Случайность как закономерность божественного замыс

Это было давно. Тем более стоит рассказать. С раннего возраста я верила в чудеса. Повзрослев,  поняла, что чудо это то, что требует интерпретации.  Любая случайность есть частный случай закономерности. Вначале этого не осознаешь. Но на определенном этапе вдруг, как в мозаике, складывается законченная картинка. И ты видишь смысл и взаимосвязь вещей, видишь в следствии причину.
Январь 1991 года начался группой "Smithsonian Institute Art Tour". Маршрут Ленинград-Москва. Интурист переходит на строгий режим экономии - первые ростки рыночной экономики. Теперь сопровождение групп не включается в программу.После одной недели в Питере моя работа заканчивается проводами на вокзал(ночной поезд); в Москве на вокзале группу встречает и дальше работает местный гид.
Целая неделя с группой! За это время складываются особые, почти родственные отношения. Американцы, как никто, умеют оценить professional care оf them. Экскурсии превращают в круглые столы; не  боятся казаться глупыми, умеют слушать. Более того, находясь в России, пытаются проверить собственные стереотипы: "А правда ли...А разве...А что вы думаете?" Это совсем не означает отказ от стереотипов. Совсем нет, но где-то их представления корректируются, приобретают иную окраску. В любом случае меняется отношение к России.
Моя работа на этот раз завершается прощальным ужином в "Швабском Домике" на Охте. Это одно из первых частных заведений совместного с Германией финансирования, на тот момент самый модный ресторан в городе, dernier cri!
Но речь не о туристах, а о моем сыне. С тех самых пор, как появилась возможность продолжить образование в Штатах, и так драматично оборвалась в связи с начавшейся войной в Персидском заливе, во мне неотлучно присутствует Мысль. Я верю в материальность желания, мысль желает осуществиться. Это называют Чудом.
В моей жизни такие чудеса происходят достаточно часто- и хорошие, и плохие (обычно от чужих недобрых мыслей)Их я все помню.Совершенно нереальное желание на каком-то витке приобретает материальное воплощение. Я не имею в виду деньги-вещи. Ни в коей мере. Скорее о желаниях of spiritual value, far-reaching goals  supported from Above.
Моё лирическое отступление есть предисловие к прощальному ужину в "Швабском Домике". Чудо началось с мелочи: впервые мой муж согласился сопровождать меня на ужин (очевидно, чтобы после проводов на вокзале не возвращалась одна). Обычно Л.В. отклонял такие приглашения, несмотря на уговоры.
Группу рассадили за индивидуальные столики. Домашняя атмосфера после пары бокалов шампанского располагает к общению; туристы беседуют, меняются местами, подходят к друзьям с бокалом, даже танцуют. Все расслабились. Муж сидит, окруженный новыми поклонницами. Я поглядываю на часы. Как посадить эту веселую компанию в вагон?

И тут подходит ко мне Mr.LLoyd Bartell с бокалом шампанского. Запоминающаяся личность! Все дни он носит светлую "колонистскую" шляпу с дырочками на широких полях, которую не желает снимать даже в Эрмитаже.В моем понимании, типичный представитель Среднего Запада (как окажется, из штата Огайо). Такой голливудский персонаж, фанатично-патриотичный американец, из тех кто вывешивает национальный флаг на собственном доме в День Независимости и другие национальные праздники, кто верит в спасительную миссию США для человечества.
Ллойд Бартелл спрашивает: “VIada, with a full week in Russia I never had a chance to talk to you. I have a question: do you know someone in Russia, who'd be interested to study in the US?") Поверить невозможно! Ллойд спрашивает, не знаю ли кого-нибудь в России, кто желал бы учиться в Соединенных Штатах.
Я расхохоталась. Он обиделся: "Why do you laugh? I tried to sponsor an African, but he didn't show enough interest". Понятно, русский и африканец идут в одной категории. Впрочем, неважно. "How about my son?" говорю. "You have a son?", с большим удивлением. В двух словах объясняю ситуацию: документы уже находятся в Университете Мериленд, отправленные американским Посольством после конкурсных экзаменов в Москве; что обучение сорвалось из-за отмены грантов для иностранцев в связи с войной в Персидском заливе.
Г-н Ллойд Бартелл обьясняет: его дочь Alison работает в иностранном отделе Richmond University, North Virginia & "can be helpfull". Времени обсуждать детали нет, можно опоздать на поезд. Даю свой домашний телефон. Впервые.
