь сложно отказаться от бесплатной стены. Я слышал, что какой-то бедолага построил себе дом из таких штук. Правда, через пару дней пустил себе заряд из бластера в глотку.

"Смелому заявлению Эдварда Доновица о колонизации 70% Сверхскопления Девы в течении 100 земных лет, возможно, не суждено сбыться. Недавно была потеряна связь с 17 колониями, находившимися в Рукаве Центавра. Конкретные обстоятельства пока не известны, но разведывательные и спасательные отряды уже в пути.
К другим новостям. 27-й клон Джона Леннона снова был убит последователями культа Сетевого Хаоса. Останки тела можно купить на E-bay..."
Пфф.. конечно. А через месяц фильм "Пришельцы против колонистов 25: Термояд на Центавра" внезапно выйдет на экраны суб-эфира. Кстати 23-й был сносный, мы смотрели его с Тамае...

Прослушивая инфо-канал, я бродил по Городу. Обычный маршрут пролегал через бизнес-центр, скрывающий свои страхи во вросших в облака небоскрёбах, с виду неприступных, но стоит индексу униминералов упасть, как из окон упадёт и пара брокеров. "Спустился с кредитных небес на валютную землю" - так говорили старавшиеся сойти за бывалого перекупщики. Я проходил через парк "Вест Парадайз", надеясь, что моя любимая скамейка не будет занята. Вот и местный бездомный, как по расписанию, совершает осмотр территории на наличие граждан готовых заплатить, только бы не слышать запах самой низкой социальной ступеньки. Его дело осложняется впитавшимся в кровь экономическим старообрядчеством; ему бы дали, но он берёт только наличкой. Когда я в последний раз видел бумажный кредит? Вот Петя-торговец катит свою коляску с дешёвыми закусками. Пара стариков успела оккупировать столик для шахмат. Подышав свежим воздухом, я обычно направляюсь погулять вдоль торговой улицы, но сегодня я просто задержусь здесь. Мне нравилось бездумно шататься, погружаясь в этакое забытьё, позволяя мыслям заполнить голову и смешиваться до состояния общего потока, где ни одна идея или воспоминание не задерживались надолго, а просто проскальзывали, уступая место. За наблюдением "холостого хода" своего мозга время проходило незаметно, безмысленно.
Но это мне нравилось не настолько, что бы заниматься этим всю жизнь.

Недавно начала набирать популярность демосцена. Несколько мегабайтов риман-кода в реальном времени были способны воспроизводить любую х-мерную геометрию. Чудеса начались на её симбиозе с расширенной реальностью. Скачав маленькую программу и наткнувшись на нужный тэг в музее, или специально наклеенный QR, вместо рекламы и сухой информации можно посмотреть красивое демо, интегрированное в окружающую обстановку. Это может быть исторический сюжет, или интересно визуализированная история, или красивое абстрактное действо, в котором можно находиться и наблюдать его с разных сторон. Интерактивные версии просто взорвали топ скачиваний.
Я баловался такими демосценами, и каким-то образом парочка попала в одну средненькую D-Art студию. Им понравилось. Мне предложили "интересное и перспективное" место, где сегодня меня ждёт собеседование. Этот шанс я не собираюсь упускать.

-Здравствуйте, я могу вам чем-нибудь помочь? - протараторила симпатичная, молоденькая секретарша, как только я вошёл в офис студии.

- Эээ, да. - после такой сверхзвуковой скорости речи мне казалось, что я говорю как умственно отсталый. - Я пришёл на собеседование.

-Хорошо, назовите ваш номер. - казалось, девушка не слушала, а только дожидалась момента чтобы заговорить.

- Что, простите?

- Номер. Назовите номер.

-Да, да, конечно, секунду. - вот теперь я точно самый неуверенный в себе человек в комнате.- 1 0 1 4.

- Пожалуйста, пройдите в кабинет номер 6. Дальше по коридору и налево, вторая дверь справа.

-Спасибо.

Вот и всё. Надеюсь, собеседование пройдёт хоро
Звон коммуникатора оборвал мысль.

- Алло?

- На связи. Это дядя Бенджамин.

- Привет, дядя! Давненько тебя не было видно. Всё нормально?

- Да, нормально всё. Слушай, я по делу звоню. Слышал про Центавра?

- Дурацкая реклама.
 
- Если бы. В общем, Управлению нужен человек твоей специализации, ну я и вспомнил, что племянничек на Земле прозябает. Место хорошее, Управление кадры ценит. Как подумаешь, перезвони. – дядя всегда был кроток на прощания.

