Пасынок времени

Год 1991 начался тремя университетскими группами. Знакомые университеты: Furman University, Mc GIL University, & Smithsonian Institute, ради которого пишется эта важная глава, поворотная в моей жизни. Глобальные ломки в стране сказывались в индивидуальной жизни каждого. Молодые люди первыми воспользовались открывшейся возможностью посмотреть мир. Любой ценой. Денег ни у кого в близком круге общения не было. Люди с образованием теряли работу, предприятия закрывались одно за другим, по разным причинам: военный комплекс по программе конверсии, другие обнулевывались и переходили даром в частные руки. Создавался класс имущих.
Моя история о тех других, кому нечего было терять: одноклассники сына успели получить профессии в лучших ВУЗах Питера в области медицины, физики, лингвистики. И оказались невостребованными. Помимо реальной миграции, были просто желающие примерить мир на себя. Отправлялись в Германию, Европу, в основном в Штаты.
Дело в том, что США в 90е гг. оказались самой отзывчивой страной в плане визовой политики. Многие знакомые мне люди уезжали в Штаты просто "поработать". Большинство предпочли вернуться домой, даже приобретя статус в другой стране. Кто-то ассимилировался. Некоторые оставались в чужой стране ради детей и близких. Это не простое решение!
Помню, один одноклассник сына летал работать на пчелиную ферму в США несколько сезонов подряд на заработки.Ему платили 1$/час(негр получал 3$/час)Ему нравилось. Вспоминаю одного из таких ребят: на мой вопрос, почему вернулся после нескольких лет работы в Штатах, сказал: "Там нужно работать!" Звучит как анекдот, но такая реакция понятна. Ребята с высшим образованием просто зарабатывали на жизнь ручным трудом. Не все, конечно. С медицинским дипломом русские врачи должны были пройти дополнительный курс обучения для подтверждения квалификации в Штатах.Плюс ординатура. Практически второе образование. Из первых рук знаю, как это непросто.
Диплом высшего филологического образования сына,помимо языков, библиотековедения, включал информатику, что давало шанс продолжить образование в технической области (любопытно, для написания диплома сын ездил в Петергоф - Институт не располагал ни компьютерами, ни специалистами; для оппонирования при защите пригласили профессора с математического факультета в Петергофе. Получался широкий фон выбора профессии. Работа в Интуристе с английским и японским языками в туристический сезон, дальние маршруты по стране давали дополнительный опыт.
В поздние восьмидесятые годы в Петербурге разворачивают деятельность иностранные организации при консульствах, дипломатических миссиях, инициирующие разные программы обучения заграницей. Cын включается в одну из таких программ. Предлагаемый курс лекций при каком-то религиозном центре (кажется, Мунитов), рассчитанный на двухнедельное пребывание студенческой группы из России в Штатах дает шанс(не важно, в каком качестве) повидать мир!
Суть в другом. В США всегда существовало много завихристых религиозных течений. При наличии личного капитала некоторые предприимчивые люди организуют собственные программы "в пользу бедных". Своего рода бизнес, чтобы иметь собственную сцену для проповеди своих идей. Для питерских образованных мальчиков выпал шанс побывать в Штатах. Две недели в США казались пределом желаний.
На самом деле ожидания не оправдались.Знакомство со страной вообще отсутствовало. Ребят разместили в закрытом boarding-house без права свободного передвижения, и, насколько могу судить, с утра до ночи, забивали головы этой мунитской чушью. В качестве экзамена представили вопросник, где каждый должен был показать свое отношение к предмету и поездке в целом. Сын на вопрос, почему он выбрал эту программу, откровенно ответил: "Надеялся посмотреть страну. Разочарован". Ну что-то в этом роде. Думаю, и Муниты были разочарованы в результатах. The program  was short-lived.
Позитив в том, что идея получения образования в каком-либо университете заграницей, типа Master's degree, took shape. Той же осенью в Москве американское Посольство организовало двуступенчатые экзамены - GRE & TOEFEL- для желающих учиться в американских Университетах. США выделяют гранты для иностранцев.
На кафедре в Политехническом Университете Л.В. уже пару лет как внедрил спецкурс по GRE & TOEFEL. Он первым стал готовить преподавателей для обучения студентов по этой схеме (на том этапе единственная кафедра в городе, дающая молодым людям необходимые знания для поступления в учебные заведения заграницей). Студенты наперегонки поступают на спецкурс,открывая для себя новые горизонты.
Осенью 1990 г. Саша отправляется в Москву, чтобы принять участие в конкурсных экзаменах на американский grant при Посольстве US. Он успешно пройдет оба этапа (из более 200 ребят только 20 прошли первый этап). Двенадцать будут номинированы на обучение в Штатах. Их документы были отправлены в соответствующие американские Университеты, минуя все инстанции в России по линии "state-supported free grants" В случае с сыном это оказался Университет в штате Мэриленд, единственный с библиотечным уклоном и информатикой.
И вдруг, когда от исполнения желания "уже кружилась голова" (как поется в песенке из "Соломенной Шляпки". Господи,прости,I'm trying to be funny, было не до смеха). США объявили весь район Персидского залива "зоной своих vital interests". Это значило, что все бесплатные программы обучения в США для иностранцев были аннулированы overnight! Год 1990 обернулся полным разочарованием. А столько было ожиданий и надежд!
Этой же осенью дочь потеряла не рожденного мальчика. Моя вина. Я вовлекла дочь поработать летний сезон с туристами (Интурист любил использовать молодежь на дальних маршрутах). Ей предложили автобусный маршрут Выборг-Брест с американской группой. Туристы заезжали из Хельсинки,после пары дней в городе отправлялись в Москву и далее на запад через Белоруссию в Европу.
Это был год Чернобыльской аварии. Наша пресса молчала о Чернобыле и трагических последствиях. Позже станет известно,что"облако накрыло весь запад России и часть западной Европы" (цитирую западную прессу).Дочь сделала маршрут дважды - фирма требовала её на второй маршрут. Отказаться невозможно! Кто знал, что маршрут опасен. Оказалось,дочь ждала ребенка (о чем я не имела ни малейшего понятия). Ребенок погиб, не родившись. Научное объяснение не знаю, но причина очевидна. Счастье, что сама осталась жива. Ничто не проходит бесследно. 
Дочь с мужем составляют удивительное гармоничное целое. Очень разные, они как бы дополняют друг друга. В Андрее присутствует такое смешение кровей, что можно позавидовать: статность, скандинавская устойчивость, разные таланты; ум и образованность он мудро скрывает, оставляя сцену для других. Дочь, филолог по образованию, широтой интересов умеет заполнить собой любое пространство своими комментариями, юмором, профессиональным знанием литературы, собственным видением и отношением. Такое старомодное патриархальное качество. Талант превращать жизнь в праздник притягивает друзей, как магнит, создаёт особую атмосферу сообщества. Мои попытки выразить словами обедняют реальность. Вообще моим детям идет другой век, возможно, другая страна.


Рецензии