Весь наш короткий разговор отпечатался в памяти дословно. Не часто моя память стенографирует услышанное или происходящее с такой хирургической точностью. Память избирательна, обычно информация проходит сквозь, не оставляя следа. Этот разговор запомнился, хоть и не жду продолжения.
Проходит неделя.Неожиданный телефонный звонок часа в три ночи:"Говорит BARTELL". Задаёт конкретные вопросы - я ответить не могу. Передаю трубку Саше. Он в глубоком сне, не сразу понимает, что от него хотят. Bartell включает дочь. По прямой они выясняют, какие документы есть и чего не хватает. Далее события развиваются стремительно, не оставляя времени подумать, осмыслить, что-либо изменить, словно от тебя уже ничего не зависит.
Параллельно в моей личной жизни происходят вялотекущие нереальные события. Уже несколько месяцев я прохожу оформление на поездку в США по приглашению группы “Некоммерческих Фондов”, посетившей Россию пару лет назад.Несколько переводчиков посетили  Штаты по приглашению каких-то фирм. Уже трижды я отклоняла приглашения (более важные дела требовали внимания). Но к этому моменту моя поездка в Штаты предрешена.Увольнение в январе освобождает от всех обязательств перед Интуристом. В этом контексте приглашение в США неожиданно становится реальностью.
Исполнение формальностей проходит по сценарию: в означенный день и час в Москве-
в американском посольстве заполняю Questionaire, получаю визу (на ночном поезде туда-сюда)  Авиабилет в оба конца делает американская сторона - мне его просто вручают. Имея документы на руках, остаётся купить в госбанке разрешенные 200$ за свои рубли (трудно поверить, обменный курс составляет 1$=1руб. на 23.02.1991г). Вылетаю в Нью Йорк рейсом Aэрофлота на четыре недели "с лекциями".

На самом деле решение было нелёгким.Первые три приглашения “US-USSR Initiatives” я отклонила под разными предлогами (слишком занята, рубль неконвертируемый...) Истинная причина крылась в другом: путешествовать одна я не умела, не пробовала,  хотя посетила десятки стран в рабочем качестве; даже собственные лично-оплаченные  поездки были всегда групповыми.
Стимулом послужило важное обстоятельство: LLoyd Bartell вызвался спонсировать обучение сына в американском Университете. Для оформления гранта и получения студенческой визы, моё присутствие было необходимо.
Четыре недели в США пришлись кстати (продлят ещё на две). Маршрут начинается в Нью Йорке. Далее Орландо(Флорида)- Ашвил(Северная Каролина)- Сан Франциско (Калифорния)-Питтсбург (Пенсильвания)– Миннеаполис, St.Paul’s, Дулус( Миннесота) –Милвоки, Аплтон,Вингспред (Висконсин)–Чикаго(Иллинойс)- Детройт, Флинт (Мичиган) -Вашингтон(DC)- Балтимор(Мэриленд)-Вильямсберг(Вирджиния)-Кливленд, Вустер(Охайо) -Милфорд(Коннектикут)- Нью Йорк,N.Y. Всего 13 штатов, более 20 городов.
На самом деле больше и городов, и штатов. Но об этом позже. Последние два штата Огайо и Коннектикут были экспромтом и связаны с главной целью - поступлением сына в American University, Wash. DС.
В Вашингтоне завершилась обязательная четырехнедельная программа лекций и я ушла в свободное плавание почти на две недели.
Должна сказать, что все время пребывания в Штатах меня передавали как щенка в добрые руки. Thanks God!
Супруги Бартелл пригласили к себе в город Вустер, штат Охайо. Бартелл проедет более тысячи миль в день окончания программы, чтобы забрать меня из Вашингтона, D.C. и, не теряя времени, нанести планируемые визиты в Университеты. Срабатывает невидимый сценарий: вначале посещаем American University в Вашингтоне. Присутствовать на интервью интересно: Ллойд Бартелл задаёт вопросы, типа какие документы,в каком виде,к какому сроку следует представить;как оформить грант, др. Поражает не то, что говорят, а то как отвечают - самым доброжелательным образом, откровенно заинтересовано. Мне тоже задают вопросы.
После первого интервью отправляемся в Огайо через три штата: Северную и Западную Вирджинию, посещая Университеты,выбранные Бартелл по неизвестным мне причинам.
