Православная семья в современном мире

Недавно, корреспондент одной из газет задал мне вопрос: "Что такое семья? Сегодня существует много видов браков (гостевой, гражданский)... Могут ли семьи в таком браке называться христианскими. Исходя из этого что такое христианская семья (брак) ее отличая?"
И я пустилась в размышления, которыми спешу поделиться:

Семья – важный вопрос для любого человека. Все хотят жить среди родных людей, объединенных любовью, чистыми, искренними отношениями.
Но в народе считается, что Любовь – это нечто прекрасное и интересное, а брак – скучное, нудное, застывшее, «институт», откуда любовь со временем обязательно уходит. «Хорошее дело «браком» не назовут» - часто мы слышим, но в каждом теплится надежда, что уж он-то сможет из своего брака сделать конфетку. Если изменить некоторые условия. Может, поэтому так много видов совместной жизни сейчас: гостевой, шведский, гражданский брак, коммуны хиппи. Люди стараются сохранить Любовь, свежесть чувств.
Замечу, что гражданский, гостевой и прочие браки – не изобретение нашего времени. Даже из примеров известных людей прошлого мы знаем такие случаи. Достоевский был в долгих неоформленных отношениях с Аполлинарией Сусловой, Тютчев, будучи официально женат, жил 14 лет в гражданском браке с возлюбленной Еленой Денисьевой, Блок, будучи женат на Любови Менделеевой, искренне ее любя, не имел с ней интимных отношений, считая, что это разрушит его высокое, духовное чувство к ней, что послужило поводом ее влюбленности в Андрея Белого и, фактически, браку втроем. Словом, примеров – множество, разнообразие вариантов сожительства наблюдалось много всегда, но это не афишировалось, замалчивалось, утаивалось.  Сейчас, люди стали свободнее, решительнее, смелее – обо всем говорят вслух и всему дают конкретные названия.
Я ни в коей мере не осуждаю – у нас свободная страна, кажды выбирет свой way of life в силу своего опыта, ума, ценностей, вероисповедания.
Однако, часто сталкиваюсь с тем, когда пара, проживая так, как они сами решили и как им удобно, обижается, если их вид отношений не считают христианским. Мне часто говорят: но вы так же рожаете детей, готовите еду, ходите в кино. Чем вы отличаетесь? Ну, в церковь ходите. И мы ходим – пасочки святить.
Отличия, может не лежат на поверхности, но они есть. Довольно большие.
Говоря «христианская семья» мы имеем в виду, что соединяются два верующих в Христа человека – «да будут двое в плоть едину» (Быт.2:24) Для любого человека, обретшего веру – это величайшее событие в жизни, переворачивающее мировоззрение и привычные вещи. Он воспринимает веру как драгоценность, которую уже не хочет терять: «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Матф. 13, 44)
И, естественно, оба в такой паре, и мужчина, и женщина стремятся к Христу, стремятся сохранить и укрепить свою веру. Так что, во главе  христианской семьи – Господь.
Хочу заметить, часто народное сознание изображает Бога каким-то строгим полицейским с дубинкой, который придумал невыносимые правила – верующие из кожи вон тянутся, чтоб их исполнить, а тех, кто не исполняет, Господь дубинкой карает. Но Бог есть Любовь, Он нас любит и хочет, чтоб мы были счастливыми. Если вчитаться в заповеди, то мы увидим, что они – не приказ, а, скорее, констатация факта, условий, при которых человек может быть счастлив. Никто не будет жить радостно убив или украв, если относиться ко всем так же, как к себе («во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» Нагорная проповедь, Мтф. 7-29) – все будут вежливы, снисходительны и ласковы.
Для людей, далеких от христианской церкви, эти условия кажутся дикими, но, если попробовать сформулировать постулаты жизни по мирским, как мы их называем, простым человеческим отношениям, без Бога, как это происходит часто в жизни, по которым люди неосознанно живут, такого рода «Антиевангелие», то они будут выглядеть не очень привлекательно и на первый взгляд, невыполнимо, например: «Женившись, заведи любовницу», или «О любовнике расказывай подругам, но от мужа скрывай», или «На Новый Год непременно напейся и пей непрерывно до выхода на работу, съедая как можно больше «оливье». Однако, многие так живут.
Поэтому жить по заповедям Божьим для верующего – счастье. И в такой семье люди, как бы, всегда смотрят вверх. Они не так маются добыванием денег, не слишком переживают из-за бытовых неурядиц, не так сильно, как остальные, обеспокоены своим статусом, общественным положением, этим извечным «а что подумают люди». Для них, на первом плане – узнать волю Божью, исполнить Его предназначение.  Для некоторых это выглядит чудачеством, их могут считать наивными дурачками, не знающими жизни идеалистами. В такой семье - другая реальность.
Для христианской семьи Бог – не какая-то абстрактная, отдаленная сила на облаке, могущая запрещать или наказывать. Для верующей семьи Бог - друг, советчик, любящий Отец, управитель, помощник,  Личность. Они обращаются к Нему в каждый момент своей жизни, возносят благодарственные молитвы, когда все хорошо (и, когда  плохо – тоже), просят помощи в трудных ситуациях, сверяют свои мысли и поступки в соответствии с Его волей. Он всегда присутствует в их жизни.
