Сохраним историю Дербента

                1
                План.
I.Введение. Цель и задачи работы. Актуальность.
II.Основная часть.
1.Древность города Дербента. История названия города («Железные ворота»).
2.События, пережитые городом.
3.Исторические деятели, путешественники, побывавшие в Дербенте.
4.Каменные укрепления города.  Даг-Бары (горная стена Дербента).
5. Становление города.  Прикаспийский путь.
6.Торгово-экономическое значение города.
7.Деление Дербента на кварталы. Джума-мечеть.
8. Средневековые бани.  Городские ворота.
9.Кладбище мучеников.
10.Скульптурные изображения львов.
11.Эпиграфические памятники.
12.Дербент- культурный центр. Развитие ремёсел.
13.Многонациональность Дербента. Возрастание значения города для РФ в современном мире.
III.  Заключение.   Значимость выполненной работы.
IV.Список литературы.
V.Приложение.




                2
      В работе даётся обзор истории древнего Дербента. Город мировой величины в прошлом, источник доходов от  посетителей и туристов со всего мира, центр интереса великих полководцев, императоров, царей, сейчас потерял прежний интерес.  Исследование, опираясь на открытия профессоров и докторов наук, ставит целью призвать к комплексному выздоровлению пребывающего в запустении юга Дагестана. Актуальность состоит в исторической значимости города с древности и до наших дней. В изучении тайн, которые хранит Дербент.
Цель данной работы:
 показать читателю историческое значение города Дербента, его древность, красоту, старинные  шедевры  города-музея, обзор архитектурных, эпиграфических и археологических памятников, убедить в необходимости
сохранения исторических памятников, достопримечательностей города Дербента.