За время разговора я успел добраться до кабинета. В одной руке был коммуникатор, а другая остановилась в сантиметре от сенсорной ручки двери.




              ***



Моё нахождение в лаборатории -- в принципе формальность, но как раз было время и желание повозиться с аппаратурой. Некоторые мелочи приятно делать самому.

Диод загорелся, аппарат пикнул. Препарат был готов.

-Забираю из слота патрон-инъектор. Заряжаю. Целюсь. Стреляю. Центральный объект получает выстрел в брюшную полость. В.И., запись идёт?

- Конечно, профессор. - раздался приятный, необходимо неестественный женский голос виртуального интеллекта.

-Великолепно.. Осталось только смотреть. Генерал, вы получаете передачу?

-Всё отлично. - искажённый голос генерала звучал спокойнее моего. Может потому, что у меня больше причин волноваться? - Мы возлагаем большие надежды на этот проект, и не позволим солнечным ветрам исказить... - кусок фразы потерялся по пути.

Несмотря на 11 световых минут, разделявших Йозефа и комнату с генералом, он отчетливо ощущал тяжёлые, безэмоциональные взгляды 7 главнокомандующих.

-Господа, прошу внимания. - Напряжение было невыносимо, но доктор всегда должен выглядеть уверенно. - Я прекрасно знаю, чего вам стоило раздобыть столько подопытных ещё на ранней стадии исследования. Не говоря уже о недавних процедурах. И хотел бы вас поблагодарить. А сейчас мы сможем наблюдать эффект "Агро 23.3".

В центре вольера находилось 7 обезьяноподобных существ. Основным внешним различием от земных гоминидов были большие размеры и чешуя, или скорее броня, состоявшая из огромного количества небольших пластинок, наложенных друг на друга. У суставов эти пластинки были сильно вытянуты и заострены. Но самым удивительным оказалось то, что эти пластинки были испещрены хроматорфами, способными динамично менять положение в очень твёрдой и плотной ткани. Проще говоря, прозванные хумилионами существа имели удивительную способность к маскировке посредством смены рисунка, текстуры и окраски своей чешуи.
Но сейчас эти опасные животные образовали необычайно красноречивую мизансцену. Детёныш и особь женского пола лихорадочно кружились вокруг подстреленного самца. Остальные хумилионы взяли в круг своего раненого брата, и испуганно мотали головами, выискивая опасность.
Началось представление.

Вступлением послужила гибель самки и ребёнка, чьи головы оказались размозжены одна другой. Всё происходило очень быстро. Да и зачем медлить, когда те, чьи грудные клетки проламываются от твоих безумных ударов просто окаменели от внезапности и сумасшествия происходящего? Ровно тридцать минут вдохновлённый "Агро 23.3" хумилион превращал в фуа-гра внутренности собственной семьи, втаптывая их в землю, пока не упал, обездвиженный сильнейшими спазмами мышц диафрагмы, в агонии хрипя всё тише и тише.
В этот момент никто не увидел и тени эмоций в глазах Йозефа.

…Шампанское в пробирках, поздравления и забавные истории о работе над Агро 23.3. Вот Трейси достаёт свой первый халат с солидным чёрным пятном посередине, вот Дебра рассказывает, как на ранней стадии экспериментов с хумами она кое-что напутала, и в конечном итоге наблюдала оргию. И что она, ради забавы, провела ещё несколько экспериментов. Оказалось, что в среднем после таких сеансов синтетической любви выживает 2 хума из 6. Но это уж слишком филантропичный способ истребить целую популяцию. Мы праздновали. Теперь наш гонорар был полностью отработан, многие уже запаковали вещи и с нетерпением ожидали утреннего рейса до материнской базы, что бы оттуда, уже через общую связь, вернуться домой.
Всё-таки неплохо, что я вовремя сообразил не подписываться на стандартную контрактную работу, а провернуть всё как временный найм исследовательского центра, который наскоро сколотил проведя полчаса с телефоном и студенческой записной книжкой. Подумать только: 3,7 цикла назад я был бедным студентом, а теперь -- главой исследовательского центра "A.G.R.O. Research", только что успешно и в срок завершившего свой первый, да еще и правительственный заказ.

