Эхнатон и Нефертити

(продолжение "ТАДЖ МАХАЛ – ИСТОРИЯ ЛЮБВИ")
читать файл:
pdf https://vk.com/doc-79561014_437367026
doc https://vk.com/doc-79561014_437367025
Статью "ТАДЖ МАХАЛ – ИСТОРИЯ ЛЮБВИ" см.:
ЭХНАТОН И НЕФЕРТИТИ

 Древний Египет хранит множество загадок и тайн, среди которых и великие пирамиды, и тайные знания египетских жрецов, и необычная мифология. Цивилизация, зародившаяся намного раньше греческой, до сих пор продолжает будоражить умы современных людей, равно как и египетский фараон Эхнатон (1375 – 1336 гг. до н.э.), который вошёл в мировую историю как первый реформатор.
Царствование отца Эхнатона – Аменхотепа III было периодом наивысшего расцвета и могущества Египта. Аменхотеп был верховным владыкой Палестины, Финикии и Сирии, а его собственное государство включало большую часть территории современных Судана и Ливии. Единственным серьёзным соперником Аменхотепа III была Ассирийская держава, территория которой простиралась от халдейских городов Южной Месопотамии до Центральной Анатолии.

Сын фараона и дочери скотника

Эхнатон, что означает «угодный Атону» – именно так назвали своего первенца фараон Аменхотеп III и дочь скотника Тейе (Тия). Такой неравный брак вызвал большое недовольство фиванского жречества. Происхождение от царицы Тейе, которая не принадлежала ни к царскому дому, ни, возможно, даже и к египетскому народу вообще, по точным правилам престолонаследия лишало этого фараона всякого законного права на престол. Умерший отец его, женившись незаконно и обойдя этой женитьбой всех удельных наследниц царской крови, лишил этим поддержки законного права сына. В глазах жреческого сословия молодой царь был незаконным властителем, со всеми вытекающими из этого последствиями. Известный египтолог Уоллис Бадж о матери Эхнатона писал: «…Нет сомнения, что Тии была незаурядной женщиной и имела большое влияние на своего супруга. В надписях её имя присутствует рядом с именем супруга – факт, свидетельствующий о том, что Аменхотеп признавал её авторитет как соправителя. Она участвовала в общественных мероприятиях и в религиозных церемониях, чего супруги египетских царей до неё не делали. Её власть и во дворце, и в стране была велика, и есть свидетельства, доказывающие, что царские приказы, как внутренние, так и публичные, издавались только после её одобрения… В храме, который Аменхотеп построил для супруги в Саденге, ей поклонялись как богине… Мы не знаем и не имеем возможности узнать, каковы были религиозные взгляды Тии и каким богам она поклонялась, но надпись, которая повторяется на нескольких стеатитовых скарабеях, позволяет сделать вывод, что она благосклонно относилась к культу Амона, а в последние годы жизни стала горячей и преданной поклонницей этого бога. Чтобы доставить ей удовольствие, Аменхотеп приказал выкопать в её поместье Чаруха в Западных Фивах большое озеро. Оно имело длину около 1,8 км (3700 кубит) и ширину более 1 км (700 кубит), вероятно, что им является современное Биркат-Хабу. На шестнадцатый день третьего месяца сезона Ахет (октябрь), на одиннадцатом году своего правления, его величество проплыл по озеру в своей ладье, названной ATHEN-TEHEN  – «Атон блистает». В последующие годы этот день отмечался как праздник. И озеро, и ладья были построены только для того, чтобы доставить удовольствие царице, и тот факт, что в названии использовалось имя Атона, а не Амона, говорит о желании царя и царицы отдать дань уважения этому солнечному богу. Масперо утверждает, что эта водная процессия дала начало культу Атона в Фивах, и, возможно, он прав… Ненависть принца [Эхнатона] к [принятому тогда за главное божество] Амону и его невежественным жрецам, вероятно, началась в то время, когда он начал общаться с митаннийскими принцессами и узнал имена Митры, Варуны, Индры и других арийских богов, культы которых во многих отношениях были схожи с культами Гора, Ра, Тема и других египетских солнечных богов».