При выборе спутника (спутницы) жизни христианин руководствуется другими принципами, чем неверующий человек. Мы верим в бессмертие души, соответственно, верим, что и после смерти будем вместе. Поэтому христианин не выбирает жену, как удобный, стильный гаджет по каким-то меркам, типа: чтоб хорошо готовила, красивая – не стыдно людям показать и т.п. Христианка, думая о замужестве, не меряет толщину кошелька будущего супруга, величину его жилплощади или наличие загранпрописки. Они влюбляются в душу. И, перед вступлением в брак, задают себе единственный вопрос: хочу я быть именно с этим человеком в Вечности, всегда? Наверное, это звучит слишком пафосно и непривычно для нецерковных людей, но то, что пафосно для других, для верующих – ежедневная реальность. Мне понравилась фраза, встреченная у кого-то из писателей, не могу вспомнить ее дословно, но, примерно, звучала она так: «Их отношения после его(мужа) смерти стали еще лучше». Тело отходит в землю, а наша душа – воспоминания, эмоции, все, что мы успели почувствовать – продолжает жить.
Вообще, слово «выбор» - несколько условно в такой ситуации. Надо заметить, мы довольно несвободны с самого рождения в выборе, мы не можем выбрать оновные, изначальные вещи, которые несем всю жизнь: дату рождения, имя, родителей, особенности физического строения и т.п. Даже основополагающее: рождаться нам в этот мир или нет – мы не выбираем. И влюбиться в того или иного человека – тоже не наш выбор. Я не знаю, как это происходит, загадку Любви многие писатели, поэты, философы, даже ученые, пытались решить, но, все, что у них получилось – зафиксировать и описать состояние, чувства, разные пути развития и варианты отношений. Но, как она возникает – так и осталось загадкой.
Я считаю, это Божий дар, милость. Спички в руках Бога, когда Он посылает эту искру.  Христианская семья начинается с Любви двоих. Важно сохранить эту искру, поддерживать пламя.  Без Любви невозможно построение прочных, долговременных отношений. Человек всегда раздирается противоречиями: с одной стороны – любимые хотят быть вместе, с другой –  при совместной жизни появляются разные трения, непонимания, убийственная привычка.  Любовь помогает это преодолеть и остаться вместе: «4Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6не радуется неправде, а сорадуется истине; 7все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Посл.Коринф.13, 4-7)
Сейчас некоторые православные создают своего рода «ячейки» - как я это называю, с мыслью, главное – чтоб девушка была православная, а любовь-морковь – это неважно. Нарожаем много детей, чтоб православных было больше, чем католиков и мусульман. Женятся в буквальном смысле на первых встречных. Мне описывали случай, когда выпускник семинарии, которому предстояло рукоположение, заглянул на регентское отделение, где много учится молодых незамужних девушек и спросил аудиторию: «Мне завтра рукополагаться. Кто выйдет за меня замуж?» Одна девушка согласилась. И, как аргумент в пользу таких браков приводят, как правило, фразу: «Все нормально. Двое (и так далее) детей». К сожалению, наличие детей в браке не говорит, что все хорошо и семья счастлива. Я наблюдала такие семьи. Все «притирки», через которые проходят молодожены, происходят болезненней и травматичней, не всегда все складывается, бывает, после многих лет жена вздыхает о том, что «мало было романтики» в браке. Но, так или иначе, двое и в таком вынужденном сожительстве дорастают до Любви – я надеюсь на это, потому что христианский брак без нее невозможен. «1Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.
2Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.» (1 Коринф. 13, 1-2)
Любовь – величайшая милость Божья, отвергать ее, строить отношения только по закону – не христианский путь. И, собственно, дерзость, попытка брать на себя Божью функцию.
Еще один немаловажный момент, о котором хочу поговорить, с которым сталкиваются и христианские, и любые другие семьи – разница между мужчинами и женщинами. Мы невероятно отличаемся в своем устроении.  Не все это понимают и принимают. О разнице психологической, реакции на те или иные вещи, восприятии каких-то явлений я касаюсь и в своих рассказах. Господь соединяет двух очень разных людей.
Как говорил один психолог, гораздо легче было бы жить мужчине с мужчиной, а женщине – с женщиной. Мужчины бы распивали вечером бутылочку и рассказывали бы друг другу о поблемах и событиях дня без лишних эмоций и слез,  женщины – плакали бы друг другу в жилетку, обсуждали подруг.
Но так устроена человеческая природа, что именно в познании чего-то (или кого-то)  отличающегося от нас, мы открываем что-то новое в себе, вырабатываем другие качества. Мы становимся терпимее, способными к пониманию, принятию другого, его точки зрения. Мы становимся альтруистичнее, больше заботимся о других, легче отзываемся на их просьбы. Но так происходит, если мы ощущаем радость узнавания. В христианском браке эти новые качества нужны, чтоб и после смерти оставаться вместе, быть в Царствии Небесном, со Христом. Потому что, если ты эгоистичен, себялюбив, холоден к ближнему, ты не сможешь там находиться, автоматически отправишься туда, где будет удобней с такими качествами души. Именно радостное, творческое принятие чужой инаковости, ежедневное узнавание друг друга в браке помогает выработать те черты, которыми мы восхищаемся у святых.