И в каждом учебном заведении меня включают в интервью. Непривычно всё -доброжелательность, понимание, даже энтузиазм по поводу перспективы иметь русского студента. Это повторяется всякий раз. Как ни странно, меня больше всего занимает мысль, что случится с грантом в 20.000$ в случае, если визит сына не состоится по какой-либо причине. Сохранились подорожные записи, довольно детальные на английском, их интересно читать. Хотя погружаться в собственные ощущения двадцатилетней давности не имеет смысла.
Второй остановкой стал William & Mary Colledge in Williamsberg. Проводим пару часов в городке Вильямсберг. Комплекс зданий колледжа "Вильям и Мэри" составляет  cтуденческий город в городе с неотразимым шармом исторической архитектуры. Музейные здания сохраняют свое колониальное качество. Перед фасадом разгуливает страж в форме офицера колониальных войск, он же зазывала и экскурсовод в одном лице. Такое ощущение словно и сам ты статист в спектакле(по Шекспировскому "жизнь - театр, и все мы в ней актеры").
Несмотря на все достоинства "Вильям и Мэри Колледж", этого старейшего учебного заведения в Штатах, с его историческим флёром и самодостаточностью, я сознаю, что сын учиться здесь не станет. Этот очаровательный игрушечный студенческий городок не для него. Его медия большой столичный город. Именно так и получится, когда месяц спустя сын повторит мой маршрут (с собеседованиями в Университетах). Вариант “Вильям & Мэри”он и рассматривать не станет,даже с обещанной перспективой "стать ректором русского факультета”.
День для Бартелл начался накануне- длинный, утомительный, результативный (2 тыс. миль за двое суток) Остановились на ночь в мотеле с милым названием "Comfort Inn" -простая,комфортная,непритязательная.Помню ощущение радости - наконец, получила privacy, горячий душ, уединение. Бартелл приглашает на ужин, но сил нет, еле отказалась.
В 6 час утра мы мчимся по трассе, без кофе и заправок. После четырех недель в Штатах этот стиль жизни стал привычным, вся страна живет на таком режиме: выезжать натощак пораньше, чтобы не застрять в пробках. Все необходимое - кофе, заправка - on the way. С этим я столкнусь в самом начале своего пребывания в стране. Но об этом позже.
Хочется посвятить эту часть замечательному дому супругов Мr & Mrs Bartell. Не скрою, дом меня удивил, скорее, застал врасплох - стоит в полном одиночестве посреди огромной территории - ни лесов, ни парков, ни садов, ни даже цветников, just in the midst of nowhere. Дом высокий, трёхэтажный неожиданный внутри оказался богатым и комфортным. Память сохраняет картинку гостиной: ковры, мебель, бронзы, фарфор, зеркала (даже сфотографировала,точно такие два зеркала украшают дворец князя Бориса Николаевича Юсупова на Мойке,так называемый "кабинет в стиле Генри IV").
Жилая часть дома чисто функциональная: спальни наверху, всё жизнеобеспечение в полуподвальном этаже: отопление, стиральный, гладильный цеха, кондиционеры. Именно здесь проведу всё своё время в “кабинете” - компьютерной техникой, целым агрегатом устройств - копировальных, ксероксных, прочих, где мы делаем необходимые документы в трех экземплярах для трёх университетов, плюс копии для Бартелл и лично мне.
Главная исполнительница Colline, младшая из трех девочек. Только с ней я и познакомилась - единственная, кто еще остаётся в родительском доме (последний школьный год). Европейская традиция покидать дом, достигнув возраста, разнесла детей в разные концы света: одна в Швейцарии, сын с семьей в Австралии. Третья дочь Alison работает в Richmond University, Virginia, в Отделе Международных Связей (иностранные студенты, гранты входят в ее обязанности).
Моя история неоправданно затянулась. Но именно эта часть моего визита в США конструктивная. Не только потому, что прибавила три штата к основной программе, но подготовила сцену для главного героя. Конечный выбор за сыном Сашей. Почему-то для меня очевидно,что учиться сын будет в Вашингтоне, American University, D.C. He's a big-city boy, одноэтажная Америка не для него. Так и случится.

Не могу не сказать, что отношения сына с L.Bartell складывались непросто. L.B. хотел полной подотчетности от Саши, не столько финансовой, сколько в плане успеваемости и личной жизни. На мой взгляд, ничего плохого в том нет, когда несешь ответственность за чужого ребенка из чужой страны. Тем более из России, такой таинственной и непредсказуемой.