-Йооозиии! - отвлёк меня от мыслей подвыпивший Баррет, - Дорогой наш доктор ЙАААУзеф! Неужели я один помню, что сегодня дважды прекрасный день для тебя?- Баррет резко повернул голову и вцепился взглядом в Дебру, в этот момент увлечённо обсуждавшую что- то с Майклом.

- Кхм.. кхм.. Я сказал... Я ОДИН ЗДЕСЬ ПОМНЮ О ТОМ, ЧТО ЭТО ОЧЕНЬ ДВОЙНОЙ ДЕНЬ?! - потеряв контроль над языком выпалил хмельной Барри.

Все сразу обратили на него внимание, и спустя секунду непонимания и неодобрения такого пассивно-агрессивного поведения на лицах заиграли хитрые улыбки. Дебра подскочила как ужаленная, и спустя полминуты вернулась с завёрнутым в подарочную бумагу прямоугольным предметом.
 
- Открой его! - сказала Дебра, протянув мне подарок.

- Давай открывай! - вторил Баррет.

- Шеф, открывай! - раздалось из угла.

Обёртка упала на пол. У меня в руках находился стеклянный параллелепипед с подвешенными внутри 23 колбами в компании нашей общей голографией.

- Тут все 23 версии Агро, все собраны из оригинальных, единичных заказов. - гордо и с улыбкой начал Баррет, уже овладевший своим языком, - Голографию в голошопе замутил Говард, а собрали всё в одной лавочке на матбазе. Как ты любишь: олдскульная, мультиплексная! - Барри на секунду остановился, что бы посмотреть мне в глаза, - с днём рождения, Йозеф.

-С днём рождения! - подхватили остальные.

Смеясь и раздавая благодарности, я бросил взгляд на вольер. Самец, получивший дозу Агро 23.3, неподвижно лежал посреди трупов. Его глаза были направлены на меня. Они моргнули.



Наконец, осталось добраться до дома.
Лампы линии сообщения примерно раз в секунду освещали кабину резким, искусственным светом. Ехать оставалось минут семь. Мне казалось, что частота, с которой осветители на мгновение разрезали уютную, тусклую атмосферу, увеличивалась. Моё предвкушение было изъедающим. Мне казалось, что я чувствую эту проклятую, хромированную коробку. Контейнер. Последний кусочек. Я знал, что эта сволочная вещица тоже смотрит на меня, сидит себе на противоположном кресле, поедая моё спокойствие. Смакует, заставляет свет всё чаще царапать мои глаза.

- Мне кажется, эти отношения нельзя назвать полноценными. - сказал я в пустоту кабины.

Но настоящий адресат с металлическим спокойствием лишь отразил несколько раз и без того раздражающий свет.

Приехали.

Дом. Милый дом. Чего я так волновался? Дома всегда спокойно. Уютно. Я и представить себе не мог, что примерно в 3 парсеках от ближайшей автономной колонии, в 3 парсеках абсолютной пустоты, лишь иногда прерывающейся случайным рождением и последующей смертью пары частица-античастица, может быть так уютно.

- Вика, музыку! - торжественно обратился я к моему домашнему ВИ.

- Как обычно? Случайный порядок всей библиотеки? - отозвались стены.

- Да. Я чувствую себя... многогранно.

О, музыка. Мысли снова встали по полочкам. Ни секунды времени не шло впустую. В голове прокручивались результаты последних тестов; отдел оптимизации явно сдал под конец, отчёты мне не нравились. Конечно, можно было бы ещё отполировать 23.3, но сроки, сроки. Есть ещё бумажная работа, но всё по порядку.
Как приятно, когда нет места тягучей бездеятельности. Есть вопрос? Он найдёт свой ответ. В порядке очереди.
Следующий?

Полчаса спустя мы с моей прекрасной, нежно блестящей хромированной коробкой проводим время тэт-а-тэт. Хромированный стул, хромированный стол, хромированный контейнер, и хромированная кружка с подаренным мне генералом какао. Я наконец решаюсь познакомить её с остальными, но... Почему бы сначала не насладиться деталями?

- Три, четыре, двадцать три, три, тридцать пять.