Если этого нет в семье, то, опять же, ее нельзя назвать христианской, даже, если двое обвенчаны и непрерывно ходят в церковь. Допустим, есть такой тип мужчин, я их называю «патологические холостяки», которые считают, что Бог создал мужчину – и это было хорошо, а женщина появилась по недоразумению, принимать ее всерьез – глупость. Все женское он считает блажью, не понимает и не принимает, когда женщина пытается поговорить , он может бросить: «это у тебя ПМС» или «о! снова истерика». При этом он сохраняет семью и обеспечивает, и может быть неплохим отцом, но внутренне к жене очень холоден. В таком браке новые положительные качества не выработаются, потому что надо не только слушать – но и слышать, не только смотреть – но увидеть. Как в «Аватаре»: «Я вижу тебя».
Или есть тип женщин – я их называю «амазонки» - которые не принимают мужчин как класс, они их не любят в принципе, то, что отличает их от нас, они воспринимают как грубость, низость, бесчувственность. Но замуж непременно выходят, потому что в нашем обществе это престижно, иначе на девушке поставят клеймо «старой девы»,  надо родить ребенка – природа и общество этого требуют, а матерью-одиночкой быть стыдно. В таком браке мужчина просто используется и никакого творческого, радостного познания другого не происходит. Часто, получив ребенка, «амазонка» разводится – так или иначе, обвиняя во всем мужчину и совершенно не имея способности хоть какой-то степени критично оценить свои мысли и поступки. Но горе тем мужчинам, с которыми она сохраняет семью. Особенно, в браках с иностранцами. Наивный муж, благодаря языковому барьеру, не знает той правды, которую говорит о нем жена своим подругам или сестрам.
К слову сказать, любопытным, может даже в какой-то степени удачным, был бы брак между «амазонкой» и «патологическим холостяком», но первые выбирают в мужья людей порядочных и спокойных, к несчастью еще и любящих их, а вторые – кого-то способного покоряться, молчать и терпеть.
Конечно, все проявления разницы между мужчиной и женщиной очень трудно принимать. Я 25 лет в браке, но каждый день не устаю поражаться разным ее проявлениям. Например, знаю мужчин, которые выучили, что женщины любят цветы и дарят их им, но не могут понять, как можно  одинаково радоваться внезапному букетику подснежников и какому-нибудь дорогому подарку. Мужчинам однозначно кажется, что весомее и важнее – подарок.
Для меня недавним ошеломительным  открытием стало, что многие мужчины не любят  хлястик с кнопкой, который закрывает портмоне. Он их раздражает. Они считают его ненужной, лишней деталью. А я не понимаю: как это? Без хлястика – это открытое, «незащищенное» портмоне. И даже продаются мужские портмоне без хлястика, которые просто складываются, как книжечка. Мой сын был такому очень рад, а муж захотел всенепременно себе такое же.
Так что, разницу постигать трудно, но интересно и любопытно.  И полезно.
Что еще характерно для христианского брака – смелость заявить себе, Богу и людям о своем выборе, способность взять на себя ответственность: вот эта женщина – моя навсегда, я беру за нее ответственность и буду заботиться впредь; этот мужчина – мой единственный, хочу от него детей. Люди не боятся своего выбора, поэтому регистрируют отношения по закону и получают благословение в Таинстве Венчания. Они рады, что нашли друг друга.
Гражданский брак – во всяком случае, что я наблюдала – это всегда проба: а вдруг ничего не выйдет? а вдруг появится кто-то еще, более достойный? При этом, конечно, вслух все признаются друг другу в любви, «нам и так хорошо», «я и так понимаю, что это – мой ребенок, моя женщина», «штамп не имеет значения». Я, бывает, спрашиваю: «Если не имеет значения, почему бы его не поставить?» Молчат. Потому что имеет значение. Часты случаи, когда, прожив много лет с одной женщиной в гражданском браке, мужчина влюбляется в другую и очень скоро оформляет с ней законные отношения. Нашел ту, встречу с которой ждал, пока был в необязательных отношениях.
Вообще, считается, что инициатором гражданского брака всегда является мужчина. Но я встречала случаи, когда женщины были сторонницами таких отношений. Их звали замуж – они не хотели. Почему? Он не тот, с кем бы я хотела прожить свою жизнь. Так зачем он тебе? Потому что одной – плохо. И дальше – бедные эти мужчины! Их счастье, что они никогда этого о себе не услышат. Один такой случай закончился трагически. «Не тот» не терял надежды, ухаживал, обеспечивал, как он считал, семью, появившегося уже на свет ребенка. Потом погиб – на дворе были лихие 90-е. Тогда его женщина оценила и очень жалела, что потеряла такого хорошего человека.
Можно еще много говорить по этой теме. Пожалуй , это основные моменты, которые я хотела упомянуть.


Рецензии