Дело в том, что недавнее американское законодательство запрещает Университетам предоставлять родителям информацию об отметках, тем более о личных делах студента Lloyd составил специальный документ у нотариуса, который я как родитель, должна endorse. В соответствии с которым сын обязан держать L.B. в курсе всех своих дел. Кому такое понравится? Только не сыну Леонида Валентиновича! Еще ребенком Саша, сидя за письменным столом, закрывал тетрадку обеими руками, и укладывал сверху голову всякий раз, когда я входила в его комнату. Никогда не позволял проверять свои школьные дела. А когда подрос,вывесил на двери "Правила для визитеров" в жёстко-юмористической форме. Никакого вмешательства и контроля.Всегда всё делает
сам и сам себе судья.
Американский университет освобождает студента от опеки. Это, пожалуй, лучшее, что делает человека ответственным за свои успехи и неудачи (даже когда набивает шишки). В своих письмах Саша makes big fun о финансовых отчетах Ллойду Бартелл, типа:пара носок-1$,зубная паста-1.5$, лекарство-2.9$ и т.д. Дело в том,что грант в 20.000$, внесенный спонсором, покрывает один семестр обучения, “tuition, board & lodging” & a minimal sum for personal needs.
Первокурсникам разрешается работать в исключительных случаях и только на территории Университета; и только ограниченные часы. Первые полгода студенту платят 1$/час за работу в студенческой столовой. На следующий семестр, как сын забавно комментирует,"его статус повысили до 1.5$". Без чувства юмора не выжить. Учеба серьезная. В пределах гранта сын набирает максимальное количество курсов. Преуспевает настолько, что получает университетский грант на второй семестр и дальше на весь курс обучения. Умная головка! Воспользоваться можно только одним грантом,  к сожалению. Таким образом финансовое участие Л.Бартелл ограничилось грантом в один семестр. Университет будет поддерживать грантами, пока сын не защитит Master's Degree.
Думаю, сын в чем-то разочаровал г-на Л.Бартелл. К моему сожалению,он не стал послушным мальчиком, всего добивался сам. Решения тоже принимал самостоятельно for the better or for the worse.
Должна сказать(из того немногого,что знаю) Сашу и приняли и полюбили в этом доме,особенно девочки. Многое могло быть иначе. Пишу об этом без сожаления -мне так мало известно. Убеждена в одном, Саше нравилось учиться, но жить в Штатах он не захотел, with all the choices. Успешно защитив Master's Degree, сын помимо дипломов, получил Green card (умеют оценить умную головку in US!) Даже обеспечили работой. После семи лет в США Саша при первой возможности вернулся в Россию. Он подписывает контракт с фирмой "Andersen Consulting", московский филиал, и возвращается в Россию в 1997 г. Это его выбор! Драматические события произойдут в стране и семье,повлиявшие на решения сына (смерть отца).Саша принимает эстафету.
          
Я много думала о том, зачем Lloyd Bartell взял на себя такую ответственность? Меня мучил этот вопрос. Сознаю, как бизнесмен он инициировал проект не из романтических побуждений. При всей моей бесконечной благодарности понимаю, что делал он этот шаг в трезвом уме. Однажды спросила, уверен ли Бартелл, что желает заплатить 20000$ за незнакомого мальчика из России(у меня такой уверенности не было) Не было уверенности и в том, что сын получит визу и сможет приехать в Штаты для поступления.Сама ситуация интриговала: сможет ли Ллойд Bartell вернуть свои деньги в случае, если проект не сработает. Его ответ был: "Нет, взнос остаётся в качестве пожертвования Университету". Оказалось, Бартелл учился в American University. Wash. DC и звучал очень позитивно. Я даже усмотрела некую заинтересованность в собственном меценатстве. Была в этой миссии и финансовая составная (выяснял в моём присутствии,if this money is deductable from his taxes. Ответ был "Да").Американская налоговая система поощряет предпринимателей на меценатство и христианские деяния.
Возможно, была и другая мотивация, психологическая. Bartell claimed full control over Sasha's records & personal life. It fed his EGO. Ллойд Бартелл по гороскопу  Скорпион. Это особенный знак. Обожают детей. Своих четверо- всех вырастил и выучил. Хочу верить, добро возвращается. Я его вечный должник.
Сегодня 20 лет спустя сознаю, будь у меня возможность меценатствовать, я была бы самым счастливым человеком. Ведь "отдаешь материальное, а черпаешь из вечности", как заметила Виктория Токарева.


Рецензии