Возможно гнев жрецов обрушился на маленького Эхнатона, потому что в детстве он сильно болел. Историки предполагают, что его жизнь была в опасности из-за проклятия фиванского оракула, который был заодно со жрецами бога Амона (главное солнечное божество в это время).
Юность Эхнатона прошла вдали от Фив, за пределами Египта. О его существовании не упоминается ни в одной из надписей времён правления его отца Аменхотепа III. Родитель Эхнатона, подобно отцу Шаха Джахана (строителя Тадж-Махала) – Джахангиру, был любителем роскоши и на склоне лет, что называется, пустился во всё тяжкое, отойдя от дел. Если властитель Индии Хан Джахан (Хуррам) был внуком Царя Акбара и царицы Джодхи, то Эхнатон (ок. 1375–1336 гг. до н. э.) был пра-пра-правнуком величайшей египетской царицы Хатшепсут (ок. 1507-1458 до н.э.). Хуррам (Хан Джахан) родился от второй жены Джахангира и конфликтовал в притязаниях на трон с его первой супругой (воплощение Амриды), но, тем не менее, стал преемником отца и властелином Индии. Похожая неувязка с правами на трон в силу неблагородного происхождения матери была и у Эхнатона. Как и Хан Джахан, который унаследовал после царя Акбара огромную Индийскую империю, объединённую волею и талантом Акбара, Эхнатон унаследовал гигантскую территорию, не имеющую аналогов в египетской истории. Взойдя после отца на трон, он оказался абсолютным властителем окружающих Египет земель от Сирии и Финикии, на севере до Египетского Судана вплоть до Напаты на юге. Впрочем, и отец Эхнатона по его любви к строительству храмов и развитию искусств многим напоминает отца Хуррама – Джахангира, получившего спустя примерно пять столетий, во времена Соломона, воплощение знаменитого царя тирского – Хирама, а ещё позже – Тициана. Как описывал царствование отца Эхнатона Уоллес Бадж:
«При таком покровительстве искусства и ремесла процветали, а из камня, дерева, меди и фаянса создавались произведения, равные которым Египет еще не видел. На протяжении всего периода правления Аменхотеп поддерживал связь со своими друзьями в Вавилонии, Месопотамии и Сирии, и каждое прибытие царских посланников давало возможность проявить щедрое гостеприимство, демонстрировать богатство и даваемые им возможности. Приёмы в богато украшенном дворце Аменхотепа III на западном берегу реки, вероятно, были воистину великолепными, поражавшими воображение, что присуще выходцам с Востока. Фараон распоряжался своим богатством по-царски, и во многих отношениях, возможно из-за присутствия митаннийской крови, он был больше похож на богатого, любящего роскошь, добродушного и властного месопотамского шейха, чем на египетского царя. Холл очень удачно назвал его Аменхотеп Великолепный… За долгое и мирное правление Аменхотепа III египтяне позабыли, что роскошь, к которой они с легкостью привыкли, куплена свирепыми набегами и жестокими войнами их предков».

Итак, при отходе отца от дел власть в свои руки взяла его жена царица Тия. После смерти Аменхотепа III она стала управлять государством в качестве регента и только тогда призвала своего сына Эхнатона в Фивы, где он был возведён на трон и наречён Аменхотепом IV.

