Творческий выход артиста Выходова

     Звёзды, что на небе,  что на Земле, бывают разной величины.  В отличие от небесных, которые можно обнаружить телескопом, на Земле их, порой, и не разглядишь. Чем Звезда крупнее, тем,  почему-то скромнее, а то и вовсе спрятаться норовит, поворчит ещё при этом,  работы-де  много, времени мало и, вообще, не приставайте с пустяками, «не до меня мне».
    К тому же на Земле иной раз бывает то же, что бывает и на небе: бывает, что звёзды затмевают.

      При первом же знакомстве с артистом бросился в глаза, отразился в сознании этакий «весомый» творческий груз: солидное количество сыгранных ролей в Пермском театре драмы с 1973 года.
     Однако, характерный лик Выходова Олега Петровича пришлось собирать, образно выражаясь, по осколкам. На просьбы привести тот или иной пример определённых периодов творческого пути зачастую  звучало «не припомню»,  отражённое в смущении на лице, как будто виноват в чём.
   Это неумышленное естественное самозабвение, в какой-то мере, прояснил артист и добрый приятель Выходова Михаил Исаакович Гасенегер
- Олег Петрович – человек скрытный от массовых глаз.
    То ли случайное совпадение, то ли какое провидение, но в одной из бесед Олег Петрович своеобразно высказался по этому поводу, как бы внося дополнительную иллюстрацию.
- Не люблю прилюдно петь – высказав это и, заметив на моём лице недоумение – как это, артист и не любит прилюдно? – пояснил – Когда за столом. Пустое это.
    Нет, признаётся, он, конечно, поёт, но когда надо для дела, если есть необходимость такой сцены  в спектакле, а, чтоб по пустякам….  Зачем?
    К тому же до сих пор осталась у него привычка уединяться – выпадет какая репетиционная пауза, отходит в сторонку и обязательно что-то читает.

     Вся творческая жизнь во имя зрителя и для зрителя.  Для этого он жил и живёт на сцене. Поначалу было такое, что и терпеть приходилось. Так, например, на одном из спектаклей, в котором они показывали известную русскую сказку.  Олег Выходов, в то время ещё совсем молодой, недавний выпускник «Щуки» (Высшее театральное училище имени Б.В. Щукина – прим. автора) играл Змея Горыныча. Этот Змей утащил Василису к себе во дворец. Заточил её в плен и после улёгся отдыхать  прямо на сцене, как будто у себя во дворце. Дети в зрительном зале принялись защищать несчастную Василису и стали обстреливать пульками  из рогаток злого Горыныча. Всем было смешно. Олегу, разумеется, тоже было смешно, но было ещё и по-настоящему больно, Однако боль с лёгкостью подавлялась приятным чувством: роль получилась по-настоящему правдивой.
      
       Требование ПРАВДЫ было чуть ли не основным у главного режиссёра  Бобылёва Ивана Тимофеевича. Первый  наставник. Именно он в 1973 году в Москве набрал первую группу выпускников некоторых Московских театральных училищ.  В Пермь тогда приехоло 11 вновь испечённых артистов, в том числе и Выходов и Лидия Александровна Аникеева, ставшая  впоследствии его женой (ныне, Л.А. Аникеева – народная артистка России. Прим. автора) Эта семейная чета – единственные оставшиеся артисты в Пермском театре из тогдашнего романтического десанта.
     К прибывшей молодёжи Бобылёв относился трепетно. К тому же, довольно, своеобразно. Одно время Олег стал подозревать неприязнь главрежа именно к себе. Тот, почему-то, вдруг, перестал его «нагружать» ролями. Долго не мог понять причину. Молодое терпение лопнуло, пошёл и с нескрываемой обидой
- В чём дело, Иван Тимофеевич?  Может, я Вам не подхожу? Может, мне подыскивать другой театр?
     В ответ, на немалое удивление Олега, мудрый наставник улыбнулся, чем, что называется, «приподнял крышку и мгновенно выпустил пар» из молодой негодующей души.
- Олег Петрович – сказал, подойдя к нему, и трогательно положил свою руку на его плечо – Вы рождены для крупных вещей. Ваше время ещё не пришло.  Оно придёт, когда Вам будет далеко за тридцать.
    Есть  такое выражение «как в воду глядел», так оно и сталось. В восьмидесятых годах дарование Выходова раскрылось. Было сыграно много солидных ролей, среди которых Скалозуб в «Горе от ума» по Грибоедову, Вурм в «Коварстве и любовь» по Ф. Шиллеру, Борменталь в «Собачьем сердце» по М. Булгакову. Однако, несомненно, и бесспорно в то время на олимпе артистических достижений стоял «врач Михаил Львович Астров» в спектакле по пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня».
     За воплощённые яркие артистические образы Олег Петрович Выходов 8 июня 1989 года был удостоен почётного звания «Заслуженный артист РСФСР».
      Тогда он полностью признал правоту своего любимого учителя и, заодно, смешными свои прежние обиды на него.

