Неизвестные цивилизации?

Неизвестные цивилизации? Коллекция таинственых артефактов падре Креспи
 
Карло Креспи Крочи родился в 1891 г. в Италии в небольшом городишке
под Миланом. Его семья была совершенно цивильной, но Карлос с раннего
детства выбрал для себя путь священника, помогая местному падре на
службах в церкви. Уже в пятнадцать лет Карло стал послушником в одном из
монастырей, принадлежащих Салезианскому ордену (был основан в 1856 г.).
При этом он сумел получить светское образование в Университете Падуи.
Первоначально он специализировался на антропологии, а позже получил
докторскую степень по инженерному делу и одновременно по музыке.



Впервые Креспи приехал в Эквадор в 1923 г., но не как миссионер, а
для сбора различных данных для международной выставки. В 1931 г. Креспи
назначили в салезианскую миссию в Макасе – городишке в эквадорских
джунглях. Здесь он пробыл недолго и в 1933 г. перебрался в город Куэнка.
Куэнка расположен примерно в 230 км к югу от столицы Эквадора Кито. В
Куэнке находилась ставка Инки Тупак Юпанки, который присоединил земли
Эквадора к инкской империи в 70-ые годы XV века.
В Куэнке падре Креспи развил бурную миссионерскую деятельность. В
течении десяти лет он сумел основать в городе сельскохозяйственную
школу, институт востоковедения для подготовки молодежи к работе в
восточных (амазонских) районах страны. Он также основал  колледж
«Корнелио Мерчан» для обучения местных малоимущих детей и стал его
первым директором. Помимо миссионерской деятельности Карло Креспи
увлекался музыкой. Он организовал местный оркестр, исполнявший в 
основном произведения, написанные самим Креспи. В 1931 г. Креспи снял
документальный фильм об индейцах племени хиваро, живших в верховьях
Амазонки.
 
Но основная его заслуга состояла в том, что все свое время падре
Креспи отдавал заботе о местных жителях, прежде всего, обучению детей из
малоимущих семей. Еще при его жизни в 1974 г. его именем была названа
одна из улиц в Куэнке. Антропологические интересы падре Креспи привели к
тому, что с самого начала своей миссионерской деятельности он начал
скупать у местных жителей предметы древности, которые они находили на
полях или в джунглях. Ужасающая бедность местного населения позволяла
ему за сущие копейки приобретать у крестьян древности потрясающей
ценности. При этом Креспи покупал у индейцев и современные поделки и
предметы христианского искусства, чтобы хоть чем-то поддержать своих
прихожан.
В результате его коллекция заняла три огромных комнаты в колледже
«Корнелио Мерчан». Местные жители тащили ему все подряд - от инкской
керамики до каменных плит и тронов. Сам падре никогда не занимался
учетом и тем более каталогизацией своего собрания. Именно поэтому трудно
назвать это коллекцией. Это было именно собранием вещей, общее
количество которых никто не считал. Однако в целом собрание падре Креспи
можно разделить на три части. Первую часть составляли предметы
современного производства - поделки местных индейцев, имитирующие либо
образцы древнего эквадорского искусства, либо сделанные в христианской
традиции. Сюда же можно причислить и многочисленные предметы, сделанные в
XVI-XIX веках. Вторую часть, самую многочисленную, составляли предметы
различных до-испанских культур Эквадора, которые местные жители находили
на своих полях или в ходе несанкционированных раскопок. Так в собрании
Креспи была представлена керамика всех индейских культур Эквадора (за
исключением самой ранней - культуры Вальдивия).
Но наибольший интерес представляет третья часть собрания. К ней
относятся изделия, которые не могут быть соотнесены ни с одной из
известных археологических культур Америки. В основном это были предметы
из меди, медных сплавов, иногда из золота. Большинство этих артефактов
были выполнены методом чеканки на металлических листах. В собрании
имелись маски, короны, нагрудные диски и т.д. Но самыми интересными были
многочисленные металлические пластины, покрытые сюжетными изображениями
и … надписями. Падре Креспи собрал, наверное, более сотни таких
пластин. Некоторые из них имели солидные размеры - до 1,5 м в ширину и
до 1 м в высоту. Были также и более мелкие пластины, металлические
накладки (очевидно использовавшиеся для украшения деревянных изделий).
Изображения на таких пластинах не имели ничего общего с культурными
традициями древней Америки. Они имели прямое отношение к культурам
Старого Света, а точнее, цивилизациям средиземноморского бассейна и
Ближнего Востока.  Так на одной из пластин была изображена правильная
(не ступенчатая) пирамида, аналогичная пирамидам плато Гиза. По нижнему
краю этой пластины идет надпись, выполненная неизвестным «алфавитом». В
нижних углах изображены два слона. Понятно, что слоны к моменту
возникновения в Америке первых цивилизаций уже не водились. Но их
изображения отнюдь не единичны в собрании Креспи. Неизвестный «алфавит»,
которым выполнена надпись, встречается и на других предметах. Данный
вид письменности не известен современным исследователям. На первый
взгляд он имеет определенное сходство с письменностью Мохенджо-Даро. На
других пластинах встречается другой вид письма, который по мнению редких
исследователей, напоминает либо раннеливийское, либо прото-минойское
письмо. Один из американских исследователей собрания Креспи предполагал,
что надписи выполнены «нео-пуническим» или же критским письмом, но на
языке кечуа. Однако мне не известно о каких-либо серьезных попытках
дешифровки этих надписей.
 
