Срывайте радости цветы... поездка в Израиль

      «Когда ко мне пришла старость,  я поцеловал ей ручки – а ведь мы могли и не встретиться…»  - вероятно, это сказал Жванецкий.
       Но мы встретились!  Однажды, в солнечное утро, проходя мимо зеркала  в гостиной, я удивилась: что это, кто это с мешками под глазами и с отвислыми щеками.  Вот она - старость!  А старинное зеркало в ванной комнате так ко мне привыкло, что и огорчать не хочет.  Свет там падает сзади  и сверху, морщин и мешков не видно, да еще зрение   + 4,0.  О, я в своей ванной комнате  выгляжу лет на двадцать моложе.
 Но, весь день было грустно. И всю неделю, и две. Но, ведь мы могли и не встретиться. И это было бы хуже.  Когда-то, в четырнадцать лет, я мечтала дожить до сорока пяти – это казалось нормальным финалом: уже все узнаю – думала – дальние страны увижу, уже замужем побываю, детей нарожаю и выращу. Тем более, «сорок лет – бабий век », а я прихвачу  еще целую пятилетку. Но, в сорок пять моему младшему сыну было всего одиннадцать и о финале никак не думалось.
          Через три недели я начала привыкать к моему новому образу и к мысли, что и ручки надо бы целовать, т.е. благодарить судьбу за  встречу. Тут и анекдот старый, кстати, вспомнился: «Наконец, я стал импотентом и понял: как  прекрасна  жизнь! Я хожу в кино, в театры, читаю книги  - сколько всего интересного вокруг!!»  Да, сколько всего интересного!
  Вот подруга зовет в гости в Израиль.  В Израиль как-то не очень хочется, лучше бы  во Францию или Италию, но туда никто не приглашает. А Ирина уже два года меня уговаривает, звонит и долго рассказывает, как там удивительно хорошо: мандарины растут на улицах, как у нас тополя, в магазинах тебе отрежут любой кусочек мяса – хоть сто, хоть двести граммов и, по желанию перемелют в фарш, у рыбки плавнички отрежут и почистят, и нарежут. Земля  Обетованная! «И хотя, еврейской крови нет ни в предках ,ни во мне – как сказал Андрей Дементьев -  я горжусь своей любовью к этой праведной земле….». До любви дело не дошло, но, решилась. Главное,  цель поставить. Поставила. Цель поставила и для её достижения составила «Бизнес-план», довольно жёсткий.

И через год я уже в Телль-Авиве. Ирочка меня встретила. Такси  - и маленький городок Бат-Ям окутал меня запахом цветущих олеандров, роз и жасмина – начало мая, засухи ещё нет
               