     Вообще, так по жизни складывалось, что Олегу Петровичу везло на наставников. Видать такие благосклонности посылала судьба, что всегда, в нужный момент,  рядом находились добрые мудрые люди, которые оказывали своевременную поддержку.
    Таким был  старый актёр Виктор Григорьевич Кольцов, известный запомнившейся ролью Денщика Шурочки, племянницы отставного майора Азарова, в фильме Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». Он, будучи  членом приёмной комиссии, пропустил абитуриента Выходова в следующий тур, после чего   состоялось успешное поступление в «Щуку».
     В самом училище, считает Олег Петрович, за счастье было учиться у Татьяны Кирилловны Коптевой. От её высочайшей требовательности, в том числе и к соблюдению дисциплины, студенты, нет-нет, да  роптали иногда. Зато, с какой благодарностью вспоминали потом, оказавшись профессиональными артистами! Как это всё отозвалось, пригодилось в работе!
     Также в период ученичества неоценимое подспорье оказал актёр, заведующий кафедрой Щукинского училища «Мастерство актёра» Владимир Григорьевич Шлезингер. Он настоятельно учил студентов знать свой собственный ресурс,  коим является  сам человек, собственно, его организм.  Кстати, в своё время, они, сообща, готовили театральный этюд, в котором Олег играл известного одессита, в будущем соратника Нестора Махно, Лёву Задова.  Для более полного представления духа Одессы Владимир Григорьевич  специально организовал  встречу с …… Леонидом Утёсовым. Тот пригласил их аж к себе домой. Олег был поражён обаянием великого артиста. У него в отношениях с гостями отсутствовал даже малейший налёт снобизма. Много шутил, рассказывал массу прибауток, отражающих своеобразный шарм Одессы. После достал необычный музыкальный инструмент.
- Эта гитара 17 века – сказал Леонид Осипович, и стал исполнять с характерным колоритом знаменитые куплеты, вроде «Ах Одесса, жемчужина у моря….».  Эта встреча произвела на начинающегося артиста огромное впечатление к тому же, весьма способствовала в создании образа Лёвы Задова.
    О  Бобылёве же Олег Петрович и вспоминает и говорит только с пиететом!  Доброжелательность, поддержка, помощь были здесь постоянны. Впрочем, такое  воздействие было не только на Выходова, Многие признавались, что заходишь к нему с  чем-то своим, а обязательно выходишь с его идеей, считая её как свою. Основной же сокровищницей Бобылёвского наследия является порожденная им благотворная атмосфера. Обязательное межсобойное уважение – «камня за пазухой не таи», превращение всего театрального коллектива в единую семью. Так, незыблемыми, эти фундаменты и до сих пор театром заправляют, перековывая под свой лад вновь пришедших или очередных молодых актёров: не должно быть в театре ни склок каких и прочей душевной «грязи».
     Справедливости ради надо отметить и более ранний родник артистического становления. Находился он в Театральном кружке при Дворце культуры города Тирасполь.  Увлёк туда Олега его старший брат Дмитрий. В то время возглавляли самодеятельную театральную студию талантливые педагоги: супруги Сергей Иванович и Елена Ивановна Лавсуть. Именно они, не сомневается Олег Петрович, первыми зародили у него ростки чарующего интереса к театральному искусству.
     Впрочем, имеется ещё и некий  сакральный источник. Жизненное напутствие своего отца. Прямого отношения к театральному творчеству он, очевидно, не имеет, но то, что воспринимается как «маяк», как этический императив, несомненно.
- Любое дело делай хорошо. Не можешь иначе – вовсе не делай.
   