Египетский Перикл

Эхнатон начал гонения на магов, прорицателей и колдунов. Заодно, надо думать, и на таинства жрецов лунного культа, которые мало отличались от чёрной магии. В то же время он решительно поддерживал тех, кто лечил людей традиционными методами, поэтому именно при нем в Египте сформировалась фармацевтика как отрасль медицины.
Важным начинанием стало запрещение в письме пользоваться рисунками животных и птиц. Позже это дало толчок к появлению словесного письма. Оно вскоре вытеснило не только иероглифику Древнего Египта, но и линейное письмо минойцев-критян и письмо ханаан. Так, религиозная реформа Эхнатона обернулась глобальной перестройкой всей культуры.
Последствия «революции солнцепоклонников» проявились не только в области образования Египта, но и в политике, культуре, религии, социальной сфере. Поэтому можно понять восторги тех, кто в дальнейшем стал называть реформатора Эхнатона египетским Периклом. Интересно отметить, что у Перикла, жившего почти на тысячу лет позже Эхнатона, голова была такая же необычная яйцеголовая – с удлинённым затылком. Мудрого Перикла изображают неизменно в шлеме как раз из-за такого увеличенного задней части его черепа. Средоточие Аджна-чакры и Брахмарандры. Впрочем, подобные вытянутые черепа встречались и в других регионах планеты, и, как утверждают специалисты, они не обязательно были результатом принудительного стягивания голов в детские годы.
Эхнатон одним из первых обратил внимание на то, как живут строители, простые рабочие, художники, слуги, домохозяйки. Но самым потрясающим открытием в Амарне стала рабочая деревня. Она является свидетельством социального сознания Эхнатона.
Обычно египетских рабочих после захода солнца сгоняли в гетто, как скот в загон. А Эхнатон распорядился, чтобы в районе восточных холмов была построена деревня для рабочих, поразительно напоминающая современные бедные районы Египта. Построенная по единому плану, эта деревня была достаточно милым, окружённым стеной городом в миниатюре. Рядом с воротами были расположены довольно большие коттеджи для старших рабочих. Остальные дома были маленькими, аккуратными, но совершенно одинаковыми. Эти амарнские коттеджи были признаны «образцом типовой индустриальной застройки». Каждый такой дом состоял из гостиной и кухни, окна которых выходили на улицу. В задней части находились спальни и туалеты.
Борьбу с партией жрецов Амона Эхнатон повёл с помощью молодых реформаторов. На смену старому жречеству пришли люди из низов, мелкие рабовладельцы, земледельцы и даже бедняки (немху). Сохранились древние записи, в которых вельможа говорил: «Я – немху по отцу и по матери. Создал меня властитель. Дал он, чтобы я стал вельможей, а прежде я был неимущим. Давал он мне пищу и довольствие ежедневно, а прежде я просил хлеба». Так поднялась к вершинам власти новая бюрократия.

Строитель

До 8-го года царствования фараона усиленно отстраивается новая столица. Там был сооружён огромный дворец Эхнатона, построенный в основной своей части из белого камня. Этот дворец считают самым большим из всех гражданских зданий древности. Достаточно сказать, что длина восточного фасада официальной части Главного дворца равнялась почти 700 м. Стены дворца были покрыты сюжетными и орнаментальными росписями, отделаны цветными изразцами; полы, потолки, и лестницы красочно расписаны; колонны со сложными капителями раскрашены и инкрустированы цветным фаянсом. Кроме главного дворца в Ахет-Атоне было построено ещё несколько дворцов, меньших по размеру, но также пышно отделанных. В Ахет-Атоне был построен и главный храм Атона, получивший название «Дом Атона». Он состоял из двух громадных каменных сооружений внутри прямоугольной ограды, вытянутой в длину на расстояние 800 м. Всё это было окружено особняками царских сановников и обширными садами.

К 9 – 10 годам правления Эхнатона относятся первые известные нам случаи преследования бога отверженной столицы – Амона. Незадолго до начала 12-го года фараон объявил войну не только Амону, но и всем старым богам. Атон был провозглашен единственным богом, культ всех прочих богов был отменен, храмы закрыты, а жрецы, возможно, разогнаны. Новые ревнители культа, как это бывает при всех революциях, стремились стереть даже память об именах прежних богов. Но и это очередной навет, ибо в столице, построенной Эхнатоном, в домах продолжали поклоняться и прочим божествам традиционного культа.
Атону возводились храмы по всему Египту (Фивы, Ахет-Атон, Гем-Атон, Гелиополь, Мемфис, Гермополь, Фаюм). Эти храмы наделялись большими земельными массивами, охотничьими и рыбными угодьями, скотом, пастбищами, обеспечивались рабочей силой. Был учреждён большой штат жрецов – служителей нового культа фараона. Они, как это видно из памятников той поры, были в основном представителями новой служилой знати. Были построены четыре храма, персонал которых насчитывал 6800 человек!

