Телеграфисты

     ПРЕДИСЛОВИЕ

     Рассказы серий «Курсантские деньки» и «Офицерские будни» - сочинения мемуарного характера. Они ориентированны на читателей, которые интересуются военной тематикой, темой обучения в военных училищах и в частности – в военных училищах связи, а также о том, как складывалась дальнейшая служба выпускников таких училищ.
      Когда-то автор этих строк намеревался после окончания средней школы поступать в военное училище связи. Тогда он проживал с родителями далеко в глубинке и получение информации об обучении в военном училище связи оказалось весьма затруднительным делом. Думается, что рассказы на эту тему будут полезны в этом плане для определённой категории читателей.

      При обучении в военном училище связи у Алексея и его товарищей по учебной группе основная специализация была - многоканальная связь. Факультет в то время назывался «Факультет проводной связи». Кроме того, в училище были ещё два факультета : факультет радиосвязи и спецфакультет.

     Несколько слов о факультетах, циклах и кафедрах. В шестидесятые годы средние военные училища преобразовывались в высшие. В системе образования Министерства обороны СССР тогда появились два типа училищ связи: Высшие военные инженерные училища связи и Высшие военные училища связи. Предполагалось, что выпускники высших инженерных училищ будут направляться на инженерные должности в войска, в научно-исследовательские центры и институты, а выпускники училищ второго типа – на командные должности в войска.

     В среднем училище были взвода, они же – учебные группы, роты и батальоны. Курсанты свои специальности осваивали на учебных циклах.   
     В высших училищах, по примеру киевского, были учебные группы, курсы (вместо рот), факультеты (вместо батальонов), а специалистов готовили на кафедрах (а не на циклах).

     Киевское военное училище связи в 1966 году стало Высшим военным инженерным училищем связи (КВВИУС). Наш герой Алексей учился в училище как раз в период его преобразования. Их выпуск в 1968 году был последним выпуском среднего училища. Поэтому в повествованиях об этом периоде встречаются названия как среднего, так и высшего училища (циклы и кафедры, факультеты и батальоны и т.п.). Автор просит читателя не обращать на это большого внимания и не судить строго.
 
     Из многих специальностей, которые получали выпускники училища, Алексей и его товарищи в итоге освоили такие специальности:
- телеграфист,
- механик дальней связи,
- механик телефонной спецаппаратуры,
- механик телеграфной спецаппаратуры,
- устройство, эксплуатация и вождение грузовых автомобилей с получением прав    водителя-профессионала 3-го класса.

     Это специальности, по которым курсанты получили глубокие знания, навыки и классные квалификации, как правило, не ниже второго класса. Кроме того, курсанты-пров0дники изучали радиостанции различных типов, радиорелейные станции, средства строительства кабельных магистралей, ПКЛС (полевых кабельных линий связи) и ПВЛС (постоянных воздушных линий связи), а также многие гуманитарные, политические, военные и общевойсковые дисциплины.
 
     В последующих материалах планируется рассказать об основных специальностях военных связистов. Итак начнём с одной важной специальности.
 
     ТЕЛЕГРАФИСТЫ

     Важность телеграфной (ТГ) связи на узлах связи как военных, так и гражданских обусловлена, в первую очередь, тем, что это – документированная связь, то есть телеграмму можно как документ подшить в дело. В боевой обстановке, понятное дело, это часто имеет решающее значение при выборе вида связи и вида передаваемой информации. Это в первую очередь относится к оперативному и стратегическому звену (армия, фронт, ставка ВГК, Генштаб), где есть соответствующие каналы связи и, как правило, время подготовки операций позволяет передавать распоряжения заранее. 

     Телеграфные сигналы передаются в виде импульсов по телеграфным каналам, которые в свою очередь создаются телеграфной аппаратурой, работающей по проводным, радио, радиорелейным, тропосферным, спутниковым многоканальным линиям связи.

     Телеграфные аппараты  являются оконечными устройствами на таких каналах связи и размещаются в аппаратных залах. Аппаратные залы: на стационарных узлах – это отдельные комнаты, в которых установлены несколько телеграфных аппаратов; на полевых узлах связи залы размещаются на автомобильных аппаратных, смонтированных на базе кузовов-вагонов типа  КУНГ-1М. Если в аппаратной (в таком вагоне) размещается и другая апаратура, то в первой половине КУНГа размещается апаратура (вход сбоку), а во второй половине – аппаратный зал, вход в который обустраивается сзади аппаратной.

     В те времена использовались телеграфные аппараты СТ-35, СТА-2М, СТА-2МФ *. Телеграфист принимал текст на бумажную ленту шириной около одного сантиметра, которая наклеивалась им на бланк. После приёма он производил записи на бланке, в журнале, отправлял подтверждение о приёме. То есть, приём и передача строго фиксировалась  в документах, которые принимаются к рассмотрению в военном трибунале. Кроме ленточных ТГ аппаратов применялись рулонные ТГ аппараты, с помощью которых текст принимался сразу на рулон бумаги, тогда ничего наклеивать не надо было.
 