      Задачи:
1.Исследовать историю Дербента с самого древнего времени.
2. Выяснить с какого времени город упоминается в сочинениях путешественников, писателей, историков.
3.Исследовать историю  каменных укреплений, оборонительного сооружения, стены, фортификационного сооружения.
4.Изучить становление города Дербента.
5.Проанализировать архитектурные  достопримечательности города.
6. Показать значимость исторических сведений для современности и для будущего.
    Каждый город, населённый пункт, то или иное место имеет свою историю.
Прошлое бывает различным по содержанию. Но такой интересной, таинственной, интригующей истории, как у Дербента, вряд ли встретишь.
Это прошлое, которое можно потрогать руками, пройтись по нему и полюбоваться, задуматься, представить себе и себя в нём.  История обширная, на целый город, и море, окружающее его.
    Столько памятников, архитектурных строений, уникальное достояние зодчества на суше и под водой.  Весь город - это историческая  достопримечательность. Это достояние прошлого.  Недаром люди со всего мира стремятся посетить его.
                3
  Исследовательская работа «Сохраним историю Дербента»
      Дербент-древний, исторический город республики Дагестан, самый древний город России. В нём очень много памятников, интересных мест,  богатая и красивая природа вокруг, каспийское море, представляющие интерес не только для российских посетителей, но и для учёных, путешественников всего мира. А раз так, то - это город славы, город истории, город-памятник, город-музей.
    Название города Дербент в переводе с персидского означает «узел ворот», русские называли его «Железные ворота», и это еще не все его названия: арабское Баб ал Абваб(«Ворота ворот», и тюркское «Темир-капы»(«Железные ворота», более древнее наименование Чор Чол,
зафиксированное в ряде армянских и грузинских источниках и отложилось в ряде дагестанских языках:  кайтагское Чури,  лакское Чулли,  аварское Чор. 
     Крепость запирала путь из Европы в Азию и являлась частью грандиозной оборонительной системы, куда входили городские стены, цитадель, морская стена и стена Даг-бары (горная), протяженностью сорок километров.  Войдя в крепость, в это царство легенд, застывших в камне, мысленно переносишься в древний Дербент.   Сопоставляя время, завороженно смотришь на памятники древности. Малый зиндан – тюрьма, ханская канцелярия (Дворец Фатали-хана), ханская баня, крестово-купольный храм, гауптвахта  и многое другое.
      Дербент - это один из крупнейших средневековых городов Кавказа и мусульманского Востока. Он пережил бурные штурмы и разрушения, исторические события, периоды расцвета и упадка, служил ареной кровопролитной борьбы, являлся «яблоком раздора». На него претендовали Римская империя и Парфия, Сасанидский Иран и Византия, Арабский халифат и Хазарский каганат, государство сельджуков и Золотая Орда, сефевидские шахи и турецкие султаны, российские императоры.
       Здесь побывали многие известные полководцы и завоеватели средневекового Востока, выдающиеся арабские военачальники Маслама ибн Абдалмалик и Марван ибн Мухаммад, сельджукские полководцы –
Сау -Теин и Йагма, прославленные соратники Чингиз-хана- Джебэ и Субудай,  «властелин мира» Тимур и  правитель Золотой Орды Тохтамыш,  Турецкий султан Селим и основатель государства Сефевидов –шах Исмаил. В Дербенте пребывали  знаменитый правитель Ирана-шахАбасс и гроза «вселенной» Надир-шах.  Здесь  «прорубил окно» на Восток император Пётр Великий.
     Но город привлекал внимание не только видных политических, государственных деятелей. О нём сообщают греческие и римские писатели, средневековые византийские, сирийские, кавказские, турецкие авторы.
                4