«Красивая пришла»

Более 3300 лет назад родилась женщина необыкновенной красоты – Нефертити, что в переводе с древнеегипетского означает «красивая пришла». Современный компьютерный сравнительный анализ облика Нефертити привёл к заключению, что её образ является как бы архетипом идеала красоты европейцев в последующие тысячелетия, вплоть до современности.
Красавица Нефертити стала супругой царя Аменхотепа IV ещё при жизни его родителей – Аменхотепа III и Тейе. Вместе с мужем Нефертити правила Египтом около двадцати лет. Эти годы ознаменовались небывалой для всей древневосточной культуры религиозной революцией, поколебавшей устои древнеегипетских традиций. Нефертити играла важную роль в событиях своего времени. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующего жизнь. В Гемпаатоне и Хутбенбене (больших храмах бога Атона в Фивах) ей возносили молитвы, и ни одно из храмовых действ не проходило без неё.
От Эхнатона Нефертити родила семь дочерей. Правда, отсутствие у царицы сына – наследника престола вызвало ухудшение взаимоотношений в царской семье. У Эхнатона появилась вторая супруга Кийа. Она родила фараону-реформатору двух сыновей – принцев Сменхкара и Тутанхамона. Историки долгое время утверждали о том, что Нефертити подверглась опале. Но найденные документы свидетельствуют, что Эхнатон и Нефертити правили совместно до последних дней. Подобно помощнице у Шаха Джахана – его любимой дочери Джаханары, которая помогала хану в его 8-летнем заточении в конце жизни и была рядом, так же и у Эхнатона была любимая старшая дочь от Нефертити – Меритатон. Когда Меритатон пришла к власти, она уничтожила все упоминания о Кийе.

Новая Религия Единого Бога

Особое возвышение культа Атона и власти фиванского жречества произошло при Тутмосе III – соправителе царицы Хатшепсут (они сменяли друг друга на время, пока кто-то из них уходил в тайные области к посвящённым). Это наводит на мысль, что Эхнатон провёл в жизнь идеи, которые принадлежали Белому Братству, египетский Ашрам которого упоминается при описании Флавием Филостратом путешествия Аполлония Тианского к верховьям Нила.
Иными словами, культ Атона – бога Солнца, введённый повсеместно в стране Эхнатоном – это первое известное поклонение Главе Иерархии Белого Братства, и, собственно, Вершине всего. Это не тот бог внешнего Солнца, носивший в Египте имя Ра и временами отражающий культ подземного Солнца. Атон Эхнатона подразумевал Духовное Солнце. Видимое Солнце – это только образ истинного Духовного Солнца.
Муж кормилицы Эхнатона, которого звали Эйе, был жрецом Атона, поэтому в самом раннем возрасте Эхнатон, можно сказать, с молоком матери впитал основы культа Атона, знал, а также был знаком с религиозными верованиями митаннийцев, живущих при египетском дворе. Семена попали в его душу и проросли. В результате юный фараон отверг не только Амона, великого бога Фив, но заодно и всех древних богов и богинь Египта, за исключением солнечных богов Гелиополиса. Как отмечал Уоллес Бадж, «во многих отношениях эти боги напоминали ему арийских, которым поклонялась его бабушка и её люди, особенно Варуну». Варуна – такой же тайный бог индийского пантеона, как и Атон. Анаграмматически Варуна есть Уран. Ведический Варуна является богом не просто вод, а эзотерически является владыкой вод Причинного Океана, или как этот Океан назван в Агни Йоге – Мира Огненного. Уран и есть фокус этого Духовного сияния.
Уоллис Бадж описывает характер и реформы: «В течение первых пяти или шести лет своего правления Аменхотеп IV, вероятно в результате умелого руководства своей матери, почти не вносил изменения в состав правительства своей страны. Но его действия в последующие годы доказали, что, даже будучи еще совсем ребенком, он изучал религию с большим рвением и отнюдь не детским пониманием. Должно быть, рано повзрослев, он был не по возрасту умен, очень быстро соображал и, в дополнение к этому, обладал твердыми религиозными убеждениями и смелостью. Также ясно, что он не выносил оппозицию и искренне верил в правоту своих действий». Достигнув гармонии в семейной и государственной жизни, во всяком случае, как это виделось Эхнатону, он полностью отдался потоку счастья. Судя по надписям на стеле Тутанхамона, царь держал большое число танцовщиков и акробатов, занятых в церемониях, посвященных Атону. Царь не только не был воином. Он даже не жаловал охоту. Бадж пишет: «Исходя из всего, что мы знаем, следует предположить, что атонисты почитали тепло и свет, которые бог в изобилии посылал им, что они пели, танцевали, возносили хвалу божьей милости и жили только настоящим. Они поклонялись триаде жизни, красоты и цвета. Они отказались от условности и схематизма в египетской живописи и скульптуре, использовали новые цвета. Освобожденные от контроля жречества художники и ремесленники создавали удивительные по своей красоте творения».
Это время поистине можно назвать золотым веком Древнего Египта, который затем сменили века хаоса. Царствование Шаха Джахана также подвело черту золотому веку Индии, положенному царём Акбаром. Сын Шаха Джахана Аурангзеб как и воцарившийся после Эхнатона Тутанхамон, при ведущем участии жрецов старых культов, оба разрушили гармонию и идиллию. Вместе с тем, у времени есть свои правила. Та эпоха в любом случае заканчивалась. У Римской империи на завершении её цикла так же была своя золотая и достойная осень. Важно, как заканчивается эпоха – величием, которое остаётся как образец для последующих поколений, или же позором. Потомки Хатшепсут и Акбара – Эхнатон для Египта и Шах Джахан для Индии – заканчивали величием.

