Пожар

  Северная часть Хабаровского края, где велись работы по разведке месторождений полезных ископаемых, не обходилась без лесных пожаров. Лес горел постоянно. Почвенный слой состоял из растительных останков, и толщина его была от тридцати сантиметров до полуметра, и благодаря человеческому и природному фактору, поджигался и таял. Особого огня не давал. Редко вспыхнет одинокая сухая лесина. Но там, где огонь выходил на подсохшую траву в открытых местах, поднимался и гонимый ветром, набирал силу и выжигал большие пространства. Особенно подвергались горению старые горелки - выгоревшие площади лесов, заросших травой и кустарником.
  Пожарные боролись с огнем собственными силами. Основное орудие тушения - резиновые ранцы, наполненные водой, и насос, которым брызгали на огонь. Где можно было работать бульдозером, прокапывались противопожарные полосы и постоянно дежурили, следя, чтобы огонь не переходил за полосы. В горах же, ни какие мероприятия по тушению лесов не проводились. Единственная во все времена надежда на дожди. Поэтому по берегам реки Амур видны только голые сопки и кое-где, по распадкам, сохранились в долинах рек участки леса.
  Деды сказывали, да и в романе «Амур-Батюшка» описано, что все побережье реки было покрыто кедровыми лесами, чем удивил Дальний Восток первых переселенцев.
  Летом в конце августа 1978 года, Володя, построив избушку на реке Малая Эльга, возвращался домой в поселок. Шел пятый час вечера, светило солнце. Рассчитав, что преодолев перевал с Эльги на реку Огна и выйдя на волок, он к закату солнца должен дойти до дому. Размеренным шагом, поднимаясь на перевал, он шел среди набравшей силу растительности, огибая по ходу кустарники, лощины, невысокие с кривыми стволами дубки. Изредка попадались одинокие кедры, но шишек на них в этом сезоне не было видно. Вот елочка, ветки которой обвивает лоза лимонника. Лимонник обычно растет на незаливных берегах речек, а на косогорах это редкое явление. Подходя к перевалу, обратил внимание, что ярко светившее солнце начало чернеть. Его закрыло темно-свинцовыми тучами, несущимися на юг. Сверкнула через весь небосклон насколько видно через деревья, яркая с ответвлениями молния. Треснул гром. Пошел дождь. Перейдя с шага на бег, стремительно начал спускаться вниз. В кромешной темноте, весь промокший, по еле различимым контурам вышел к избе. В избе первым делом затопил печь, взял котелок и по тропе, идущей через густые заросли шиповника и элеутерококка, пошел к реке за водой.
  Продолжал лить дождь. Порывы сильного ветра гнули вершины деревья. Сверкали молнии, гремел гром. Слышно падали в речку поваленные деревья. Вернувшись в избу поставил кипятить воду на чай. Медленно разгорались дрова в печке. Начал готовить нары для ночлега. Напротив, в окошечке избушки заметил, что ночь приобрела красный оттенок. Заглянув за дверь, небо стало совершенно красным. Дождь утихал, а гроза сверкала и гремела уже далеко на юге. Красное небо начало тускнеть и постепенно перешло в серое. Минут через десять стало совсем светло. Моросил мелкий дождь. Не понимая, что произошло Володя решил продолжить путь домой. Затушив печь, убрав не вскипевший чай, вышел из избы, переправился через реку Огна и через некоторое время вышел на волок, идущий в сторону хребта. Сзади, по долине на север в сторону реки Горюн, видны красные отблески, будто там солнце зашло в тучи и своими лучами освещает их, придавая им красный оттенок. За хребтом на юге, куда Володя поднимался, также было видно красное зарево. Поднялся на перевал, когда начало смеркаться. На верху, по всему плато, где велись вырубки леса и складировались на верхних складах хлысты спиленных деревьев, эти склады на всю видимость были объяты огнем. Обойдя и надышавшись исходящего чада от огня, преодолев огненный ад, спустился к поселку Лунному. По темноте пришел в свой поселок Снежный.
  Народ не спал, везде шло движение, люди беспокойно сбивались в кучки и обсуждали события прошедшего вечера. Над поселком за хребтом Мяо-Чан полыхали переливами на небосклоне красные сполохи. Вниз по долине также видны огненные блески.
