История музыки. Почти детектив

    

Когда мне было лет 14-15,мы с бабушкой,которая была пианисткой,смотрели по телевизору концерт какого-то оркестра.Исполнялась музыка различных композиторов, творивших в конце 19 века.Среди прочих произведений там исполнялась симфоническая поэма "Ученик чародея" французского композитора Дюка.А ведь на эту музыку ставил балет знаменитый русский балетмейстер Фокин! 
    И так,слушая,мы с бабушкой за комментариями и посторонними звуками с улицы потеряли бдительность-какую музыку сейчас играют? 

Тут вдруг раздалась невероятно красивая мелодия.......Мы притаились и слушали с упоением,с каким слушают музыкальные фанаты.....
  Мне показалось,что ведущий концерта объявил,что это увертюра,и называется она "Раймонда"-да,существует такой  балет Глазунова.

Бабушка мне сказала,что исполняемая музыка ей известна.В её детстве,в Ташкенте,дома у родителей были ноты с такой музыкой,но автора и названия она не помнит.

Решили,что автор сей красивой мелодии Глазунов,ибо в те годы он жил и творил .Как раз тогда бабушка и жила в Средней Азии.

Мы просто свихнулись на этой красивой музыкальной теме ,как мы с ней её назвали- "Раймонде"!!!

На другой день я возвращаюсь из школы ,а бабушка уже подобрала на пианино эту мелодию и мне сыграла.И я тоже её выучила.Забегая вперёд-с тех пор играю её и по сей день,и потом использовала эту музыку в своей работе на уроках актёрского мастерства.

Но только оставалось загадкой-кто автор?Как называется?

...Тогда,в  80-х годах,я была уверена ,что это увертюра из балета "Раймонда".А где её услышать?Но на балет надо было специально пойти в театр,интернета же не было.Не помню-шла ли "Раймонда"в Большом Театре?

 Но наконец летом в программе значилось,что этот балет покажут по телевизору  !Ура,наконец можно будет услышать любимый лейтмотив!

Меня в Москве не было,и моя девяностолетняя бабушка слушала и смотрела весь балет-от и до.И даже письмо мне в деревню написала:"Просмотрела и прослушала весь балет"Раймонда",но этой музыки ни в конце,ни в начале не было".

  Тогда я решила-а вдруг это произведение Дюка-французского композитора,музыка которого звучала в том самом телевизионном концерте,после которого мы заболели "раймондой"?!Тоже-где взять эту музыку в 80-е годы?Это тебе не ю-туб!

Дождалась концерта в Зале им.Чайковского,где  в изобилии значился Дюка....И-нет,нет там нашей любимой с бабушкой мелодии....

   В 1992 году бабушка умерла.И тайна музыки так и осталась нераскрытой.


  ...Когда я уже стала музыкантом,то ловила коллег и играла им бабушкину  транскрипцию некой "Раймонды", спрашивала: "Что за музыка?"
Но НИКТО не знал!!!

...Пришёл. 21 век.И  мы дома подключили интернет.

Конечно я стала слушать много  музыки,как и всегда.И естественно стала искать так называемую"Раймонду"всюду.

Что я только не переслушала!!!Перелопатила всего Дюка и Глазунова.Потом записала мелодию на листочке нотной бумаги,и в интернете рассылала и показывала разным  музыкантам,в том числе и маститым.Но НИКТО не знал!!!

   Можно сказать,я днём и ночью только про эту музыку и думала!
У меня так бывает.Услышу где-то,а потом ищу.Бывает быстро,а бывает года через 2-3 найдётся,но чтобы около 30-ти лет искать неизвестно что...

  ...И вот сегодня-не спится ночью...Полезла под утро в интернет и решила посмотреть тему салонной музыки....Что-то меня она очень заинтересовала!Что-то мне известно,что-то нет.

Читаю фамилии композиторов,писавших салонные пьесы.Салонная музыка-она такая лирическо-сентиментальная,искусственно-красивая,ну и прикладная конечно -хорошо её включать в спектакли, фильмы, созданные  по литературным произведениям 19 века.И мне музыка такого стиля нравится- с позиции иллюстрирования литературы.Хотя сейчас не работаю в этой сфере,но интерес тем не менее остался.

На одном сайте перечислены фамилии малоизвестных западных композиторов,писавших в числе прочих салонные пьески. Гуглю.Нахожу и слушаю то одного,то другого.Они все не только салонную музыку писали,но и серьёзную тоже.

   Самым последним оказался французский композитор Тома.Стала искать его произведения.Мало его в интернете.Ищу разными способами- то по французски,то по -русски пишу его фамилию

...И.... глазам своим не веря.... вижу:
Ambroise Thomas RAYMOND Ouverture

Включила-и слёзы из глаз от радости.Услышала!Услышала ту самую мелодию!...Как же долго этого ждать пришлось-почти 30 лет!!!

Мгновенно ,мгновенно я перенеслась в детство,ясно вспомнилось как мы с бабушкой на кухне смотрели  концерты по черно-белому телевизору.Разговоры,воспоминания...Как давно это было!

 
...А вчера был бабушкин день рождения-118 лет моей бабушке!Наверное она из мира иного вразумила меня и подсказала мне - что это за музыка и где её можно услышать!Там ведь всё открыто,в вечности.

Амбруаз Тома
Увертюра к опере "Раймон"
http://www.youtube.com/watch?v=SGApHBIEQk8

(Дирижёр Геннадий Николаевич Рождественский)


Спасибо за терпение,спасибо ,что "выслушали" мой автобиографический музыкальный детектив.


Рецензии