Культурная революция Эхнатона – прообраз эпохи античности

Годы правления Эхнатона сопровождались ломкой старых канонов искусства, вырабатывался новый, более натуралистичный художественный стиль. В Ахетатоне Эхнатон создал благоприятный климат для развития искусств совершенно оригинального стиля, сочетавшего динамику, гибкость линий и чувственность, что совершенно не совпадало с предыдущим монуменальным каноном. Этот период в развитии египетского искусства получил название «Амарнского». Амарнское искусство характерно прежде всего реалистичными изображениями не только фауны и флоры Египта того времени, но и правящих особ. Изображения фараона и его семейства по-прежнему крупнее, но они уже не идеализированы. Единственным исключением стали изображения и изваяния самого Эхнатона. Идея заключалась в соединении в одном образе мужского и женского начала, что встречается в Индии на некоторых изображениях и статуэтках Кришны. Эхнатона показывали с увеличенными бёдрами, что дало исследователям в наше время богатую пищу для домыслов. Тем не менее, например, канадский египтолог и археолог Дональд Б. Редфорд считал, что подобная «физиология» фараона – это художественная стилизация, возникшая после трёх лет правления фараона, когда он стал поклоняться богу солнца Атону. Итак, в большинстве изображений правитель предстаёт не в образе воина-завоевателя или укротителя диких зверей, охотника, но отцом, мужем. Его часто изображают с дочерьми на коленях, нежно обнимающим жену, нередки семейные сценки и сцены богослужений и поклонения Атону всей семьей.

