Педсовет

Дело было в прошлом веке. Ну да, хоть и странно звучит, но так оно и было.
Подвернулась подработка. Параллельно с работой в Институте предложили вести уроки в школе. Три предмета, физика, математика и астрономия. А школа была- сменная общеобразовательная школа кулинарного техникума. Мне тоже тогда стало смешно, но все было на полном серьезе, и кулинарный техникум тоже. Утром дети учились в техникуме, а днем и даже вечером в этой средней школе, для получения аттестата об общем образовании. Детвора была разная, не только кулинары. Кто-то учился на автослесаря,  кто-то еще на кого. Да и возраст у некоторых был уже «продвинут».

С начальством на работе договорился два или три раза в неделю на час отлучаться, с условием восполнять этот час в другое время. Так и бегал с работы в школу и обратно, пытаясь везде успеть.

Отношения с детьми постепенно сложились, несмотря на молодость. Поначалу, естественно приняли со скепсисом, мол, сейчас начнет права качать. И ребята на опережение решили поставить меня на место и показать кто хозяин положения. Кто-то сигареты доставал и клал на парту, но закурить, правда, не решался. Кто-то еще там чего-то. Короче, нам твоя физика ниже пояса. В таких случаях есть два пути утверждения. Давить на авторитет учителя (которого пока нет), как вы смеете, как вам не стыдно, вызывать родителей, звать директора…Безперспективняк. Им не стыдно, родители не придут, директору надоест за тебя заступаться. И другой путь…

Вспоминая свою учебу в школе, помню как ребята избили!! двух учителей. Один, средних лет, –учитель грузинского языка, другой молодой –учитель черчения. С учителем черчения у меня были хорошие отношения и я бросился их разнимать. Все дело было в самоутверждении. Каждый пытался взять в руки власть. Что до учителя грузинского, то это был взрослый придурок. Он ходил по классу сложив руки назад, подкрадывался к ученику, который как-то шалил и неожиданно очень больно костяком среднего пальца бил по темени. На этом его поймали, загнали в угол класса и надавали хороших тумаков. Естественно всех уволили.

С одной стороны, это была не основная работа, можно было прийти, «тупо» провести урок и уйти. И пусть делают что хотят. Но так не хотелось. Может быть амбиции молодости, хотелось чему-то научить, что-то показать. Вокруг достаточно невежества.

Учитель истории «нашел» свой путь. Он приходил на урок и начинал рассказывать всякие жизненные истории, сплетни, а в конце четверти устраивал «контрольную». Давал детям тетрадь и говорил: «перепишите!». Вот и вся История.
И когда на первом же уроке я им стал рассказывать о физических процессах, явлениях, простых формулах, - они были в шоке. Они ожидали чего-то подобного урокам истории. Кстати, про историю они же и рассказали.
Детский возраст жаждет знаний, особенно, когда они не просто ученики, а наполовину взрослые. Но он не хочет сильно напрягаться. Ну, зачем кулинару квантовая механика и орбиты электрона или дифференциальные уравнения по математике…

Но они с неподдельным интересом слушали, как явления фотоэффекта используются в метро, какая должна быть скорость, чтобы самолет оторвался от земли или спутник вышел в космос. Почему, по какому закону, они в автобусе падают вперед, когда он резко тормозит. То есть не просто абстрактная наука, а ее приложение к окружающему миру и даже в быту. Однако, с ними была еще  проблема. Можно было поназадавать им выучить к следующему уроку от сих до сих, дать номера задач, которые им надо решить, нооо…Это самообман. Никто из них дома даже не откроет учебник, не говоря о решении каких-то задач. Но знания надо было как-то проверить. Ну хоть что-то должно в них остаться. И мы поделили урок пополам. Сначала я им рассказывал, показывал, объяснял. И тут же «по горячим следам» спрашивал, и решали задачи. Один мальчишка был просто вундеркинд. Все схватывал на лету, задачи щелкал. Ни одной ошибки. Ну как не поставить пять! Потом на педсовете ко мне подошла другая учительница математики и упрекнула за эту пятерку. «Он у нас троечник,- сказала она, - а Вы ему пять поставили».
Так, он у Вас троечник, не у меня,- ответил я ей. Так мы и учились…
На четверг был назначен педсовет. В школе произошло страшное ЧП, которое требовало незамедлительного обсуждения на общем совете. Перед самым педсоветом учительница русского языка отвела меня в сторону.
-Я на Вас буду жаловаться Директору,- сказала она. Во мне все напряглось, «что не так»,- подумал я. А она продолжала. -Вчера у них пропал урок химии и его заменили на русский. И что вы думаете? Они стучали партами, -не хотим русский, хотим физику. Что Вы с ними сделали?!
Я улыбнулся и пожал плечами. Вот уж бальзам на душу.

Да, надо сказать, что школа была не совсем обычная. Ну, кроме кулинарного техникума, это была школа смежная, русско-грузинская. Большое здание школы было разделено на две части, в одной из которых размещалась грузинская школа, в другой – русская. Директор был общий, один. Да и по классам такого уж четкого разделения не было. В одних и тех же классах иногда учились то русские то грузинские.

Ну так вот. В грузинской школе была учитель биологии, невысокая круглая как колобок, крикливая и визгливая. По прозвищу «крокодил в юбке». Два дня назад она на перемене выходила из здания и в дверях столкнулась со своим учеником. Тот летел как угорелый со двора навстречу, проскочил через дверь вперед нее и даже не извинился!! А на ее окрики вообще не отреагировал. Конечно, она такого снести не смогла, обратилась к Директору и потребовала созвать педсовет. Тем более, что на этого Барамидзе накопилось и у других педагогов.

Я даже не подозревал, что в школе работает столько учителей. В учительской не было места и некоторые учителя стояли в дверях. Директор прочитал повестку дня и началось обсуждение. С биологичкой  все было понятно, поэтому предложили высказаться другим. Особенно возмущенно высказалась почти пожилая педагог грузинской литературы. Они как раз проходили средние века. Она всем поведала о его непристойном поведении на уроках. «Вдруг» у него на парте оказалась сигарета. Как сигарета оказалась на твоей парте,- спросила она. И что он ей ответил?! – Прилетела на парашюте, мас!(мас - сокращение грузинского слова «учитель») Изучая одно из литературных произведений она задала ему вопрос о главных героях. Где главные герои  Ростеван и Кетеван  познали друг друга? И что он ей ответил?!- В постели, мас!! Просто возмутительно!   Смотря на это действо со стороны, мне искренне стало жаль парня.

Сначала Директор подлил масла в огонь. Если надо. давайте его исключим, переведем в другую школу. Но когда педагоги восторженно приняли эту идею и чуть ли не стали голосовать за нее, Директор опомнился и пошел на попятную. Нет, мы можем, конечно, исключить его за поведение, но значит, мы сами с ним не справились. И потом, в этой школе учились его родители, и даже бабушка, да бабушка тоже училась именно в этой школе. А у него такая хорошая бабушка. Она приходила ко мне, так переживает. А он так ее любит… Давайте дадим ему шанс, ради бабушки, а потом, если не образумится, исключить всегда успеем. Учителя пошумели, но на том и остались. Барамидзе отпустили, пристыдив бабушкой и взяв слово, что он больше не будет себя неподобающе вести. Оставшиеся решили еще пару незначительных вопросов, а на десерт стали травить анекдоты.


Рецензии