Ненецкие миниатюры

 Коренное население Ямала-ненцы. Это не большой по численности народ , в нашем городе и районе их насчитывалось 400 человек. Народ со своим языком, со своей культурой, со своими обычаями и нравами. За годы жизни на севере я  могу сказать, что я только приблизилась к пониманию этих людей,людей  живущих в очень сложных условиях,трудолюбивых,искренних,вспыльчивых и очень добрых.
 
Первая встреча с коренными жителями Ямала.

Гостиница. В комнате моя коллега Вера и две неночки , поступающие в медицинское училище/об этом нам сказали сотрудники гостиницы/. Утро. Вера , увидев новых соседок,  обращается к ним с улыбкой:- здравствуйте, ей в ответ тишина.- Вы   откуда?-тишина. -Как вас зовут?- тишина. Молча девушки собрались и вышли. Вечер того же дня-на те же вопросы вновь никакого ответа.   В одной комнате Вера с этими девушками прожила 3 дня, еще несколько раз пыталась  завести разговор, но безуспешно. Мы серьезно решили, что девушки глухо-немые . Перед отъездом из гостиницы  Вера решила попрощаться с попутчицами :-до свидания, и вдруг в ответ услышала резкий четкий ответ:-чего  ты к нам привязалась? После этого также спокойно соседки собрались и вышли , а Вера несколько минут стояла онемев от неожиданности. Со временем я поняла , что ненцы малоразговорчивы, особенно с чужими людьми. Они очень вспыльчивы, особенно если им надоедают люди с которыми они не видят необходимости общаться. Так мы получили первый урок общения с коренными жителями Ямала- не болтай без повода!
 
Ночное дежурство.

Я дежурный врач. В приемный покой привозят молодого парня. Он руками придерживает у лица платок , пропитанный кровью. В глазах его недоумение, боль и страх.  С компанией отдыхали в ресторане, вышли на улицу покурить , громко разговаривали , смеялись. Навстречу шел подвыпивший ненец. Поравнявшись с ребятами ,он неожиданно подскочил и укусил парня за нос со всей силой. Хлынула кровь. Ребята оттащили забияку и вызвали милицию. Представителям власти коренной житель спокойно заявил:-а чего вы сюда понаехали, пройти мешаете! На меня этот случай произвел удручающее впечатление.  Как же с ними  жить и работать дальше? Ничего подобного больше в моей жизни не случалось разумеется,но…
 Прожив 30 лет на севере я полюбила этот немногочисленный трудолюбивый народ и  поняла, что у них есть полное право так себя вести. Я не шучу! Освоив их исконные земли-пробурив там скважины –мы добываем газ и нефть. Что же получили местные жители?  В наших домах есть газ ,в национальных поселках где они живут-топят дровами. Мы прошли техникой по местам захоронений их близких, мы испортили места богатые ягелем/где кормились их олени/, мы  резко ограничили вылов рыбы, которая является основным источником питания. Мы сделали все, чтобы искоренить этот народ- построили в поселках интернаты для детей. Вы скажите, что это хорошо, только никто не спросил самих жителей об этом. Дети отрываются от семьи, от своего быта. Начинают есть нашу пищу/в быту коренные жители питаются свежей рыбой, олениной, грибами, ягодами, детей поят свежей оленьей кровью-зато щеки малышей на морозе приобретают ярко красный цвет/. В итоге , окончив школу ,им не очень хочется спать в чуме на шкуре, есть сырую пищу и пасти оленей. Ничего другого они тоже делать не учатся-так и остаются без дела и часто спиваются. Так хочется чтобы изменилось отношение к этим людям, чтобы мы научились уважать их уклад жизни, обычаи . Тогда  они станут добрее к нам.

В родильном доме.

Прохожу по коридору. У телефона сидит беременная неночка. Я заметила , что у нее опухшая левая щека. Наверное флюс? У вас болит зуб? Ответа я не получила.  Я тут же сообщила об этом врачу гинекологу ,так как любая инфекция для беременной женщины очень опасна.  Когда мы вернулись снова  к женщине, то  моему удивлению не было конца. Опухшей была правая щека, а левая была в полном порядке . Я работала недавно , а моя коллега уже была старожилом. Она не удивилась. Меня привели в палату к женщине и под матрасом ее кровати обнаружили мешочек с травками. Оказывается , что женщины живущие в тундре  очень часто жуют различные травки, которые им заменяют сигареты, жвачку и возможно обладают успокаивающим эффектом. Сколько мы не убирали эти запасы-они вновь появлялись под матрасами.


Рецензии
Что мы знаем о ненцах? Ну, оленей разводят, рыбой сырой питаются... А тут - такие нюансы:наблюдения особенностей характера,психологии,бытовых привычек. Очень познавательно и интересно.

Успехов Вам!

Людмила Куликова-Хынку   15.09.2016 16:48     Заявить о нарушении
Большое спасибо за отзыв.Очень приятно.

Тамара Миронова   10.10.2016 18:18   Заявить о нарушении