Внешнеполитические дела
Ухудшение отношений с крупными державами

Тем временем, внешнеполитические дела Египта шли неважно. Отношения громадной египетской империи, над которой властвовал Эхнатон, с крупными государствами Ближнего Востока расстроились. Эхнатон или же его финансовый советник уже не хотели посылать туда золото с отцовской щедростью. Оно было нужно империи как для отделки новых зданий, так и для раздачи послушным сановникам.
То же самое происходило в правление Шаха Джахана, который после смерти своей любимой красавицы-жены Арджуманад всю казну стал тратить на строительство Тадж Махала. И Шах Джахан аналогично Эхнатону на вершине могущества, в 1648 году, перенёс свою столицу из Агры в Дели, где им был построен новый город Шахджаханабад.
На шестом году царствования Аменхотеп IV, изменивший имя на Эхнатон, покинул враждебные ему Фивы и основал на восточном берегу Нила новую столицу Ахетатон (Горизонт Атона) в местности, ныне называемой Амарна.
Общее свидетельство всех амарнских писем не оставляет сомнений в том, что Эхнатон не беспокоился о сохранении дружественных отношений, существовавших между царями Вавилонии, Митанни и его отцом. Он казался вполне удовлетворенным приемом посольств и даров из Месопотамии и получением льстивых писем, полных заверений в верности и преданности, но его ответные дары никоим образом не удовлетворяли его корреспондентов. Он почти не посылал золота, необходимого для украшения храмов в Месопотамии и изготовления фигур богов, а в некоторых письмах упоминается также о случаях двурушничества со стороны египетского царя. В любом случае он не вел войн в Месопотамии, и, когда города один за другим перестали присылать дань, он не сделал ни одной попытки заставить их. Неизвестно, насколько полно он был осведомлен о происходящем в Западной Азии, но, когда Тушратта и другие политики потребовали у него компенсации за нападения на их караваны во время прохождения по египетской территории, он должен был понять, что власть Египта в этой стране существенно ослаблена. С годами царь уже не мог не понимать, что египтяне ненавидят его бога и проклинают его самого, и это знание, должно быть, негативно сказалось на его физическом здоровье и характере.

Амарнский период длился недолго (около 20 лет), как и правление самого Эхнатона. После смерти царя столица Ахетатон с её храмами и мастерскими была заброшена, поскольку само это место считалось у египтян нечистым, проклятым, и город оказался засыпан песками пустыни.

Живущий правдой

Окончание царствования Эхнатона окутано тайной. Его правление продолжалось 17 лет (по другим источникам, 20). О смерти фараона Эхнатона тоже почти ничего не известно. Он умер в возрасте 35 – 40 лет (точной даты нет) и не был погребен в семейной усыпальнице. Если только он не ушёл в Братство.
Столица Ахетатон, покинутая людьми, погрузилась в безмолвие. В пору окончания царствования Эхнатона Египет уже пребывал в упадке, историки утверждают, что тому виной замкнутая жизнь фараона. Якобы Эхнатон не смог переключиться на внешнюю политику, потому что просто не был к этому готов. Он вырос в мирное время и, скорее всего, не очень разбирался в военном деле. После смерти фараона власть оказалась в руках знати, чьи полномочия были неограниченными.
После смерти Эхнатона и чуть позже его супруги Нефертити жизнь в стране вернулась на круги своя. В Египте восстановили почитание бога Амона-Ра. «Фонтан жизни», как называли Амона, вновь забил, а вот источник Эхнатона, культ Атона, иссяк. Столица Ахетатон опустела, а Эхнатон и его приверженцы были преданы проклятию и забвению.
И все же, как утверждают историки, фараон Эхнатон – первая индивидуальность в человеческой истории. Эхнатон не пытался расправиться с инакомыслящими (теми, кто отказался почитать Атона), не стремился и к разрушению резиденции имперского бога Амона в Карнаке. Реформы его были демократичны. Он открыл людям врата храмов, отменил старые культы, извлёк на свет забытые учения, сделал достоянием народа тайные знания жрецов и рассекретил архивы.
Отношение к фараону Эхнатону различно. Одни называют его пламенным революционером, мужественным и умным царём, творцом дивного города справедливости. Другие же, напротив, говорили, что Эхнатон – полнейший глупец, самовлюблённый царёк и невежда в вопросах международной политики. Третьи даже называли его тираном. Естественно, более всего ненавидели Эхнатона жрецы Атона, именуя его «херу» (близко по значению к слову «падаль») и обвиняя в жестокости, в разложении и упадке Египта. А поскольку историю и записываемую молву многие тысячелетия ваяли жрецы, то такая молва об Эхнатоне и докатилась в их «свидетельствах» до нашего времени.
Сам же фараон в официальной переписке называл себя «живущий правдой владыка венцов Эхнатон» и искренне стремился найти для Египта лучшую долю.

