Право первого хода

Можно, конечно, поднять документ и посмотреть, и когда это точно было и как называлась та фирма, которую руководство нашего института наняло, чтобы обучить нас, своих сотрудников, менеджменту, маркетингу… Да и не особо это, наверно, важно, так как рассказать хотелось бы только об одном эпизоде из нашего, «с отрывом» от работы, да и от дома, этим важным навыкам обучения. Дело было зимой, во «внеканикулярный» период, и поселили нас за городом, в здании обособленно от посёлка расположенного пионерского лагеря. Преподавателей было двое: женщина и мужчина «в полном расцвете сил». Занятия начинались сразу после завтрака и длились, с перерывом на обед, до самого вечера. Непременным атрибутом происходящего была видеокамера. И вот в очередной раз наши «вооружённые» видеокамерой преподаватели поделили нас на две группы, развели по разным помещениям и поочередно ознакомили наши вновь образованные команды с правилами игры, с заданием... Нам была вручена, по сути, обыкновенная настольная игра: ватмановский лист с рисунком, фишки, кубик с точками-углублениями на его шести гранях. На листе было изображено дерево, на многочисленных ветвях которого расположились «плоды» - стилизованные изображения холщовых мешочков с нанесенными на них знаками доллара и цифрами. Чем выше ветви, тем в более впечатляющие суммы на этих мешочках были обозначены... Преподаватели выполняли ещё и роль курьеров, в обязанности которых входило поочередно передавать командам информацию о сделанных ими ходах и по желанию команд передавать адресованные визави записки с приветствиями или обращениями. Право первого хода нам предстояло с помощью наших преподавателей-«секундантов» определить жребием. Начали с короткого обсуждения стоящей перед командой задачи, по результатам которого от нашей команды  «противнику» было отправлено обращение примерно такого содержания: «Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с началом Игры! В ознаменование начала предстоящего нам, в обеспечение и вашего и нашего будущего успеха, сотрудничества уступаем вам право первого хода!». Ответного приветствия мы не получили... Игра началась! Уже предвкушали мы, как и наши фишки, и фишки наших «соперников», будут, как бы подгоняя и подталкивая друг друга, двигаться всё выше и выше… и концу игры расположатся на самых верхних ветках дерева с самыми «увесистыми» плодами-мешочками... Как же поражены мы были, раз за разом получая информацию о ходах с другой стороны... Сначала мы подумали, что это какое-то недоразумение, что вот-вот всё наладится... Но ход за ходом наши, как мы до того надеялись, партнёры перекрывали нам один за другим пути возможного продвижения наверх, оставляя и большую часть своих фишек без продвижения...

Игра закончилась.. Наши преподаватели собрали обе команды вместе, показатели видео... Все бурное обсуждение в противостоявшей нам команде сводилось к тому, как бы понадежнее нас «запереть», отсечь все возможности нашего наверх продвижения... Вот и расположились в итоге все наши обоих цветов фишки на самых нижних веточках нашего дерева... Почему-то успех относительный, который, впрочем, и так был практически подарен «за красивые глаза» вместе с правом первого хода нашим коллегам, в процессе игры оказался для них важнее успеха абсолютного, несоизмеримо более весомого, чем состоявшееся по итогу игры их «достижение». Почему-то для них оказалось важнее оставить нас «не у дел», даже ценой отказа от собственного над вершиной дерева приоритета.

Если бы нам дали возможность снова сыграть, то после «разбора полётов» сумели бы мы, конечно же, сообща, все вместе, обеими командами,  добраться до самой вершины дерева, равномерно разместив все свои фишки в верхней части его кроны... Но ведь и в эту, первую и единственную, игру смогли бы прийти к общему успеху... Если бы... если бы... А ведь не только в игре, в этой искусственно созданной ситуации, а и в жизни, в судьбе, как самых что ни на есть обычных людей, обывателей, так и всевозможной степени крупности руководителей, от решений которых зависит не только их собственный и их семей успех, благополучие, «вторых попыток», как правило, не даётся... и многое из того, что однажды было упущено, остаётся таковым навсегда.


Рецензии