Полюс Души

          Тем, кому посчастливилось видеть Млечный Путь таким, каким его видят на экваторе, не надо долго объяснять откуда пошли истоки образа мирового дерева. Конечно, разглядывая уходящий в небо поток миллиардов звезд, наши предки могли мечтать, что именно там, на ветвях arbor mundi, живут беззаботно души людей. Но, можно ли Млечный Путь считать Полюсом мира, axis mundi? Наверно, не совсем. Млечный путь ведь не стоит на месте, а скрывается и появляется над горизонтом под разными углами. А это уже вовсе не ось вращения, а ветвистое дерево, растущее на краю Земли. Так и ходили герои на край света за яблоками в древних мифах.

          Вообще же ось мира — изобретение северное. Южная Америка, южная Африка, Океания и Австралия, совсем недавно были «Терра инкогнита», и что там думали аборигены по поводу Южного Полюса в Евразии было неизвестно. С каких пор решили жители северной «ойкумены» что у них над головой вокруг Полярной звезды вращается Большая медведица можно только гадать. Но библейский запрет употреблять в пищу животных, которые в естественных условиях, умеют выписывать круги: орлов, медведей, зайцев, возможно вызван именно этими способностями медведей. И еще медведи умеют взбираться на голые сосны. Вот, медведь наш, хоть и не попал в зодиакальный круг, зато председательствует в центре - пригодилось умение забираться на ось и вертеться на месте.
         
          Ну, медведю может быть, а зачем же Душе стремиться к Оси Мира? Перечислим, какие вообще у нее могут быть варианты. Бродить, как потерянный дух. Шумерский duh или аккадский tuhhu – тухлый, запах испорченного продукта, по сути и есть последний выдох. Такое состояние не интересно ни Душе, ни живым людям и они всегда пытались снарядить и отправить душу умершего подальше. Другой вариант, подземный накопитель-распределитель – ад, тартар, они в общем придуманы для негодяев, но такая пенитенциарная система предполагает искупление грехов и очищение, а далее куда? Конечно Души могут, просто находиться в камнях-надгробиях до конца света, ну и опять куда дальше? То есть, художественных образов загробного мира много, а мест дислокации по сути три – та же трехчастная система мира: подземный, земной и верхний миры. При этом подземное и земное содержание душ – это депозитарий, предоставляющий временное хранение перед отправкой на Небо. Тогда вопрос остается только к Небу, на небо - это куда? Авраам сразу забронировал для евреев на небе места на всех звездах. Но если не брать в расчет все небо в котором легко заблудиться, то в первую очередь всем известны самая яркая звезда – Сириус, да еще Вега и Полярная звезда сменяющие друг друга на оси вращения из-за прецессии земной оси.

          Если не предполагать, что душа обладает совершенной навигационной системой, ведущей ее в последний путь, а маршрут на небо как правило «не регулярный», то самой понятной дорогой становится ось Земли. Причем, ось вращения хочется представить реальным валом, с лестницей, поручнями и смазкой – «бальзамом», но о смазке позже. Действительно, путешествие медведя с неба на Землю присутствует в мифах. А у шумеров медведь вообще изображался иероглифом удивительно похожим на лестницу. И слово «аркада», состоящая из столбов или колон тоже отсылает нас к медведю.

          Но связь медведя с осью, и его умение лазить по деревьям, еще не объясняет тягу Души к Полюсу или Оси Мира. Зачем Душе ось? Тут можно порассуждать. Геометрическая ось вращения вполне материальна и в то же время является шагом в бесконечность. Ось вращения Земли или Солнечной системы можно продолжать в обе стороны через всю Вселенную. Вспомним спор Шивы с Брахмой и Вишну. Согласно Пуранам, когда-то двое из триады индуистских Богов, Брахма и Вишну, состязались в мастерстве друг с другом. Чтобы заставить понять тщетность их борьбы, Господь Шива принял форму пылающего Лингама между Брахмой и Вишну и бросил вызов им обоим, прося, чтобы они измерили гигантский Лингам. Брахма и Вишну решили каждый первым найти один из концов Лингама, чтобы доказать свое превосходство. Бог Брахма принял форму гуся или лебедя и взмыл вверх, в то время как Бог Вишну принял форму борова, Варахи, и зарылся в Землю. Оба искали тысячи миль, но ни один из них не мог найти конец.

