Как я рулила Клавдией Еланской

(Из студенческих зарисовок "Мемуары-точка-doc")

Кто такая Клавдия Еланская? В 98-м году мнение десятка местных жителей из разных поселков Кольского полуострова разделилось на две версии: революционерка и герой ВОВ, известная партизанка. Причем и те, и другие торопились живописать любознательным бродягам-студентам подробности ее самых известных подвигов... Оказалось - актриса МХАТ.

Итак, плыли мы на теплоходе "Клавдия Еланская" из поселка Чапома... Кстати, примечательный поселок с любопытнейшими личностями!.. Но об этом - в следующий раз. Итак, плыли мы из Чапомы, в которой окончили поход по Поною-Стрельне, - до Архангельска. Раннее утро, сыро, хмуро. Народ, обняв рюкзаки, нахохлился в разных позах на полу крытой палубы и уснул. А мне не спалось. Это же был мой первый "заплыв" по морю - и не на байдарке, а на настоящем здоровенном корабле!

В голове заевшей пластинкой радостно крутилось: "Ах, белый теплоход!.." И страшно хотелось - как в "Титанике" - попасть на самый нос корабля, чтобы видеть под собой, как разбегаются вправо и влево барашки под килем. (Кстати - на самом деле - под штевнем, а не под килем, но для меня это тогда был "киль"). Я пошла бродить по полусонному холодному кораблю, чьи пассажиры в тот ранний час были похожи на выживших мартовских мух. Я прошла через какую-то дверь на какую-то пустую - без вещей и пассажиров - палубу... Встретился удивленный матрос, спросил, что я тут делаю. Я объяснила. Он смерил меня взглядом с головы до ног (а была я - в девяносто восьмом-то году - эдакого наивного вида девчонкой с двумя косичками, в штормовке, панамке и кроссовках с разноцветными шнурками). Оглядев меня, матрос хмыкнул и сказал: "Пойдем!"

Отвел он меня на самый нос корабля. Я смотрю вперед - Белое-пребелое море!.. Дремлющая могучая стихия, ветер в лицо, дух захватывает! Смотрю вниз - нет барашков! Киль (форштевень), который непосредственно "мощно разрубает на пласты водный простор" (как мне очень хотелось) - был где-то не только внизу, но и сзади! Ну хорошо, я перегнулась посильнее через перила... Киль резал воду как-то совсем буднично, неромантично. Матрос ушел куда-то. Я повисела-повисела, посмотрела-посмотрела... Ну неромантично - и всё! Да и ладно. Выпрямившись, я решила тогда хотя бы просто - надышаться морем на год вперед. Стою, наслаждаюсь.

Насладилась, оглянулась - а сзади меня, оказывается, рубка! Я, скромненько так, аккуратненько - поднялась по лестнице, подошла, сквозь открытую дверь гляжу: стоят трое, смотрят вдаль, лица - красные. Не гонят. Настоящие, обветренные "морские волки", думаю! Один из них - тот матрос. Я - аккуратненько так, скромненько - здороваюсь со всеми, спрашиваю разрешения посмотреть, "как тут у вас все устроено". (И никто ведь даже не задал сакраментального вопроса: "С какой целью интересуетесь?" И так было по моему виду понятно: "безвредная любопытная дурочка"). Знакомый матрос, не нарушая священного тихого гула мерно работающего нутра корабля, равнодушно кивнул головой и шевельнул рукой, что означало: "Смотри!"

А я начала узнавать интерьер: ага! Корабельный телеграф! Полный вперед - полный назад! Красота, ничего не изменилось со времен Капитана Гранта! Дальше смотрю: радар! Зеленоватый лучик чертит по часовой... Точку высветил! Я - тут же - взор в горизонт, не хуже моряков. Ну и где там этот объект? Не видать. Ну ладно, далеко, наверное... Краем глаза поглядываю на несущих вахту героев с каменными лицами. А лица у них еще краснее стали и вроде как припухли.

Ищу штурвал. У героев под руками - только какие-то пульты с кнопками и невразумительными рычажками. Или рулевой за штурвалом - где-то еще выше, у него отдельная рубка? Здесь - никакого тебе огромного деревянного колеса с... как это называется?.. Ручками, наверное... Этакими вот, отполированными шершавыми мозолистыми руками дюжих покорителей моря с засученными рукавами тельняшек. Кто тут и где, интересно, кидает размашисто "право руля - лево руля"?.. Страшно боясь отвлечь героев от управления кораблем, я все-таки спрашиваю у моряков: "А где штурвал?" Двое, у которых лица уже совсем багровыми были, даже отвернулись от такого неуместного вопроса. А третий - матрос, который меня привел, снова хмыкнул и показывает: "Да вот же он!"

Ну и штурвал! У "жигуля" - и то посолиднее будет! У этого штурвала даже верхнего сектора не хватало... Одно недоразумение! Как можно такой ненадежной вещью рулить в открытом море, да еще и такой большой посудиной? А моряк, насладившись моим недоумением, подначивает: "Давай! Порули!" Я не поверила!.. Ладно, думаю, если что не так нарулю - они ребята опытные, они подправят. Ну да я ведь не буду сильно, чуть-чуть... Вдохнула, выдохнула, взялась за штурвал, уставилась в горизонт. Чуть-чуть даю влево - тук! Заклинило что-то. Сломала! Я вправо - снова - тук! От сердца отлегло: штурвал заблокирован! Ах, демоны! А они, наконец, давай уже надо мной все вместе смеяться. Но не в голос, конечно, а так - плечами трястись, сдержанно, с достоинством, по морскому - не отрывая взгляда от моря. "На автопилоте!" - добродушно комментирует мой экскурсовод.

В общем, порадовались мы так немного, а потом меня тот матрос проводил к своим. Ух, я потом в институте хвастала, как я, будто настоящая поморка, Клавдией Еланской - да вокруг Кольского рулила!

А Виталик, который, кстати, обиделся, что я без него ходила Еланской рулить, заметил: наверняка моряки, любовавшиеся, как я любуюсь "барашками", всё ждали - ну когда ж я уже, наконец, руки в стороны - как в "Титанике"-то распростаю?

2016


Рецензии
Добрый день,Татьяна! Мне рассказ очень понравился!Описание путешествия на теплоходе девчонкой-студенткой.У любого моряка он вызовет добрую улыбку.Именно так и относятся моряки к людям сухопутным оказавшимся на судне и проявившим любопытство.Никогда не прогонят из рубки если позволяет обстановка,проведут небольшую экскурсию,обо всем расскажут и непременно подшутят.Единственно момент в рассказе,матрос оставил Вас на баке (носовой части судна)одну,вот это не допустимо,эта любопытная барышня запросто могла вывалиться за борт.
Рассказ хороший с моей стороны никаких замечаний к автору.

P.S.
Письмо Капитану Маслобоеву я снова поставил на своей странице,когда прочитаете я его опять уберу,читатель и кроме этого письма может найти для себя что то интересное на моей странице.Прочтете "письмо" и рецензии дайте знать.
С уважением!

Евгений Костюра   30.03.2017 07:03     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.