Знание пути своего

Христиане - люди пути. Нам хочется стабильности, постоянства. Чтобы жизнь переходила на новый этап, как куб, который перевернулся на другую грань и встал – неподвижно, устойчиво. А жизнь чаще бежит, как шар – не останавливаясь, иногда чуть замедляясь или ускоряясь. Ничего не поделаешь, такой ее замыслил Творец: “Потеку путем заповедей” (Пс.118:32) - тут больше подходит образ шара, не куба. Куб поползет, и себе бока обдирая, и поверхность царапая. А шар покатится – легко и свободно.

Все библейские метафоры, описывающие праведника, так или иначе предполагают идею движения, изменения. Даже дерево, оставаясь на месте, находится в пути - вверх, вглубь, вширь. Оно непрерывно преображается, проходя цикл “почка-цветок-плод”, а это тоже путь.

Путь у всех христиан один - Христос. “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня” (Ин.14:6). И при этом путь у каждого человека свой, уникальный, неповторимый: “Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною” (Ин.21:21-22).

Божий путь одновременно и исключительно узок, и безмерно широк. Узок в том смысле, что имеется ровно одна возможность спасения, всего одна дверь, и дверь эта - Иисус. Широк в том смысле, что во Христе и в царстве Его у каждого из нас свое место и свой путь. Если Павел говорил коринфянам: “сердце наше расширено. Вам не тесно в нас” (1Кор.6:11-12), то уж в сердце Христа точно не будет тесно никому.

Теснота и давка начинается тогда, когда христиане, не зная своего пути, слепо (если не сказать “тупо”) шагают (если не сказать “топают”) по чужому пути, может быть, пути прекрасному в своем роде, пути какого-нибудь замечательного человека Божьего. Путь этот всем хорош, кроме того, что он - не их.

Еще хуже, когда на один типовой, шаблонный, “идеальный” путь силком загоняют всех идущих. Шеренгой по одному… Христиане теряют то главное, что делает их христианами - способность слушать и слышать Того, Кто путь один для всех и свой для каждого.

И начинается отдавливание ног, перепалки и свары. Начинаются стрессы и перегрузки, потому что идущие чужим путем не подготовлены к трудностям именно этого пути. Начинается сухость и тоска, потому что люди недополучают радостей и открытий, приготовленных для них Богом на их путях. Вот откуда христианство с приклеенной улыбкой и вымученным торжеством. Между тем как пути мудрости - приятные (Пр.3:17).

Кроме того, марширующие одним путем-магистралью привычны к острой критике в адрес тех, кто идет вроде бы попутным курсом, но своей дорогой. “При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас” (Лук.9:49-50).

Так бывает сладостно считать себя Илией: “возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один” (3Цар.19:14). Но заметьте, что Бог почти немедленно заменяет этого Илию Елисеем, а пророку напоследок бросает: “Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его” (3Цар.19:18).

Все ли современные Илии (или мнящие себя таковыми) расслышат про семь тысяч верных? А ведь если поверить в существование такой армии не преклонившихся пред Ваалом, придется перестать бахвалиться своей исключительностью. Поэтому проще не расслышать. Мало ли, кто там ходит “не с нами”…

В симфоническом оркестре много инструментов, но у каждого из них своя партия. Даже в армейском оркестре музыканты не играют все разом и по одним нотам. Каждый вступает в свой момент и в свой же момент умолкает, играя и ту мелодию, что сосед, и не ту. То есть одну и ту же, но чуть другими нотками, интервалами и динамикой, привнося свой вклад в общее дело построения шедеврального музыкального полотна.

Когда умер Иисус, видные ученики разбежались. И пришел черед вступить и сыграть свою партию учеников тайных. Иисуса хоронили не апостолы, которые били себя в грудь и твердили, что будут идти с Ним до конца, а Никодим и Иосиф, которые до сих пор таились из страха перед религиозным начальством и которых в другое время те первые герои назвали бы последними трусами. Пришло время последним стать первыми.

Мы привыкли судить Авраама за его путешествия в Египет, но вчитайтесь в текст Моисея: Аврааму Богом не дано вообще никаких указаний по поводу того, можно ли ему идти в Египет, выглядит, словно этот вопрос оставлен на его усмотрение, Исааку ясно сказано Богом в Египет не ходить, Иакову же не менее ясно велено в Египет идти. Три патриарха - и три пути. На Божьих дорогах нет места бездумному калькированию и имитации.

Душа человека соразмерна его пути (сопоставьте Пр.5:21 и Пр.16:2). У христианина, идущего своим путем, душа большая и глубокая; у того, кто пути своего не знает - плоская и мелкая. Беспутный он, непутевый.

Выходит, можно идти за Христом, ступая по Его следам (1Пет.2:21), - одновременно и одним путем с попутчиком-собратом, и совершенно разными путями. В вере и не такие еще парадоксы бывают.

“Мудрость разумного - знание пути своего” (Пр.14:8).

20.03.2016


Рецензии