          Во время своего полета вверх, Брахма столкнулся с цветком Кетаки. Уставший Брахма убедил Кетаки солгать, что он видел вершину колонны. Так, с его помощью Брахма обманул Вишну в том, что он обнаружил происхождение космической колонны. Позже обман вскрылся, и Бог Шива проклял Брахму, которого с тех пор перестали почитать, но Боги не достигли края бесконечной оси. (Эта легенда объясняет, почему едва ли можно найти крупный храм Брахмы в Индии и эта легенда возможно источник происхождения выражения «гусь свинье не товарищ»).

          Итак, Ось для Души хороший ориентир в пространстве и дорога для путешествий. Задумывались ли об этом наши предки, глядя во вращающееся небо над головой. Скорей всего да. Во всяком случае душе всегда ставили надгробие в виде Оси – стелу, курос или наиболее распространенный символ оси крест, а также в некоторых случаях две оси или ворота. Там же где не предполагалось перемещение Души - в качестве надгробия ставили камень. как вместилище души или ничего.

          Две оси – двойные стелы – балбалы и двойные аллеи дубов характерны для мест где полюс, как уже говорилось, «раздвоился».  Вообще Dub – у шумеров означало движение по кругу, а вот alla и аккадский allanu – как раз дуб, вокруг которого и ходили, как вокруг оси земли. У нас шумерское название дубов сохранилось в слове "аллея" и возможно в названии народа аланы. В древней Месопотамии alan  "statue; form" - статуя. Две колоны с перекрытием в последствие стали воротами. Ворота в тибетские, китайские и синтоистские храмы не имеют створок, потому как сохранили именно смысловую нагрузку перехода под аркой, а не практическую. В прочем европейские ворота обрели створки, хотя в Карпатах они еще очень похожи на тибетские. Сохранились мегалитические арки – дольмены, причем на закрытых фасадах бывают высечены П-образные сооружения. Самые известные ворота, связанные с душами — это Троянский конь – у шумеров КАN или КА + AN ворота в небо.

          Подобных ворот в истории много – это и различные триумфальные арки и спартанская ДаКана. Есть упоминание, что в одном из сражений Римлян с Самнитами, самниты не просто победили, а сумели пленить значительную часть римской армии и всех пленных заставили пройти под «воротами из трех копий, связанных буквой П. Самые известные ворота современности, это футбольные ворота, произошедшие от ворот для регби - игры в мяч, которые на территории России упоминаются, как прокудливая береза.

          Ну и наконец перекладина. Крест — это сооружение чаще с несколькими перекладинами чем с одной и очень похож на указатель направлений на стороны света. Кельтский крест соответствует китайскому иероглифу Центр и скорее всего произошли от одного источника.  А вот перекладина на воротах и арках должна быть чем-то оправдана. Один из вариантов это прокудливая береза или ворота для регби. В этом случае перекладина опиралась на одну ось, а вверх уходили две, что могло символизировать расщепление полюса для Европейцев. Еще один вариант мегалитов - камень на трех опорах символ небо и раздвоенной оси на Севере. Перекладина над колоннами по видимому символизировала Небо, на которое помещали мертвых – КАN = КА + АN троянский конь, ворота.

kan [GATE] (436x: ED IIIb, Old Akkadian, Lagash II, Ur III, Early Old Babylonian, Old Babylonian) wr. kan4; KA "gate, door" Akk. babu Ворота
Вавилон = babu la AN ворота на небо.

          Что такое ворота и зачем им такая мощная перекладина –  можно пояснить шумерским bar+ata.
 
bar - "outside, (other) side; split" ограждение, перегородка.
atua - "a type of priest" отец священник или, atah -"helper" небесный покровитель.

До сих пор мы ходим в Бар, где за перегородкой стоит Бар-мен, а дом окружен за-Бор-ом.

          Но оказывается, что Душа, не просто стремилась к Оси Мира, а это была ее конечная цель – Мета. О Мете в теме Метеоусловия.

Иероглифы
рис. 1 - TA
рис. 2 - bar
рис. 3 - a-tah
рис. 4 - alan

Фото
Фото 2 - ворота для регби
Фото 8 - прокудливая береза
Фото 15 - аллея


Рецензии