   Наставничество, бесспорно,  имеет фундаментальное значение в становлении специалиста.  Однако, чтобы он мог состояться в полной мере, нужна ещё и природная самость, а также, своего рода, предварительная подготовка.   
  В детстве закладываются душевно-волевые качества, без которых невозможен человек, тем более профессионал. Артист,  делается при гораздо большем, наверное, даже слёзном, чувстве сопереживания, ответственности за всё и всех, непреклонном упорстве, если  не упрямстве и обязательном  насыщении своей памяти культурно-исторической информацией.
    …..В городе Тирасполе, где жила семья Выходовых, была своего рода традиция. На выходные, либо в праздничные дни, горожане с семьями уходили на берег Днестра. Расстелив на траве какое никакое покрывало, разложив принесённую из дома снедь изредка перекусывали, загорали, купались. Шириной, где до ста метров  будет, Днестр  глубок, течение быстрое, детей, как правило, одних в реку не отпускали. Как раз в один из погожих летних воскресных дней Пётр Афанасьевич с Тамарой Дмитриевной наслаждались благодатью молдавской природы в окружении своих четверых деток. Олегу, второму после старшего Дмитрия, шёл тогда двенадцатый год. Он вдруг вскочил.
- Мама, девочка там – крикнул он, показывая на противоположный берег. Тот был обрывист, глиняный, а ребёнок, которому очевидно, было лет пять-шесть, находился у самого уреза воды. Неосторожный шаг и она упадёт в реку и наверняка утонет.  Опережая роковое событие, не думая о себе, Олег бросился в пучину и поплыл. Благо, он умел это хорошо делать. Подплывая к противоположному берегу, увидел, что девочка всё-таки упала в реку и уже скрылась под водой. Доплыв до места, стал нырять,  но, к сожалению,  никого не обнаружил. Выплыл на берег и побежал к спасателям. Несмотря на самоотверженные попытки Олега и подоспевших людей, ребёнка спасти не удалось.
     …… В Тирасполе был хулиганский район, вернее, обычная улица, которую мальчишки пытались обходить. Там жил задиристый подросток Волков. К нему приходили такие же, они  там околачивались, и не было другой силы, которая отважилась бы с ними сразиться.
    Олег с ребятами шёл с репетиции.  Дойдя до того места все привычно пошли в обход.
- Я не хочу так – неожиданно заявил Олег – пойду напрямую.
- Ты чего, «Волка» не боишься!? – удивились приятели.
- Не боюсь – и зашагал по той улице.
     Скоро встретил ватагу и в центре был Волков.
- Эй ты, – грубо окликнул он его – иди сюда.
- Чего тебе – бесстрашно, с вызовом ответил Олег, чуть приблизившись к нему.
    Видя такую неустрашимость, даже оторопев, «Волк», всё-таки ударил непокорного мальчишку. Превозмогая боль от разбитого лица, Олег не стал плакать, вообще ничего не сказал, повернулся и гордо пошел от них.
    В следующий раз, дня через четыре, он упрямо снова пошёл по той улице, снова приятели, как могли, отговаривали. Вот то место. Та же кампания. Смотрит, от них отделился «Волк» и направился к нему. Олег внутренне приготовился.  Подойдя вплотную …. Волков вдруг улыбнулся и протянул Олежке конфету в знак уважения и примерения.
      …… Читать Олег начал рано. И, сколько помнит себя, жадно, с запоем: дома везде мог уединиться с книжкой, доходило до того, что и на уроках читал под партой. К пятому-шестому классам чуть ли не всю   классику освоил, Чехова хорошо знал. Учительница по русскому языку и литературе как бы «боялась» и не «связывалась», очевидно, явно уступая начитанному юноше. Гордилась им и непременно ставила в пример.
    