Ценные сведения содержатся в трудах многих арабо-персидских историков и географов IX-XIIIвв. и более позднего времени.                Посетить Дербент и увидеть его достопримечательности стремились многие средневековые путешественники, которые в своих произведениях оставили немало важных и интересных сообщений об этом древнем городе. Это арабы Ахмед ибн Фадлан(Xв.) и Абу  Халид ибн аль-Гарнати(XIIв.), венецианцы Марко Поло(XIIIв.) и Иосафат Барбаро(XVв.),  Русские Афанасий Никитин(15в.) и Федот Котов(15в.), англичане Христофер Бэрроу(XVIв.) и Антон Дженкинсон(XVIв.), немцы Адам Олеарий(нач.XVIIв.) и Георг Тектандер(XVIIв.), голландцы Ян Стрейс(XVIIв.) и Корнелий де Брейн(кон.XVII- нач.XVIIIв.)турок Эвлия Челеби(XVIIв.) и многие другие.
       Своей богатой историей и необычной судьбой Дербент во многом обязан своему географическому положению. Он возник в одном из самых стратегических мест знаменитого международного прикаспийского пути - важной военной и торговой трассы, с древнейших времён связывавшей народы и страны  Закавказья и переднего Востока с Юго-Восточной Европой.
      Монументальным свидетелем  и выдающимся памятником той эпохи являются каменные укрепления Дербента, которые и ныне поражают своим величием и мощью (15,Хан Магомедов С.О., 2002г.). В действительности, ставшие всемирно известными оборонительные сооружения Дербента были построены в 560г.г. в правление самого могущественного иранского шаха династии Сасанидов- ХосроваI Ануширвана(537-539). Арабский историк Аль-Балазури IXв. в своей «Книге Завоевания стран» приводит рассказ о том, как Хосров,  желая возвести непреодолимые укрепления в Дербенте для защиты своих владений от вторжений  хазар, предложил их правителю «мир, дружбу и согласие»  и «в знак этого « просил отдать ему в жёны дочь».(1,Баладзори с.5-22,1027г.).  Обрадованный возможностями  притязаний в будущем на иранский трон, хакан отправил  хазарскую принцессу к шаху.  Хосров же, воспользовавшись мирной обстановкой и дабы воины двух держав не враждовали меж собой,  «возвёл стену из  скалы и свинца от моря до вершины гор» и «повесил у входа железные ворота».
Ну, а вслед за этим шах возвратил принцессу обманутому отцу. В этом рассказе отразились реальные события, связанные с образованием могущественного Тюркского каганата и заключением ок.555г. между Ираном и каганатом союзного договора, закреплённого браком Хосрова и тюркской принцессы -  дочери кагана Истеми(араб. Синджибу).
         Составной частью оборонительного сооружения Дербента являлась  Даг-Бары (Горная стена) - грандиозное фортификационное сооружение,
                5
которое по праву называют  Великой Кавказской стеной (15,Хан МагомедовС.О.2002,7,ГаджиевМ.С.2008,с.9-19). Она отходила от южного угла цитадели и по гребням и ущельям тянулась в горы на 42км. Эта стена была укреплена системой башен и фортов, расположенных в стратегически важных местах. Горная стена вместе с укреплениями Дербента представляла мощную, труднопреодолимую преграду, позволяющую надёжно перекрывать и контролировать Прикаспийский коридор, горные дороги и защищать северные границы государства от вторжений.
   В 1996-2005гг.  Дербентской археологической экспедицией велись масштабные исследования этой фортификационной системы, стоящей в одном ряду с такими шедеврами оборонного зодчества, как  Великая Китайская стена, стена Искандера, Вал Адриана
(7,ГаджиевМ.С.2008г.с. 9-13).
        В середине 6в. Дербент, а точнее Дарбанд получает своё название, сохранившееся до наших дней. Впервые оно упомянуто Ананием  Ширакаци (7в.) в его географическом трактате:
«… до него( Каспийского моря- Авт. ) доходит Хребет Кавказа,  на котором построена стена Дарбанда, что значит «связка» и «ворота», город стражи Чора, огромная башня, сооружённая в море»(1881р.27)