     Телеграф - способ передачи кодированной побуквенной информации по проводам. В первые годы после изобретения информация передавалась специальным кодом (Морзе, Бодо и другими), затем кодом, унифицированным с ЭВМ и другими средствами хранения информации (МТК-2, КОИ-7 и др.), что позволило посылать тексты при помощи не ключа, а клавиатуры, и принимать не в виде точек и тире на ленте, а в виде напечатанных букв. Ранее употреблялся также неэлектрический (оптический) телеграф.

     Буквопечатающий телеграф также часто именуется телетайп, хотя, строго говоря, телетайп это лишь одна из марок (копирайт фирмы Teletype) буквопечатающего аппарата, ставшая общим названием (как ксерокс - из фирменной марки Xerox в общее понятие). Распространены и другие модели телеграфных аппаратов.

     Если говорят о РАДИОтелеграфе, то специалисты понимают, что это передачи/приём сигналов «морзянки» вручную телеграфным ключом или с использованием специальных устройств (например датчиков, приёмных устройств и т.п.).
Алексей  проходил обучение специальности телеграфиста (работе на ТГА) на телеграфном аппарате  СТ-35.  Этот аппарат имеет почти такую же клавиатуру как и компьютер. Курсанты получили глубокие знания по подготовке телеграфистов, большую практику под руководством опытнейших преподавателей и сами стали специалистами, в основном, 1-го класса.  На обучение ушло около одного года. Ежедневно на тренировки уходило по часу-полтора. Половина этого времени курсант работал на передачу, половину на приём.

     Содержание нормативов было такое: произвести обмен между двумя узлами связи (передать и принять информацию — телеграммы и кодограммы различного содержания, объёма и срочности) в течение одного часа и оформить рабочую документацию.   Количественно нормативы были такие:
- сделать обмен на 3 класс — не менее 1200 слов за час;
- на второй класс — не менее 1600 слов/час;
- на первый класса — не менее 1800 слов/час;
- на мастера — не менее 2000 слов/час.

     Максимально возможная скорость передачи на СТА – когда для передачи знака используется каждый оборот наборной муфты аппарата, это около 2400 слов в час. Проверить и убедиться, что телеграфист работает на предельной скорости можно переведя аппарат в автоматический режим. Если работа ведётся на предельной скорости, то не будут проскакивать сдвоенные знаки. Такие асы в училище тоже были, но на старшем курсе. У них было больше времени на освоение этой специальности.

     Для лучшего понимания того, насколько эффективно велась подготовка курсантов, можно рассмотреть  такой пример. Классной машинисткой считалась та, которая печатала на пишущей машинке со скоростью 200 ударов в минуту. При такой скорости работы телеграфиста обмен телеграммами мог составить примерно 1700 слов в час, что соответствовало всего лишь второму классу военного телеграфиста.

     Вы можете подумать: «Не может быть, чтобы опытная машинистка печатала не быстрее, чем курсант, проучившийся один год и работающий на телеграфном аппарате по одному часу в день.» Но это так. Дело в том, что способы работы у них очень разные. Машинистка работает, как правило, двумя или четырьмя пальцами. К тому же, она смотрит на клавиатуру, вынуждена передвигать каретку в конце каждой строки и иногда прокручивать вал.
     Телеграфист работает девятью пальцами, не смотрит на клавиатуру (слепой метод печати), не выполняет никакие другие вспомогательные операции и движения. Даже если что-то подобное надо сделать, он делает это при приёме телеграмм, когда ему не надо работать на клавиатуре.

     Нормативы качества передачи на телеграфных аппаратах следующие:
- передать телеграмму объёмом сто слов или групп и допустить не более одной ошибки – оценка отлично,
- не более трёх ошибок – оценка хорошо,
- не более пяти ошибок – оценка удовлетворительно.
    
*****************************

     Примечания:
1. СТ-35, СТА-2М, СТА-2МФ* - Советский телеграфный апарат: А – с приставкой автоматизации передачи текстов (зараннее на ленту набивался текст в виде перфорации: при необходимости перфолента всталялась в устройство и текст передавался автоматически за минимальное время), М – в аппаратуре обозначает, что данная модель модернизирована (усовершенствована по сравнению с базовой моделью), Ф – наличие в аппарате фильтра, устраняющего в линии побочные импульсы.

2. О подготовке телеграфистов можно также прочитать в рассказах "Классная работа" ( http://www.proza.ru/2016/02/28/1015 ), и
"Подготовка телеграфистов" ( http://www.proza.ru/2016/03/21/41 ). 


Рецензии