И вот хром начинает таять, оставляя голым тонкий, хрупкий на вид каркас. Занавес пал, встречайте! Наш гость - голова хумилиона.
Остаточные нервные импульсы, поддерживаемые шейным джеком, вызывали редкие, спонтанные подёргивания иногда просто двигательных единиц, а иногда целых дескрипторов. Непросто же ты мне досталась. Сначала нужно было кое-что подмешать в патрон-инъектор, что бы спазмы тебя не совсем доконали. Затем попасть точно в паховую артерию. Я долго тренировался. Оказывается, я неплохой стрелок. А потом ещё этот надоедливый Баррэт, не желающий уходить после вечеринки. Еле его сплавил. И тогда, только тогда я смог приступить к отделению тебя от твоего уже бесполезного тела. Это было непросто. Нужно было сохранить базовые функции своей омерзительно нелогичной ЦНС. На то, что бы понять как это сделать, у меня ушёл цикл! А как осуществить -- ещё полцикла. Зато я уверен, что воссоединение пройдёт гладко.

Схватив голову за её игольчатые волосы, впивавшиеся мне в ладонь, я потащил её в Комнату. Небольшая кладовая, для которой я нашёл особенное применение. Там темно, но я знаю положение каждой клетки почти наизусть. Аккуратно прилаживаю шейный джек к инсерту, проскакивает небольшая искра, и из головы вырывается истошный вопль, вопль уже мёртвого существа, снова ожившего, снова почувствовавшего совсем иного рода ощущения. Крик пронзает меня, пронзает и воздух вокруг.
И как плачь младенца провожает его из утробы в жизнь, так и этот крик означал только одно. Ожила. Ожила комната! Стены из эпидермиса и мышечной массы хумилионов поползли, заиграли миллионами оттенков! Углы и потолок из пластин и сухожилий задвигались, создавая лёгкий, причудливый поток воздуха! Я начал потихоньку опускаться в кресло, выраставшее посередине. С первого взгляда кубичное, некомфортное, оно, сморфированное из костей, соединительной и нервной ткани хумов, таяло под моей плотью, принимая самую удобную для меня форму. И всё благодаря тебе, милая голова, только нечто столь необычно устроенное, как твой мозг, могло замкнуть эту цепь. Я отдыхал, наслаждался. Несколько циклов нервной кражи биоматериала, подделанных отчётов и излишних запросов не прошли зря. Чёрная магия работала, а напротив, на высоком пьедестале, моталась, кричала, и судорожно дышала голова.

Время бежало, и я не заметил, как уже некоторое время крутил в руке и внимательно разглядывал свою, как я её называл, сумочку для мелочи. Небольшой, цвета кости, шар, диаметром сантиметров восемь, и три тоненькие конечности, обрывавшихся двумя малюсенькими, похожими на пальцы отростками, как бы обхватывающими шар, как бы ручки эмбриона. А сверху висела маленькая голова, похожая на мышиную, только без ушей, усов и носа. Из макушки торчали 2 стальные палочки, и если их коснуться одним пальцем, то шар сдувался и открывался, демонстрируя пустые внутренности чучела. Воспоминания ожили перед глазами.





                ***

-Тебе не холодно, сынок?

Отец смотрел на меня. Мне всегда нравилось проводить время с папой. Он был главой отдела колонизации ещё тогда, когда все относились к этому как к шутке. Но не прошло и 10 лет, как колонизация стала одним из основных, самых прибыльных и обнадёживающих направлений развития человечества. Отец говорил, что раньше всё было по-другому, что темп жизни совсем сошёл с ума после технологической сингулярности. Что теперь жизнь-- это большая русская рулетка. Интересно, что значит ”русская”? Ещё он говорил, что раньше было нормально за всю жизнь проживать не то что на одной планете, а на одном материке, или даже в одном городе. Мне всегда было интересно - как это? Наша семья переезжала примерно каждые 3 месяца, но в пределах Земли.

А сегодня был мой день рождения. Недавно прошло успешное открытие новых 7 планет, и у отца были кредиты и время. У него сохранилась привычка быть в первых рядах исследователей новых миров со времён, когда просто не хватало добровольцев, и ему приходилось летать в экспедиции простым геоинженером.

Угли тлели, небольшие куски мяса приобрели корочку. Небо было причудливым;  папа объяснил, что из-за особенностей местной атмосферы здесь сильная рефракция, но я не понял, что это значит. Мне просто нравилось наблюдать за вечерним небом незнакомой планеты. Отец занимался ужином: следил за мясом, достал из корабля кое-какие припасы, ставил для нас тарелки. Я просто сидел и смотрел, как он всё это делает.

 - Знаешь, почему сегодня я решил привезти тебя именно сюда? - обратился ко мне папа.

- Не-а.