      Сопоставление  сохранившейся на северной  городской стене  Дербента, строительной среднеперсидской надписи, содержащей дату сооружения неприступных укреплений,(«37 год») с военно-политической ситуацией в регионе показало, что оно указывает на дату правления
 Шаханшаха Хосрова I-го Ануширвана, как строителя Дербентских укреплений и нового города(531-579) и определяет, таким образом, время возведения  стен Дербента -568-569гг.(6,ГаджиевМ.С.2006 с.77-94)
Имя Дербент прочно закрепилось за городом и скоро, в 2018году исполнится 1450лет, как  город Дербент носит это имя.
     Становлению Дербента как города, как важного военно- политического и торгово-ремесленного центра  способствовало усиление торгового значения прикаспийского пути, известного античным писателям под названием  Caspia via(«Каспийский путь»).(ГаджиевМ.С.1997). Огромная роль в этих торговых связях отводилась  сарматскому племени аорсов, обитавших в Северном Прикаспии и нижнем Подонье и каспиям, специализированно занимавшимся  караванной торговлей, разведением верблюдов, рыболовством.
Прикаспийский путь выходил к Экбантам(Хамадан) Великому Шёлковому пути, а на севере, в низовьях Терека он имел ответвление-дорогу, ведущую в центральное Предкавказье и далее в Причерноморье на Боспор. В
                6
последующую раннесредневековую эпоху эта дорога засвидетельствована уже арабскими авторамиIX-Xвв. как важнейшая международная караванная трасса, ведущая из  Передней Азии и Закавказья через Дербент(Баб аль- абваб), Семендер, Беленджер и далее по прикаспийским степям в Итиль. Важным посредником в этих торговых контактах Севера и Юга выступал Дербент. Об этом, например, говорят найденные при раскопках в Дербенте и на других памятниках Дагестана, различные предметы, которые отмечают оптимизацию международной торговли с I-IIвв.н.э.  Это египетские и сирийские стеклянные и фаянсовые украшения, стеклянные сосуды, бусы из балтийского янтаря и другие находки.
      По торгово-экономическому  значению Дербент не уступал крупным торговым центрам Кавказа. В городе было много караван-сараев,  развивалось ковроткачество.
Арабские писатели X-XIII века  аль-Истахри, Ибн-Хаукал, Идриси, Балами, Йакут отмечают производимые в Баб-аль-абвабе льняные  ткани и одежды, которыми славился весь город.
        Дербент-крупнейший порт на Каспийском море в  V-XIVвв. Сюда по сведениям арабских географов прибывали торговые корабли из Джурдана, Табаристана, Джилана, Аррана, Хазарии, Руси, Волжской Булгарии и других областей  прикаспийского региона. В книге Аль-Истахри(849-934) рассказывается о Дербенте:
«Город Баб-аль-абваб лежит при море. А в середине его – гавань для судов…»
 Город был разделён на кварталы. Это деление города, именуемое ныне магалы, до сих пор сохраняется в старой части Дербента.  В каждом квартале была возведена мечеть,  названная по имени его жителей:  Хазарская, Палестинская, Дамасская, Химсская, Кайсарская, Джазирская, Мосульская.   Кроме них была построена пятничная (соборная) мечеть  Масджид Джами(Джума-мечеть)(543-544); (17,ШихсаидовА.Р.М.,1986.С.66-87)
Надписи сообщают о строительстве её в 115г.х./733-734гг. и реконструкции в770г.х./-1368-69г. мастером Таж  ад-Дином Муса банна Бакуи(12,ЛавровЛ.И.,1966.с.120-121).
         Джума-мечеть является одной  древнейших из ныне действующих мечетей в мире. Это уникальный архитектурный памятник, замечательный образец раннемусульманского зодчества(Хан МагомедовС.О. 1970. с.202-220). Есть основания полагать, что она была перестроена из христианской Базилики. Мечеть около (70х20метров) состоит из  двух основных частей: длинного прямоугольного зала с двумя рядами каменных колонн (по 18