   Невероятно! Это я стою на восточном берегу Средиземного моря! Прямо-прямо, далеко-далеко передо мной находится Гибралтарский пролив… То, что там расположены Древняя Греция, Италия, Испания и Португалия меня не так волнует, но Гибралтарский пролив!! Может потому, что это калитка в Атлантический океан и выход в Мировой Океан!?
        Еще не научившись читать,  я увидела фильм «Пятнадцатилетний капитан», а потом зачитывалась книгами про первооткрывателей. С пятого класса занималась в географическом кружке и хотела стать путешественником, а когда поняла, что такой профессии нет  и надо будет всю жизнь где-то  работать да еще растить детей, варить, стирать и только один месяц в году  делать то, что хочется,  -  «прекрасное далеко» показалось каторгой.
         Но большое чувство долга, привитое родителями и комсомолом, все-таки заставило меня прожить относительно оседлую жизнь ( и завидовать Туру Хейердалу и Федору Конюхову). И теперь, отдав все долги: Родине – честно отработала сорок лет,  семье – вырастила двух полезных обществу детей,  я могу делать то, что просит душа. А просит она новых впечатлений.
       И, собрав оставшиеся силы, я отправилась в Израиль. Правда, не как паломник Ельцин – бывший секретарь горкома и обкома партии, ярый атеист, а как гостья и туристка
        Городок, в котором живет Ирина находится южнее Тель-Авива и у него очень красивое название – Бат-Ям - дочь моря (можно перевести как Русалка). Бат-Ям  очень маленький, чистенький, весь в цвету. На улицах какие-то странные деревья с синими цветами и другие, еще более странные, как будто без коры – такие гладкие и как бы слепленные из пяти –шести стволов. Есть деревья с большими красными цветами, и мандариновые деревья, и деревья, на которых осенью вырастают стручки длиной до 45 см и шириной 6-7см . Улицы довольно узкие, машины движутся со скоростью 40-50 км в час, кругом переходы и светофоры.
 В первый же вечер мы пошли на пляж, до моря всего четыре квартала. На пляже раздевалки женская и мужская, туалеты  с туалетной бумагой–  всё  под кафель, всё бесплатно. Выходя из моря, обмываешься пресной водой из специальных душевых установок,  одновременно можно ополаскиваться четверым,  а таких установок на пляже много, а пляж – на всю длину города, всё бесплатно. И это при том, что в Израиле очень мало пресной воды.
 На Израильском побережье Средиземного моря городов много и они очень удивительные: купил автобусный  билет за 20 рублей на наши деньги в одном городе и через двадцать минут, весь его проехав, въезжаешь в другой – одна сторона улицы принадлежит одному городку, а другая уже другому. Между Бат-Ямом и Тель- Авивом находится древняя крепость Яффо, которая считается  арабской, но если едешь первый раз и прочесть ничего не можешь – всё воспринимается как одно целое. Так можно проехать три-четыре городка.
       В Яффу мы с Ириной ходили пешком в субботу, когда оказалось, что в доме нет хлеба. В субботу в  городах, жители которых придерживаются, в основном иудаизма, никто ничего не делает, магазины не работают, автобусы не ходят, а ходит такой анекдот: « если еврей в субботу едет в лифте, то кнопку он нажимать не может – это грех». Были случаи, когда в субботу особо рьяные поборники «истиной» веры забрасывали камнями автобусы с туристами.  А на границе  Бат-Яма и Яффы умный араб построил мини- пекарню и спокойно продает хлеб и в пятницу вечером, и в субботу --  всем, кто не боится греха.
      . Яффо четыре тысячи лет! Названа так по имени Яфета,  сына Ноя. Улицы узкие, но два осла с седоками разъехаться могут. Сказка наяву!! По каменным ступеням  Яффы люди ходили ещё до новой эры - это  древнейший мировой  порт. Улицы Яффы видели Древних Египтян, арабов, иудеев, крестоносцев.
      Израиль - крохотная страна, по нашим меркам. С севера на юг можно проехать за 10 часов  на машине с остановками, а с запада на восток, т.е. с побережья Средиземного до Мертвого моря - за 3,5 часа. В стране две электростанции, они работают на угле, который привозят из Южной Америки. Полезных ископаемых в Израиле нет. Когда-то, при царе Соломоне на юге добывали медь. Вспоминаю роман "Копи царя Соломона". Сейчас меди нет, а сопровождающий медные залежи зелёный камень, так называемый "эйлатский камень", используется для украшений.
Около 4% населения кормят всю страну, работая в своеобразных колхозах – киббуцах. Когда в 1948 году образовался Израиль ,  власти начали строить социализм и девиз у них был -  «экономическая независимость». Очень развиты высокие технологии. Едем на экскурсию на юг и видим в пустыне рощу, подъезжаем, это насаждения финиковых пальм (финики идут на экспорт). Ровные четкие ряды пальм, маленький домик и больше ничего нет. Оказывается, от домика к каждой пальме идет система датчиков, а в домике автоматическая компьютерная система: и если какой-нибудь 102-ой пальме не хватает воды, а 75-ой кремния – эта ситуация автоматически исправляется -  всё подается в необходимом количестве. Говорят, что и убирают финики тоже автоматически: два человека на специальной установке обеспечивают сбор, затаривание и складирование всего урожая. И работают по ночам, когда нет сильной жары.
Но, тут же в пустыне можно увидеть бедуинов, живущих в сооружениях из картонных коробок и около них тощих облезлых верблюдов. Живут как и две тысячи лет назад, ни к чему не стремясь.