- Это первая планета, на которую ступила моя нога. После Земли, конечно. - отец с гордостью улыбнулся. Он очень любил рассказывать о разных планетах и экспедициях. А я любил слушать, - На другом полушарии уже есть несколько колоний, дела у них идут хорошо. Так вот, я хотел бы сделать тебе небольшой подарок, необычный. Готов поспорить, у твоих друзей ничего подобного нет и не будет никогда. Но, я хочу, что бы ты был терпелив, придётся подождать. Подождёшь?

- Ага.

- Вот и славненько.

Пока еда готовилась, мы немного побегали, поиграли, отец водил меня по округе, рассказывал об особенностях местной фауны. А потом ужин. Как же было вкусно! Я уплетал за обе щеки, тем более после этих прогулок аппетит разыгрался не на шутку, и поесть было просто отличной затеей. И вот, валяясь на большом лугу, поросшем высокой синеватой травой, наблюдая за закатом одного из солнц, довольный, как никогда, я услышал хлопок и тяжёлый, жестяной звук падения. Разведя руками траву, я увидел неподалёку отца, зовущего к себе. Мы пошли к зарослям, где была установленная папой ловушка. В довольно большой, вкопанной в землю клетке метался маленький, белый зверёк.

Отец приоткрыл дверку, и как только зверёк попытался выбежать, он схватил и сильно сжал его. От этого существо тихо пискнуло, резко надулось, но сразу же начало сдуваться и кажется заснуло. По дороге к кораблю папа рассказал, что впервые встретив этих животных их экспедиция была очень заинтересована, так как у них была какая-то необычная структура нервной ткани, обладавшая невиданными свойствами. Но толку от этого оказалось мало, кроме одного небольшого трюка, который папа обещал показать на корабле.

- Итак, смотри, пока что он жив, но, можно сказать, в коме. Теперь я хочу, что бы ты сделал надрез брюшной полости, когда я растяну кожу на животе. - отец аккуратно оттянул и прижал бледную кожу зверька своими большими пальцами. - Давай. - отец кивнул на лежащий рядом скальпель.

Я посмотрел на животное. Оно неподвижно лежало на хромированном столе корабля, почти сливаясь с ним из-за своей бледности. Голова лежала на боку, рот был слегка приоткрыт и при каждом коротеньком вздохе чуть шевелился.

- Пап, мне как то не по себе.

- Да ты чего. Это же просто небольшой обитатель отдаленной планеты, не бойся.  Поверь, тебе понравится то, что я хочу сделать. – улыбнувшись, ответил отец.

Я не боялся, но скальпель мне почему-то брать не хотелось. Ещё немного подождав, я всё-таки взял его в руку, и начал с лёгким нажимом вести лезвие вдоль тела. Тоненькой струйкой побежала алая кровь. И чем дальше я вёл руку, тем струйка становилась настойчивей и красней. Рука сама довела скальпель до конца, и проступили внутренности. Этого не должно было быть, но мне показалось, что мордочка существа как-то изменилась.

- Отлично, хороший разрез! Теперь смотри, - попутно вырезая маленькие органы, говорил отец, - интересно то, что у них в нервной системе нет общего центра, только локальные. Один там, другой сям. И тут важна одна особенность их самозащиты. Единственный способ, которым они защищаются при нападении, это раздутие брюха, где находятся почти все их органы, и его затвердевание. За это отвечает нервный узел в голове. - уже закончив потрошение сказал папа. Он на секунду отошёл в каюту и быстро вернулся. - Но что ещё более интересно, так это то, что даже отделённые от общей системы узлы могут ещё долго функционировать, как и мышцы. Для работы достаточно совсем небольшого импульса. - папа пронзил голову существа двумя тонкими металлическими стержнями, повернулся и посмотрел на меня, - А теперь просто прикоснись пальцем к обоим концам.

Как только я это сделал, брюхо вздулось и захлопнулось, словно и не было разреза. После повторного касания оно опять расплылось, раскрылось.

 - Классно, да? Можно всякую мелочь складывать, да и выглядит необычно. В общем, держи.

Папа дал мне в руки мокрое от крови тельце. Я не мог оторвать глаз от его мордочки с навеки застывшей гримасой ужасающего умиротворения. По пальцам текла и капала на блестящий, хромированный пол корабля уже холодная кровь. Я всё открывал и закрывал его, вцепившись взглядом в так и не меняющееся выражение лица, как почувствовал, что отец положил свою ладонь мне на плечо. Подняв взгляд я увидел, что он смотрит мне в глаза.

 - С днём рождения, Йозеф. - с любовью сказал отец.


Рецензии