                7
колонн в каждом) и  квадратного зала, выступающего в центральной части южного фасада и перекрытого куполом диаметром более 9метров.
         В комплекс Джума-мечети входят  обширный двор с тысячелетними чинарами и здание медресе, сооружённое в 879г.х./1474-75г. в правление ширваншаха Фаррух Йасара Дербенди и носящее его имя – аль-Фаррухийя(12,ЛавровЛ.И.,1966.С.59-60, 143-300).
     Среди других старинных мечетей города следует упомянуть Минарет-мечетьXIV-XVвв. Близ ворот Джарчи-капы и Кырхляр-мечеть рядом с одноимёнными воротами, которая была возведена по повелению шаха Аббаса в 1036г.х./1626г.
       Яркими историко-архитектурными памятниками города являются и сохранившиеся средневековые бани, которые наряду с мечетями, караван-сараями,  базарами являлись центром общественной жизни восточного города(4,ГаджиевМ. 1999Р.415-491).  На них обратил внимание знаменитый путешественнник Эвлия Челеби, который посетил Дербент в 1647 году и посетил описанию целый параграф в своём «16,Сейахат-наме»(Челеби ЭвлияС.(174-175).
       Городские ворота также представляют собой замечательные памятники средневековой архитектуры (14,15,Хан МагомедовС.О. 1972;2002с.233-299). Они имели не только оборонное значение, но и являлись украшением города.  Из восьми ворот, сохранившихся до наших дней, особым парадным видом выделяются ворота Кырхляр-капы ( в переводе с тюркского «Ворота сорока шахидов, арабского Бал аль- Джихад) и Орта-капы(в пер с тюркского «Средние ворота»), являющиеся центральными в северной и южной городских стенах.
         Во время первых походов на Дербент погибли у стен города в битве с хазарами полководцы - братья Салман и Абдаррахман ибн Рабиа. С именами их и их  соратников народная традиция связывает самую почитаемую мусульманскую святыню Дербента - кладбище «Сороковник.» (тюрксккое Кырхляр, персидское Чэхэл танан). Оно расположено близ центральных северных городских ворот Кырхляр-капы, которые арабы называли Баб аль джихад. «Ворота священной войны».
     На огороженном участке кладбища имеется группа из сорока монолитных каменных саргофаков полуцилиндрической формы, установленных над погребениями шахидов-мучеников. К сожалению, время стёрло имеющиеся на них куфические надписи. Подобные надмогильные плиты имеются и на южном городском кладбище, носящем название Джум-джум по имени легендарного правителя.
      Вот как описывает ворота и другие архитектурные сооружения арабский географ и историк IX начала X века  Ибн ал-Факих в своей «Книге о странах»: «В городе Баб  над Баб аль-Джихад  на стене две колонны:  на каждой колонне изображение льва из белого камня.
                8               
 Ниже их два камня, а на них изображение львов. Близ ворот изображение человека из камня: между ногами его статуя лисицы, а в пасти её кисть винограда. В стороне от города водоём, известный  под именем «водоём Масруф». В него ведёт лестница, по которой спускаются в водоём, когда мало воды, по бокам лестницы два льва из камня, а над одним из них
каменная статуя человека. Над домом правителей изображение двух львов также из камня, выступающее из стены. Жители Баба говорят, что это талисманы стены (10,Ибн ал- Факих.,1902.С.10-25).
 Упомянутые тысячелетия назад скульптурные изображения львов до сих пор украшают ворота, которые в целом сохранили свой первоначальный облик.
          Необходимо сказать, что Дербент - это не только музей-заповедник, но и уникальная «библиотека под открытым небом» , насчитывающая сотни эпиграфических памятников под открытым небом на арабском, персидском, среднеперсидском языках. Уже почти 200 лет как началось изучение этнографических памятников города - в августе 1722 года  князь Кантемир, сопровождавший ПетраI в Каспийском походе и возглавлявший походную канцелярию императора, положил начало сбору и изучению надписей Дербента(5,ГаджиевМ.С.2002г.с.42-43). И до сих пор город продолжает открывать исследователям  свои «хранилища» памятников письменности. Среди последних открытий –шесть  среднеперсидских надписей Vв. И несколько раннеарабских надписей VI-XIIвв.