       Зимы в Израиле нет. С декабря по февраль температура держится  в среднем  +15, а самая  низкая  +2. За год снимают три урожая. Летом из-за сильной жары продукты быстро портятся, поэтому издревле привыкли ничего не хранить, вечером все, что не продали, выставляется за порог,  особенно в пятницу. Лавочники и не запасают к пятнице много продуктов. Правда, русские как раз в пятницу и затовариваются - по национальной привычке  запасаться по более низким ценам.
       Лучше всех  здесь живется бомжам, но все они из приезжих. Видимо, активные жены привозят сюда ленивых или пьющих мужей, которые не хотят работать дворниками или уборщиками подъездов, а более квалифицированной работы для приезжих  в зрелом возрасте и не предлагается. Сильно пьющие получают инвалидность с диагнозом «алкоголизм» и пособие. И начинается у этих « инвалидов» райская жизнь. Пособие тратится на водку, а все остальное  берется из окружающей среды – купание в море и пляж, где можно поспать и помыться пресной водой, цивилизованный туалет и завтрак на песочке - из бесплатных продуктов…
       Прохладно в зимние месяцы, когда часто идет дождь, а отопления в домах нет. Горячая вода есть – нагревается от солнечных батарей. Солнца много, а морозов нет. На плоских крышах установлены рамы и круглые баки. А для тепла в доме можно включить обогреватель.
       Купаться в мае в Средиземном море очень приятно (говорят, в августе хуже – вода слишком  теплая), а вот купание в Мертвом море не доставляет удовольствия, но полезно. Погружаешься, как в глицерин – вода липкая, жирная и плотная. Стою по пояс в воде, но достать со дна комочек соли не могу – рука достала бы до дна, но вода выталкивает. Без всяких усилий можно лежать на воде или сидеть, как поплавок.
       На Израильском побережье Мертвого моря много отелей, при них всегда бассейны с пресной водой. Отели громадные, апартаменты роскошные, люди разные. Туристов возят и на один день: получаешь кабинку для переодевания, кучу полотенец и обильный обед с громадным разнообразием блюд. Везде русская речь. Иду в отель переодеваться, обгоняю какую-то группу и слышу за спиной мужской довольно грубый голос:- «Ну, и чем ты опять недовольна?» Женщина отвечает в том же тоне:- « А ты думаешь приятно сидеть в туалете, когда за дверью стоит твой секьюрити?». Ах, это олигархи!  Невольно оборачиваюсь: три атлета и пара лет пятидесяти – высокие и плотные, как-то похожи друг на друга. А ее, значит, охраняют днем и ночью.  У  богатых свои горести.
      Самая южная точка Израиля – город Эйлат – выход в Красное море. Маленькие пансионаты, современные  и роскошные гостиницы, даже комнаты в частных квартирах – все для туристов. Международный туризм – главный вид городской индустрии. Эйлат объявлен  зоной свободной торговли. В центре города находится взлетная полоса для небольших самолетов  - единственная в мире  в центре города. Не очень приятно сидеть в парке на лавочке, когда прямо над твоей головой проносится приземляющийся самолет.
Через маленький порт Эйлата ввозят машины из Японии и Южной Кореи и не только для Израиля.
        По Красному морю есть интересная экскурсия  на кораблике с прозрачным дном – видно морское дно, колонии разноцветных водорослей, кораллов. Тут искупались мы на платном пляже – «рыб кормить и ломать кораллы – запрещается». А рыбы ходят стаями. Ярко-синие и полосатые, красные и цвета ртути совершенно неправдоподобные – с бровями и почти без глаз. Этих тропических рыб можно рассматривать часами. Но рыбы находятся снаружи, в своей стихии, а посетители внутри огромной многоэтажной колбы. 
За двадцать девять дней пребывания в Израиле я побывала на тринадцати  экскурсиях, автобусных, пеших и поездом. Первая была в Вифлеем, место рождения Христа. Здесь нам показали место, где в пещере под землёй сорок лет жил старец Симеон (видимо, что бы никто ему не мешал) и переводил житие Иисуса на разные языки мира и латынь. Вот такой древний полиглот. Благодаря ему, мир узнал про Христа. Здесь находится самая  древняя церковь – построена в IV веке, затем была разрушена персами  и вновь    восстановлена. От старой церкви остались мраморные колонны из бордово-коричневого монолита и частично мозаичный пол. На стенах и колоннах выцарапаны кресты разной величины. Как нам объяснила экскурсовод – это  автографы крестоносцев-освободителей. Типа "здесь был Вася". Это церковь Рождества Христова. Единственная церковь, где икона Божьей Матери изображает улыбающуюся Деву Марию – она ещё не знала о страшной судьбе сына ( и она очень похожа на молодую Федосееву-Шукшину). Нам рассказали, что сюда приходят молиться  женщины, не имеющие детей; и молодая, очень красивая женщина, приехавшая на нашем туристическом автобусе, истово молилась у иконы.
Здесь я купила белые свечи – в пучке 33 тонких свечи – по числу лет Христа. Позже, во время другой экскурсии, в Храме Гроба Господня, я купила такой же пучок коричневого цвета, у которого нижняя часть свечей залита черным воском – траурным. Свечи я опалила на Святом Нисходящем огне – факел горит круглый год.
Во всех экскурсионных путёвках написано: " посещение святых мест в скромной одежде" ( т.е. не в шортах и майках), женщинам с покрытой головой. И было очень стыдно, когда в храм лезут, вылупив глаза  ( в прямом смысле) потные растрёпанные тётки с двумя, тремя сумками. Они даже не понимают, куда они попали. При нас одну такую в майке с двумя сумками священник не пускал в Храм Гроба Господня, а она никак не могла понять – "почему?"