    Вот такой была первая жизненная школа, воспитавшая необходимые морально-волевые качества. Без них нельзя. Следующая школа в судьбе Выходова также оказалась как нельзя кстати, как исподволь оказывались мудрые наставники; Щукинское училище, можно сказать, абсолютно гармонично подходила (или он ей соответствовал) его натуре. Именно «Щука» неизведанными флюидами манила молодого человека, приехавшего в Москву в конце шестидесятых поступать на артиста. 
   Были пробованы и другие училища. В МХАТ не поступил, в ГИТИСе, где при поступлении он оказался рядом с Косталевским,  Андрей Александрович Гончаров выбрал Косталевского; из «Щепки», после прохождения 1 тура, ушёл сам. Тянула «Щука». Оттуда были его любимые Ульянов, Яковлев, Лановой, Ливанов многие другие, которых он боготворил. Поступив в это училище, сразу появилось чувство, что попал в родную среду – здесь витало новаторство, импровизация, смелые творческие поступки, при создании нетрадиционных, – не путать  со скандальными. Пассеизм «Щука» хранила и хранит свято –  художественных образов; учили перевоплощению, быть разным, оставаясь при этом самим собою.
    Играемые артистом Выходовым роли неизменно отражали ипостась Щукинской школы. Он всегда везде разный. Успешно исполнял и сказочных персонажей в постановках для детей, в том числе и свою собственную «Скоморошью сказку», кстати, она была высоко оценена на 6 театральном фестивале в Санкт-Петербурге, и комедийные и трагикомедийные образы, такие как Кулёк в «Божьи коровки возвращаются на землю» по Сигарёву; сложные, глубокие образы, отражённые в Чехове в «Чехов в Ялте» по Д. Хэддоу
- ….Он (Олег Петрович) замечательный комедийный актёр – вот так, ни много, ни мало, охарактеризовала его актриса Пермского театра драмы Старостина Елена Сергеевна.
…. Успешны в исполнении острохарактерные персоналии, воплощённые в Томасе Эдисоне в «Догвиле» по Л. Триеру; мелодрама – в блестящей игре в «Как прежде, но лучше чем прежде» по пьесе Пиранделло.
- Он единственный в театре тогда смог передать двойственность лица и маски. И здесь он одновременно и маска и характер – так отозвался  театральный критик об Олеге Выходове за сыгранную им в том спектакле роль обманутого мужа.
- Мне кажется – делится своими мыслями Гассенегер – Олегу Петровичу присущ какой-то свой, более глубокий традиционный образ.
   Потом сказал, что видит в нём Дон Кихота, но не как отставшего от времени, не наивного – доброго, мужественного и смешного, – а как общую боль, как переживание и защиту добра.

     По своей сути – это есть не что иное, как «брать более высокую планку». Переосмыслить прежний материал и выдать его как парафраз в  максимально высоком звучании сообразно тому, что в обществе накипело.
    Таков Каренин у Выходова в спектакле «Анна Каренина» по Толстому. Эта роль – одна из наиболее удачных в творческом багаже артиста. Образ Каренина представлен актёром сугубо положительно, а ведь известно, что писатель лишь сочувствовал Алексею Каренину, без особой приязни к нему, при этом не любил Анну Каренину, также и Алексея Вронского. Более того, у Выходова Каренин «дышит» обаянием, и скромным профессионализмом. В нём возвеличены такие признаки, как «учёность», этому соответствует даже фамилия (идёт от корня «карео», что в переводе с греческого означает – голова), «интеллигентность» и «чудаковатость». В итоге  персонаж зрителю полностью приятен. 
- Каренин дался безболезненно – делится воспоминаниями о той роли актёр. Наверное потому, что внутренне полностью присущ ему.
 
      Быть в ладах со всеми – это уже не артистическое, а, можно сказать, жизненное амплуа Олега Петровича. Оно сформировалось под мягким назиданием отца. Пётр Афанасьевич даже ругаться не умел. Бывало призовёт мама
- Петя, утихомирь ты их – когда сыновья Дима, Олег и Юра излишне расшалятся.
     Отец отложит нехотя дела, подойдёт к одному из них, положит руку на голову, пригладит чуть
- Олежа (Юра, Дима) не надо так. Ты больше так не делай– и пойдёт дальше слесарничать.
   Вот такое, чтобы только по-доброму, и отложилось в душе.
    Укрепилось в моральных императивах Бобылёва Ивана Тимофеевича.  Тот, вообще, считал доброе взаимоотношение в коллективе  обязательным в профессиональной артистической деятельности. Если доброта показная: когда в глаза одно, за глаза неприязнь, то лгать будешь и на сцене, правдивой игры не получится. Такой принцип стал жизненным лейтмотивом у Выходова.
- У Олега Петровича – поделился в беседе с журналистом директор театра Пичкалёв  …. – не то, что врагов, кажется, даже недоброжелателей нет.

    Он и студентов своих в Институте культуры учит правдивости, взрощенной на доброте.
    Случилось быть свидетелем красноречивой сцены. В процессе нашей беседы заглянул в гримёрную молодой человек.
- Можно, Олег Петрович?
- Наверное – вопросительно смотрит на меня. «Разумеется», дал я молча понять.
     Пришёл молодой артист театра Дмитрий Захаров поздравлять своего бывшего педагога с Днём рождения.
    Как мог, удалился втуне, чтобы не мешать и услышал много чистосердечных слов, перемешанных в благодарностях за то, что научили, и в пожеланиях добра, здоровья и дальнейших творческих успехах.

А. Симаков
24.11.2016


Рецензии