    Ворота Орта-капы были возведены в VIв., на что указывают их архитектурные особенности.  А в рабжабе 435г.х./ в феврале-марте 1044г. Мастер Ахмад б. Абу Али б. Йунус перестроил  ворота - об этом сообщает надпись на камне над воротами, начертанная почерком куфи(13,ЛавровЛ.И.1966г.с.59-60).  Затем они вновь были подвергнуты перестройке в концеIV X-XVвв. и дополнены декоративной стенкой с большой центральной и двумя маленькими стрельчатыми арками, опирающимися на колонки со сталактитовыми капителями.
      В VIII-нач.XIIIв. Дербент Баб аль- абваб являлся не только важным военно-политическим, религиозным, но и торгово-ремесленным, культурным центром(11,КудрявцевА.А.,1993; ГаджиевМ.С.,2004.с.73-83). Кудрявцев А.А. в своих исследованиях говорил, что Дербенту  около 5000лет. Это был один их крупнейших городов Кавказа и всего мусульманского мира. Его застроенная территория в этот период составляла около150га, и по площади он превосходил многие известные города, а численность населения составляла несколько десятков тысяч человек. Структурно Дербент состоял из цитадели(кала), собственно города(шахристан, мадина) и пригорода (рабад). В городе располагались  правительственное здание(дар аз-заим),
                9
дворец военачальников(каср  аль-каидин), общественные сооружения(бани, площади и базары, фонтаны и водохранилища, караван-сараи и склады, ремесленные и жилые кварталы. В цитадели находился комплекс дворцовых сооружений правителей Баб аль- абваба.
       Данные археологии и эпиграфики, сообщения древних авторов  свидетельствуют о развитии в городе в этот период различных ремёсел и прежде всего гончарство и стеклоделие,  металлообработка и ювелирное дело, строительное дело и камнеобработка, ткачество и ковроделие и другие.  Дербентские сочинения XI  века упоминают такие профессии, как дубильщик  кожи, валяльщик шерсти, портной, шорник, бумагоделатель, продавцы книг, хлопка, дров, рыбы, купец, зеленщик, мыловар.
       Арабские писатели  ал-Истахри, Ибн Хаукал, Идриси,  Балами, Йакут отмечают производимые в Баб ал- абвабе  льняные ткани и одежды, которыми славился город. Сочинение Абу Бакра Мухаммада ад –Дарбанди (ум. В 1145году) упоминает в городе шелковода(хаззаз).  А знаменитый венецианец Манко Поло, посетивший город в конце XIII века сообщает о генуэзских купеческих кораблях на Каспии, на которых перевозили шёлк(желл). Он же писал о городах Кавказа: «Много тут шёлку; возделывают здесь шёлковые и золотые ткани; таких красивых тканей нигде не увидишь» (12,Марко Поло.1995.с.53). Неизвестный автор Аджа иб ад-дунйа» («Диковинки мира») началаXIIIв. Отмечает о продаже в городе мехов бобра, соболя, белки(Сведения… 1978.с.8). Через город на юг поставлялись  мед, воск, ртуть, шерсть, красители(марена и шафран).
Баб аль- абваб в это время был крупнейшим центром работорговли.
 Дербент поддерживал торговые связи со многими  городами и областями Передней и Центральной Азии, Восточной Европы – об этом сообщают и средневековые авторы, и многочисленные археологические находки.
       При раскопках здесь обнаружены иранские, керамические, фаянсовые, кашиновые,  люстровые блюда и чаши, китайская и корейская фарфоровая посуда, импортные и стеклянные браслеты и сосуды. Среди иноземных монет, найденных в Дербенте, имеются монеты маликов Ахара, Зангидов Мосула,  Сельджукидов Рума, Зангидов Синджара, Эюбидов Египта, хорезмшаха   Джалал- ад-Дина, ильханов- Хулагуидов, Джучидов Золотой Орды, Музаффарилов, Джелаиридов,  Тимуридов и др. Город являлся важным центром на Великом Шёлковом пути  и был активным посредником Востока и Запада, Севера и Юга. Торговые пошлины составляли важнейшую статью его доходов.
      