Я уже посетила столько церквей, монастырей, Храмов, всё перепуталось и надо будет какое-то время, что бы привести всё в систему.
Через триста с лишним лет  после распятия и воскрешения Христа византийский император Константин решил сделать   религию христианства государственной и послал свою мать Елену в Палестину, посмотреть на все приметные, применительно к Иисусу места, и как-то их обозначить, построить церкви и часовни.
И вот нам показывают ясли, в которых Мария родила  Иисуса, или  пещеру, где жило "святое семейство", или  ступеньку, на которой стояла Дева Мария, когда услышала весть от Гавриила о том, что должна родить Спасителя, очень сомнительно, что кто-то запомнил эту ступеньку, и что это всё так и осталось в первозданном виде.  Но, с 325 года н.э. здесь строят и строят церкви, часовни, монастыри приверженцы разных религий. Надо сказать, что коренное население не признаёт Иисуса ни Богом, ни сыном Божиим, но не отрицает, что был такой исторический персонаж.
Археологические раскопки говорят о том, что люди в этой местности селились с каменного века. В Иорданской долине находится самый старый город мира – Иерихон. Здесь люди живут непрерывно в течение  10 000 лет!!! Он же и самый низко расположенный  город на Земле – ниже уровня моря на 250 метров.
В Иерусалиме на каждом шагу  исторические или библейские памятники. Вот   Цитадель в Старом городе. Построил этот дворец царь Ирод в конце первого столетия до н.э. Позже дворец разрушали и  перестраивали, но Западная стена осталась от тех времён. Построена она  из громадных камней, которые стоят один на другом без цемента, удерживая друг друга своим весом. Это и есть Стена Плача. Народу около неё всегда много.  Мужчины молятся отдельно от женщин, для этого есть перегородка; две трети  стены отведены для мужчин и одна треть для женщин – наверное, у них, кроме молитв, больше дел. Некоторые приходят со стульями и сидят тут целый день, читая Тору и молясь. Это, в основном, коренные израильтяне.
В центре Иерусалима археологи раскопали старый город – улица с колоннами – ниже уровня современного города  метров на пять. Разрушенные временем дома, со стенами до метра высотой, очень небольшие помещения – этим строениям 2800 лет!!
На базарах и рынках, в магазинах и ларьках – изделия из меди и керамики, антиквариат, в мешках восточные специи, фрукты сухие и свежие. Здесь же на рынках сидят стеклодувы, выдувая различные мелкие фигурки..
А вот Гефсиманский сад (теперь совсем небольшой), где Иисус  провёл последнюю жизненную ночь.  Сад  огорожен и всего девять- десять оливковых деревьев, из них очень старых пять-шесть.  Им может быть и по 2 000 лет, т.к. вид ужасный, стволы громадные, растрескавшиеся, трухлявые и чёрные, некоторые валяются рядом, некоторые на подпорках, но на деревьях есть листья. Определить возраст невозможно, т.к. у оливы нет годовых колец, листья как у нашей облепихи. Эти оливы ещё и цветут, и монахи  ордена Францисканцев, которым принадлежит сад, собирают плоды, давят  из них масло и продают.
Красоту природы Израиля невозможно передать. На горе, где Иисус произнёс свою Нагорную заповедь, в 1937 году  Муссолини построил часовню Церкви Благословения лично для своей семьи. Сейчас часовня принадлежит францисканцам. Выполненная в форме восьмиугольника, главная её часть окружена галереей из колоннад. Часовня стоит в изумительном саду. Прекрасные цветы всевозможных сортов и расцветок, ухоженные лужайки и дорожки  и вокруг всё те же  древние холмы, как и во времена Иисуса. У входа в церковь стояла скромная монахиня, я не могла пройти молча, и, собрав оставшиеся знания английского, сказала ей: "It is very beautiful". Она поняла и тихо ответила  - "thank you".
Почти вся красота Израиля рукотворная! Около 80%  лесов  посажены вручную, где-то осушались болота, где-то насаждались рощи. Дождей с апреля по октябрь нет, почва песчаная, даже траву выращивают искусственно на каких-то сетках, скатывают в рулоны, перевозят куда надо, раскатывают, укрепляют, поливают. Поливочные установки на улицах и скверах. Люди делают сказку своими руками, эту сказку ни кратко, ни пространно описать невозможно.
Прошло несколько лет со  времени моей поездки в Израиль, но воспоминания не потускнели и я совершенно не жалею, что  была не в Италии, куда я ещё могу успеть.
Как сказал  Джером К. Джером -  "Срывайте радости цветы, пока они цветут", а я добавлю –в каждом возрасте свои радости и пока у нас есть желания и силы срывайте радости цветы..        Срывайте!! 


 Фото автора: вид на Тель-Авив со стороны Яффо.
               


Рецензии
Чудесный рассказ,Изольда!Встретились и дождались- это уже счастье:)). И мне немало лет. Но я уверена, что всё лучшее и самое прекрасное ещё впереди. Ведь мы сами можем сотворить себе сказку, из Золушек превратиться в принцесс. Нет, "в принцесс" мы уже опоздали. Но "в Королев" - ещё можем! Очень рада знакомству...

Елена Арсенина   11.12.2022 16:24     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за отзыв, будьте здоровы и счастливы. с теплом.
+

Изольда Казанова   12.12.2022 09:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.