Очень небольшое количество исследователей, в основном из США,
пытались заниматься изучением собрания Креспи. Большой интерес к нему
проявили представители мормонской церкви США, но драматическая история
собрания падре Креспи не позволила провести сколь-либо серьезные
исследования.
Представители официальной науки попросту игнорировали это собрание. А
некоторые представители церкви заявляли, что все вещи - современные
изделия местных крестьян. При этом (по некоторым обрывочным данным)
многие вещи из собрания падре Креспи после его смерти были тайно
вывезены в Ватикан.
 
Естественно, что идущие вразрез официальной концепции данные
игнорируются или замалчиваются. Но огромное количество предметов в
собрании Креспи заставляют переосмыслить наши представления о контактах
Старого и Нового Света в глубокой древности. Интересно, что в собрании
имелись металлические накладки, изображающие хорошо известных крылатых
быков из дворца Ниневии, а также крылатых грифоголовых «гениев»,
являющихся яркими образцами древневавилонского искусства. На одной из
пластин изображен жрец в тиаре, аналогичной папской или же, напоминающей
корону Нижнего Египта. На огромном количестве пластин обязательно
присутствует изображение извивающейся змеи – символа космического змея.
Большинство пластин имеют по углам отверстия. Очевидно, пластины служили
для облицовки деревянных или каменных предметов или стен.
 
 
Помимо пластин из меди (или медных сплавов) в собрании Креспи имеется
много каменных табличек с выгравированными на них изображениями и
надписями на неизвестных языках. Примечательно, что именно эти категории
предметов, по словам падре Креспи, индейцы находили в джунглях в
подземных тоннелях и камерах. Падре Креспи утверждал, что от города
Куэнка в джунгли тянется древняя система подземных тоннелей,
протяженностью более 200 км. О подобной системе тоннелей писал еще в
1972г. Эрих фон Дэникен в своей книге «Золото богов». Он же привел и
первые изображения вещей из собрания падре Креспи.
               
               
          
В 1962 году в результате поджога колледж «Корнелио Мерчан» был
уничтожен пожаром. Большую часть собрания Креспи удалось спасти, но в
огне погибла комната, содержавшая наиболее ценные и высокохудожественные
изделия. На развалинах колледжа падре Креспи воздвиг церковь Марии
Ауксиладоры, которая стоит и поныне. Сам падре Креспи умер в 1982г. в
возрасте 91 года. Незадолго до смерти, в 1980г. он продал большую часть
своего собрания Музею Центрального банка в Куэнке (Museo del Banco
Central). Банк выплатил Креспи $ 433 000. Эти деньги пошли на
строительство новой школы. Музей же начал осуществлять селекцию вещей из
собрания Креспи с целью отделить ценные предметы древности от
современных поделок. В ходе этого процесса множество артефактов «ушло на
сторону». Очевидно, что музей отбирал себе предметы, принадлежащие
известным археологическим культурам Эквадора. По некоторым данным,
большинство чеканных металлических пластин были возвращены в церковь
Марии Ауксиладоры, где возможно хранятся и сейчас. К сожалению, я не
владею сколь-либо подробной информацией о современном состоянии собрания
Креспи. Это вопрос будущих исследований.
Канд.истор.наук
Андрей Жуков







Рецензии