                10
    Аль-Балазури и Ибн Хаукал сообщают и о специальном коменданте порта- «владельце замка» (сахиб аль- куфл), который давал разрешение на вход и выход из гавани. Идриси называет его «владелец моря»(сахаб аль-бахр).
Добавим, что аль-Куфи(ум.в926г.) в числе ворот Дербента упоминает Якорные ворота(Баб Арса), которые, вероятно, располагались в поперечной городской стене вблизи моря,  а по информации аль-Мукаддаси в Дербенте «много есть ворот со стороны моря».
       При подводных археологических работах в акватории Дербента было обнаружено 15 каменных якорей, которые экспонируются в цитадели Нарын-кала.
Все они были выявлены на расстоянии 600 метров от берега, и обнаружение их за пределами порта изолированно, без каких-либо иных находок позволяет полагать, что они были потеряны по каким-то причинам во время стоянки судов на рейде. Только один якорь был обнаружен на территории гавани, рядом с оконечностью развала северной морской стены.
       Развитие торговли вело к развитию денежного обращения. Уже с начала VIII века наместники Баб аль- абваба начали чеканить от имени халифов серебряные и медные монеты (дирхемы, фельсы), что подчёркивало политическое и экономическое значение города и отражало  необходимость в пополнении денежного потока. Монетная чеканка существовала в городе на протяжении всего средневековья, и дербентские монеты, судя по местам их находок, имели хождение не только на Кавказе, но и в Юго-Восточной Европе, и в Средней Азии, и на Переднем Востоке.
      Письменные источники донесли до нас имена многих шейхов, десятков учёных, выходцев из Дербента, которые постигали науки в ведущих центрах Халифата, в т.ч. в знаменитом медресе алб-Низамийя в Багдаде и получили признание и известность в образованных кругах исламского мира. О роли и значении суфизма в средневековом Дербенте   свидетельствуют материалы 2002-2004гг. раскопок обнаруженного мусульманского культового места, известного ещё в XVIII-XIXвв. Под названием «Ворота Судного дня» (ГаджиевМ.С.2010б. с.20-37).  В рукописи «Баб аль- абваб шухедалери»
(« Мученики шахиды Баб аль- абваба») среди 50 шахидовXI начала XII века назван и Пир Нал-Банд, носивший титул «султан газиев ворот Воскресения». Он являлся предводителем воинов-газиев , борцов за веру, нёсших службу у «Ворот Воскресения»-памятника, который вновь был открыт в наши дни и исследован археологами.
        В домонгольский период Дербент был многонациональным городом. Об этом свидетельствуют исторические сведения, что город посетил испанский
                11
араб Абу Хамид аль- Гарнати, много путешествовавший по мусульманскому Востоку  «в поисках знаний». Здесь он поселился у Эмира Абу-ль-Касима, вместе с которым читал книгу известного богослова-шафиита ал-Махамили, вёл лекции по шафиитскому праву на арабском языке, а эмир переводил их на многочисленные дагестанские языки: лезгинский, даргинский, аварский, кубачинский, аланский, тюрский (9,ал Гарнати,с.90-94). Эти сведения указывают насколько важную роль играл Дербент- Баб аль- абваб в политической, экономической и культурной жизни средневекового мусульманского Востока и особенно в период VIII-нач.XIII в. Это был период наивысшего расцвета в истории города, его «золотая» эпоха.
      Сейчас  снова возрастает геополитическое значение города, ставшего
«южными воротами» России. Как и раньше Дербент гостеприимно и радушно распахивает свои старинные ворота для множества гостей, приезжающих познакомиться с его достопримечательностями,  с городом-музеем, с «библиотекой под открытым небом», с его могучими и величественными стенами, крепостями и многими другими достопримечательностями.
           Ведь  в 2003 году  архитектурные объекты Дербента включены в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. Дербент занял своё почётное место среди выдающихся памятников истории и культуры нашей планеты. Особым событием стали посещение в 2005году Цитадели Дербента президентом РФ.В.В.Путиным, а в 2010 году прямой телемост  с ним с раскопок в Дербенте.  Город  по-прежнему удивляет и восхищает посетителей всего мира.
       Я думаю, что, если бы Дербент не входил в состав Российской Федерации, многие государства, как и раньше, претендовали бы  на город, на владение его ресурсами, использовали бы в качестве выхода в Европу и другие земли.  Дербент, по-прежнему был бы «яблоком раздора». Поэтому, учитывая всё это, нужно понимать, какой клад, какое сокровище нам досталось. Мы должны сохранить эту историческую ценность, Дербент -  экспонат под открытым небом. Это достояние, переданное нам предками. Это свидетель древней истории дагестанцев,
один из важных элементов той экономической и культурной базы, тех туристических кластеров,  которые сегодня так необходимы нашему народу, опираясь  на которые можно решить многие социальные  и экономические вопросы.
     Значимость данного исследования заключается в анализе древности города Дербента, его достопримечательностей, памятников, святынь, военных набегов на город, построение укреплений, об известных
                12
полководцах и военачальниках, о царях и императорах, о путешественниках со всего мира, оставивших свои отзывы. Была выяснена важная роль  Дербента, являвшимся  неким самым грандиозным, «священным» местом, объектом, связующим «миры», страны и т.п. (сказания, легенды о строительстве стен Дербента, его «Железных воротах», Нарып-кале, Джум-Джуме.
  Исследовался город с пятитысячелетней историей и культурой, причем расположенном как бы на месте пересечения осей «Европа - Азия» и «Север - Юг». Он являлся связкой международного прикаспийского пути - важной военной и торговой трассы, с древнейших времён связывавшей народы и страны  Закавказья и переднего Востока с Юго-Восточной Европой.
 Поэтому практическое применение данной работы для любого читателя состоит в ознакомлении с историей Дербента, его достопримечательностями и, в связи с этим, повышение мирового интереса к городу.  Это сокровище древности, уникально созданное на протяжении многих лет.
 Итак, сохранить историю Дербента - является важнейшей задачей современников.
          Трепетное отношение к истории должно быть в душе у каждого дагестанца, у каждого школьника.  Время быстротечно, вырастем мы, придёт следующее поколение, а история остаётся на века. Это память, древняя, историческая.  И сохранить историю Дербента – наша обязанность.
Чтобы будущее поколение так же любовалось и гордилось историей своего города, своей республики.





