Пурим и квадра героев

Каждый год мы перепрочитываем Пуримскую историю.
Наша задача – ежегодно добавлять к ней новые грани, смыслы, понимания.
В этом смысл нашего взросления.
Как я недавно писал, мы познакомились с группой ученых и педагогов, и одним из интересных инструментов, которым они оперировали был концепт квадры.
Если говорить простым языком, то когда мы видим систему из трех элементов, в этой триаде скрыт сценарий развития в виде выстраивания четвертого элемента, который перестраивает триаду в квадру.
И четвертый элемент – становится ключом, который трансформирует всю систему и дает ей новые степени свободы и возможности.
Одним из первых проявлений этой схемы в Торе является переход от трех Праотцов к четырем Праматерям. Согласно этой схеме Яаков получает не одну, а две жены.
Это закладывает фундамент двойственности еврейского народа, который проявляется во множестве интереснейших схем.
Например, Лея и Рахель в одном из комментариев соединяются с Письменной и Устной Торой.
Это позволяет евреям иметь ДВА механизма работы с сакральными текстами.
Также Яаков получает второе имя Израиль и у нас три Праотца имеют четыре имени – Авраам, Ицхак, Яаков, Израиль.
В современном мире эта двойная функция Яакова-Израиля выражается в том, что часть евреев видят свою миссию в сохранении и поддержании традиционных духовных ценностей, а другая часть евреев стремится быть новаторами и революционерами.
Этим евреи совмещают внутреннюю и внешнюю задачи.
Но двойственная природа Яакова-Израиля создает и проблемы. В частности мы видим конфликт сыновей Яакова и противостяние двух лидеров - Йегуды и Йосефа.
Этот конфликт можно назвать «обратной стороной медали» усложнившейся еврейской схемы.
Но задача евреев – трансформировать конфликт в комплексную схему в которой обе еврейские миссии будут дополнять и усиливать друг друга.
Одним из ключевых переходов от триады к квадре является история Пурима.
Изначально можно выделить три ключевых (мужских) героя – это Царь-Ахашверош, Праведник-Мордехай и Злодей-Аман.
Но такая тройственная система подводится к кризису, выглядящему как смертельная угроза евреям.
Злодей Аман монополизирует расположение Царя и евреям во главе с Мордехаем – грозит неминуемая гибель.
И тут история Пурима показывает нам переход от триады к квадре – на сцену выводится четвертый персонаж – женский образ – Эстер.
При этом у четвертого «элемента» есть связи со всеми тремя мужскими ролями.
Эстер – родственница и соплеменница Мордехая.
Эстер – жена Царя-Ахашвероша.
Эстер – скрытый (в начале) оппонент злодея Амана.
При этом мы можем заметить важную особенность.
Эстер имеет прямую связь с Мордехаем, они партнеры.
Но Эстер не может изначально стать полностью партнершей Царя, пока Аман является его фаворитом и советником.
И Эстер выстраивает целую игру в результате которой Царь в нужный момент должен делать выбор между еврейством Эстер и анти-еврейством Амана.
И благодаря «четвертому элементу» - система перестраивается и входит в новый режим.
Если с позиций «квадры» проанализировать детали истории, то можно будет обнаружить интересные и перспективные подходы.
В частности когда в тройке элементов «затесался» злодейский «персонаж» - то система из трех элементов сама не может «исцелиться», так как «элемент зла» в триаде более влиятельный чем «первоначальное добро».
И когда мы вводим четвертый элемент – мы делаем схему достаточно сложной, чтобы в ней смог произойти ключевой сценарий – победы над злом.
Эта ключевая «квадро»-схема сможет помочь нам преодолевать зло в мире и в человеке.


Рецензии