Гимн Атону
(фрагмент)


1. Ты единственный бог, [кроме] которого нет другого! Ты образовал землю по своему желанию (или воле), когда ты был один, с людьми, скотом и всеми животными, которые ходят по земле на своих ногах и которые подымаются вверх, летя на своих крыльях, [в] пустыни Сирии и Куш (Нубия) и землю Египетскую.

2. Ты каждому человеку назначаешь его место, ты даешь ему ежедневное пропитание, каждый имеет свою порцию и длину жизни, отмеренную тобой. Их языки разделены по речи так же, как и их образы,
их кожа различна [по цвету], давая отличие чужеземцам.

3. Ты создал Хапи (Нил) в Туате (подземном мире), ты привёл его (животворящий Нил) по желанию твоему, чтобы дать жизнь смертным, подобно тому как ты их создал для себя, владыка их всех, поддерживающий их, насколько возможно. О ты, владыка каждой страны, восходящий над ними, о Атон дневной, великий из великих.

4. Ты даешь жизнь далеким чужеземным странам. Ты дал Нил на небеса, и он падает для них. <…>

5. Создал ты небо далекое, чтобы восходить на нем, чтобы смотреть на всё, созданное тобой. Ты един, ты светишь (или восходишь) среди своих созданий, как Живущий Атон, сияющий, удаляющийся, возвращающийся. Ты создаешь миллионы проявлений себя одного в городах и селениях, на полях, дорогах и реке. Каждый глаз (то есть все люди) зрит тебя. Ты – дневной солнечный диск в своем зените. <…>

6. Ты в моем сердце. Нет другого, который познал бы тебя, кроме сына твоего Неферхепрура Уа-эн-Ра. Ты сделал его (меня) сведущим в твоих помыслах и в твоей силе. Земля произошла от твоей руки, подобно тому как ты создал их (людей). Ты восходишь – они живы, ты заходишь – они мертвы. Что же касается тебя, время жизни в твоих членах, жизнь в тебе. Все глаза [устремлены]

7. на красоты твои до твоего захода, [когда] всякая работа прекращается. Ты заходишь на западе, ты восходишь, давая процветание. для царя. Каждый человек, который [стоит на своих] ногах с тех пор, как ты основал землю. Ты поднимаешь их для сына твоего, вышедшего из твоей плоти, царя Юга и Севера, живущего в правде, владыки венцов, Ахенатона (Эхнатона), великого по веку своему, [и для] великой жены царевой, возлюбленной им, владычицы Обеих Земель [Египта] Нефернефруатон-Нефертити, да будет она жива и молода вечно!


Рецензии
История расцвета и упадка древних государств меня интересует меньше. Мне больше интересны верования древних. В этом тексте я обратила внимание на упоминание арийских богов, а особенно, Варуну. "Варуна такой же бог индийского пантеона, как и Атон". И дальше как бы расшифровали - "Анаграмматически Варуна и есть Уран."
Древние знали о сущем очень много, чего не знаем мы. А не зная, искажаем суть, кто во что горазд.
И тут я вспоминаю одну научную статью в каком-то научно-популярном журнале.
Там рассказывалось о том, что, если что-то очень сильно размножается, вытесняя все другие виды, то наступает колапс, то есть это ведет в конечном счете, вырождению и концу цикла. Но потом наступает новая фаза, и возникают новые виды.
А возникают они благодаря бурной деятельности Урана, возникает новые виды повсеместно и почти одновременно (возможно, и зачатки, которые потом совершенствуются, но к жизни их вызывает Уран).
Древние не просто верили или поклонялись. Они ведали, то есть знали.

Дана Заречная   27.02.2021 02:41     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.