  С буровых передали по рации, что с юга-востока надвигается огненный вал, хорошо видимый в километрах десяти с дороги, идущей с буровых ко складу в поселке. Утром прилетел вертолет. Володю, как геодезиста включили в комиссию по обследованию и выявлению очагов пожаров. Облетая район, необходимо было наносить на карту границы возгораний. За буровыми хорошо просматривался, на юго-запад в шести- семи километрах разрастающийся дым, изредка взрываемый огненными свечками загорающихся отдельными деревьями. Пожар распространялся от долины в сторону гор на северо-запад, ближе к буровым, где на пологом подъеме, миновав мелколесье, входил в крупный лес. Пожар, подгоняемый ветром, двигался к рабочим объектам. Из переговоров по рации было слышно, что людей снимали с работ и на машинах завозили на буровые, организовывались пожарные отряды, которые направлялись к месту пожара.
  Туда же двигались трактора, бульдозеры и другая техника, которые сходу вгрызались в лесной массив, ворочая и раздвигая стволы, убирали верхний слой почвы, образуя полосу шириной до десяти метров, отсекая таким образом район возгорания от рабочих объектов. Затем ставили людей на круглосуточное дежурство, следить, чтобы огонь не перешел полосу. Вертолет сделал посадку на буровых, туда подъехали руководители экспедиции. Провели совещание, из доклада начальника экспедиции узнали, что к ночи в Комсомольске-на-Амуре прошла гроза с сильным ветром, выпал черный дождь. По Хабаровскому краю горят верхние и нижние склады леса. Пожаром объят новый поселок Дули, захвачен огнем леспромхозовские поселки. Из главного штаба по чрезвычайным ситуациям пришло сообщение, что в тайге пожар захватил поисковый отряд из восьми человек. В районе Хабаровска горят торфяники. После совещания вылетели на обследование района геологических работ экспедиции. Пролетая по долине Гайчана в пятнадцати километрах от поселка Снежный, заметили дым. Володя нанес очаг возгорания на карту. Решили после облета его с группой людей отправить туда для ликвидации пожара.
  Перевалив через хребет Мяо-Чан в районе трех братьев, на его другой стороне по Силинскому водоразделу, горел брошенный геологический поселок Тихий. В нем Володя начинал свою трудовую деятельность после окончания Свердловского горного института. Пролетая над рабочим поселком Горный в сторону города Солнечный видел перемещения людей, машин. Всюду велись мероприятия по заграждению от надвигающихся лесных пожаров на территории горно-обогатитель- ного комбината.
  Володю высадили в поселке Снежный. Выделили людей с лопатами и ведрами. Вышли в район очага пожара. Пришлось поплутать. Всюду стояла дымка, и в лесу немудрено было сбиться, но через четыре часа нашли очаг пожара. Высокая елка и через весь ее ствол большая трещина. Вершины нет. Трещина уходит в корни. Оттуда шел дым. Почвенный слой вокруг елки тлел и расползался, достигнув к приходу людей метров тридцати в диаметре.
  - «Вот мужики, так и начинаются лесные пожары. Стоит дойти до завала, дунул ветер, и огонь пошел гулять. Не только человеческий фактор, но и сама природа бывает, сжигает то, что создает. Надо это, что человеческое , что природное  в корне пресекать» - сказал Володя и показал личным примером, что пора это осуществить.
  После этих событий, начали распространяться слухи, что где-то, в районе поселка имени Полины Осипенко, в связи с засушливым летом и постоянным горением лесов, применили наработки по вызову искусственного дождя  на значительные территории, в том числе и Хабаровского края.
  Что там произвели и с каким успехом - неизвестно, но в итоге пожары продолжались до тех пор, пока не начались осенние дожди в горах. Пожары уничтожили большие лесные массивы, в том числе пострадали рабочие и леспромхозовские поселки. Но и с приходом дождей продолжали гореть торфяники и местами, около торфяников, леса.
  Не обошлось и без человеческих жертв. Нашли останки восьми ребят поискового отряда, которых захватил верховой пожар. Трупы сильно обгорели, опознали только одного работника, который лежал головой в глубокой луже с водой. Сгорел мужчина в поселке Дуки, который, спасая заготовленную красную икру, был завален в подвале сгоревшими остатками дома. Других сообщений в прессе о людских жертвах не было.


Рецензии