               


               






                13
                Литература.

1.Баладзори. Книга завоевания стран.Текст и пер.с арабского проф.П.К.Джузе.Материалы по истории Азербайджана.Баку,1927.С.6-22.

2.ГаджиевМ.С., ШихсаидовА.Р.Сведения Дербенд о Харун ар Рашиде и новооткрытая официальная арабская арабская надпись 176хиджры// Древнего Кавказа и Ближнего Востока.Сб. статей, посвящённых дню рождения проф.
М.Г.Гаджиева. Махачкала,2005.С.96-202.
 
3.ГаджиевМ.С. Между Европой и Азией.Из истории торговых связей Дагестана в албано-сарматский период.Махачкала,1997.С.154.
4. ГаджиевМ.С. Шаракунский клад Дагестана.Древности Северного Кавказа. 1999С.415-491.
 5.ГаджиевМ.С. Из истории открытия среднеперсидских надписей Дербента.2002г.С.42-43.
 
6.ГаджиевМ.С. Определение основной даты строительства цитадели и
Северной городской стены Дербента. Вестник Института  истории,археологии и этнографии.№1Махачкала2006, С.77-94.

7. ГаджиевМ.С.Даг-бары- Великая Кавказская стена. Дагестанские святыни, 2008.С. 9-19.

 8.ГаджиевМ.С. Баб ал –кийама – средневековое мусульманское культовое место в Дербенте .Дагестан и мусульманский восток.2010б. с.20-37. 
 9.Ал- Гарнати.Путешествие ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу(1131-1153гг.). ПубликацияО.Г.Большакова,А.Л.Монгайта,М.,1971.
С.90-94.
10.Ибн ал- Факих. Книга о странах. Пер.Н.А.Караулова.Тифлис,1902.С.5-41.

11.КудрявцевА.А. Феодальный Дербент. Пути и закономерности развития города в VI- середине XIIIв.М.,1993.С.73-78,320.


                14
12.ЛавровЛ.И.Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. М.,1996С.59-60,120-121,143-300.

13.Марко Поло.Книга Марко Поло.Пер. старофранц.
текста.И.П.МинаеваМ.,1995.С.53,376.

14.Хан МагомедовС.О. Ворота Дербента. Архитектурное наследство.1972,№20.С.126-141.

15.Хан МагомедовС.О. Дербентская крепость и Даг-Бары .М.,2002С9-19,.233-299,422.

16.Челеби Эвлия. Книга Путешествия « Сейахат-наме». Извлечения из сочинения турецкого путешественника VII века. Перевод и комментарии. М.,1983.С.174-175,376.

17.ШихсаидовА.Р.Книга  ат-Табари «История посланников и царей» о народах Северного Кавказа. Памятники истории и литературы Востока.М.,1986.С.66-87.


















                15   







 
 
                16

 


 


                17

 



 




                18
 

 










                19
 





               
                20
 
 








                21

 


Рецензии
Хороший труд. Буду изучать. Понравилось то, что люди не забывают историю, а наоборот пытаются докопаться до истины. Я много путешествую и ценю историю местности в которой нахожусь. Дербент знаю по названию танкера да и то, когда прочитал Юрия Крымова. А что такое 15,16...21, которые не вошли, как мне показалось в план?
Желаю успехов в творчестве и хороших Вам выходных.
С уважением. Олег.

Олег Северянин   29.04.2016 22:01     Заявить о нарушении
Спасибо вам за рецензию. Старалась исследовать. А цифры означают приложения,картины Дербента. Я не смогла их внести.
С уважением...

Азман Хасбулаева   30.04.2016 21:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.