О катастрофе Боинг 737 в Ростове

Про катастрофы надо писать, говорить, кричать так, чтобы они не повторялись, чтобы их вообще не было. Есть критика и есть пиар; критику не смогут не  услышать специалисты, пилоты, те, кто имеет отношение к авиации и те, кому просто приходится летать на самолётах. 

Тем, кто просто летает на самолётах, - хочется сказать, - не летайте на отдых в тёплые страны, это очень опасно. Не подвергайте своих родных и близких такой опасности, не делайте им такие подарки, как зарубежный отдых, отдыхайте и летайте в России.

19 марта 2016 года потерпел крушение Боинг 737, рейсом из Дубаи, компании Flydubai. Самолёт упал при заходе на посадку, взорвался так, что остались только мелкие фрагменты, погибли 62 человека, включая 7 - экипаж.

Летать в жаркие страны не так  давно стало безумием, но люди надеются на лучшее, а самолёты могут быть подвержены террористическим атакам. Аэропорты обслуживаются частными компаниями, сейчас фактически отсутствует безопасное централизованное управление полётами, в условиях действия частных компаний - перевозчиков и частных диспетчерских служб. Пилотам разрешается производить посадку в сложных метеоусловиях, на своё усмотрение. Не предусмотрен анализ поиска для возможных изменений места посадки самолётов в целях безопасности пассажиров, а у всех частных компаний есть цели меньших расходов.

В советское время аэропорты закрывали при определённых условиях, и на усмотрение администрации аэропорта при том, что советская авиатехника была гораздо надёжнее. Сейчас же можно было бы создать региональные службы для контроля приёма и отправления самолётов; - при том, что условия на взлёт и посадку различаются. Критерии безопасности для аэродромных служб могли бы быть и такие, что диспетчер говорил бы при всякой непогоде - "Нет, вы уж лучше делайте посадку хоть где, хоть в Украине, а то вдруг что случится". Но в данном случае, было бы разумнее диспетчеру дать совет пилоту - "В Краснодаре такая же плохая погода, делайте посадку в Минводах". Роль пилота должна ограничиваться, но не принижаться, а ограничения не должны происходить из соображений выгоды.    

Для частных компаний стало выгодно нанимать пилотов с недостаточной квалификацией. Но не всегда всё зависит от пилота. Аэробус, который потерпел крушение над Синаем, управлялся пилотом так, что на земле остался сгоревший остов - это значит, что пилот смог посадить самолёт, который разрушался в воздухе, у которого оторвался хвост, но все, кто остался в салоне, сгорели при таком приземлении.

Надёжность всей системы полётов зависит от многих факторов так, что только одно слабое звено в этой цепи может привести к потере надёжности всей этой системы.

В Ростове падение самолёта попало на видеорегистратор вне аэропорта, на уровне начала взлётной полосы, где  произошло падение. Это видео сразу же  выложили в интернет, и сразу же были созданы статьи об этом крушении. Возможной причиной крушения был перегруз в виде лишней заправки топливом для экономии. Другие причины - неквалифицированный экипаж, куда входили гастрбайтеры из разных стран, возможной причиной было обледенение при двухчасовом кружении самолёта перед неудачной посадкой, неадекватная реакция пилота на изменение высоты полёта при наборе высоты, и переходе от снижения к набору высоты. При резком наборе высоты, при изменении положения рулей высоты,  самолёт "проседает", теряет высоту, на что у пилота появляется реакция изменения положения штурвала "pull up", что переводит самолёт в пикирование и столкновение с землёй под большим углом, - так происходит много авиационных катастроф (**).

Переговоры с пилотами всегда засекречивают, как и все видео материалы. Со стороны диспетчеров не было предупреждений об опасности сильного бокового ветра , а у девушки - диспетчера очень плохой английский. Те переговоры, которые показывают, соответствуют штатной ситуации - однако пилот не решался идти на посадку. Перед катастрофой, пилот предупредил диспетчера о том, что он может пойти  ещё на один круг.

Портал Aviasafety опубликовал переговоры пилота с диспетчерами. Разговор пилота с диспетчерами был спокойным, о каких-либо неполадках экипаж не сообщал. Пилот спрашивал о погоде, в ответ диспетчеры предупредили об «умеренном сдвиге ветра» и «сильной турбулентности».

Пилот: (How is the weather sir, is it better?)«Как погода, сэр, получше?»

Диспетчер: «Sky Dubai 981, граница облачности 630 метров, ветер 230 градусов, порывы 18 метров, слабый ливневой дождь, дымка, сильная турбулентность и умеренный сдвиг ветра». (Sky Dubai nine eight one, er weather at zero zero two zero .. bility five errr kilometers, er ceiling six three zero meters, surf… wind two three zero er degrees one three, maximum one eight meters …cond er light shower rain, er mist, on final er severe turbulence and moderate wind shear.)

Пилот:  (Okay, thank you very much.) «Окей, спасибо большое».

После этого пилот сообщил об уходе на второй круг и попрощался.

Пилот: (Going around, Sky Dubai niner eight one.)«Ухожу на второй круг, Sky Dubai 981».

Диспетчер: «Sky Dubai 981, работайте с Ростовом Круг». (Sky Dubai niner eight one, contact Rostov Radar … decimal two

Последние слова пилота :  (One two one two, bye-bye.) «1212, пока-пока».

Boeing 737–800 авиакомпании FlyDubai, летевший из Дубая, разбился в ночь на субботу, пытаясь зайти на посадку в аэропорту Ростова-на-Дону при сильном ветре. Около двух часов лайнер кружил над аэропортом, а потом рухнул рядом со взлетно-посадочной полосой, когда попытался приземлиться во второй раз. На борту самолета находились 55 пассажиров и семь членов экипажа. Все они погибли.
Сейчас следствием рассматриваются три основных версии крушения: техническая неисправность, сложные погодные условия и ошибка экипажа.

Перед неудачной посадкой, самолёт оказался смещён относительно оси  взлётной полосы, что может быть из-за сильного бокового ветра.  В условиях плохой погоды, гораздо надёжнее отечественные самолёты ТУ, от которых зря отказались. Отечественные самолёты были гораздо надёжнее в плане защиты от обледенения. Сейчас должны пересмотреть и слишком лояльное законодательство в отношении лётчиков - гастрбайтеров. Пилоты должны быть адекватными людьми, у которых не должно быть лишнего азарта в управлении самолётов. Пилотов должны контролировать на адекватность, уравновешенность, не допускать к полётам лиц, склонность к суициду, и не использовать для гражданских полётов военных лётчиков, ассов, для которых искусство пилотирования состоит в безумном риске.

Со стороны фирмы Flydabai, возможно, не было команд на посадку в другом городе, которая чревата дополнительными расходами, и время было позднее. В Краснодаре была почти такая же погода. При посадке в таких условиях, нужно было вырабатывать топливо, а топлива в самолёте было ещё на несколько часов полёта - всего самолёт в целях экономии ( в Дубае керосин намного дешевле), был заправлен на 8 часов полёта, - т.е. даже больше, чем для полёта  и туда, и обратно. При критичной посадке топливо в баках может вызвать пожар.

*
Переговоры пилотов с диспетчером -

**
Суждения о катастрофах
http://www.proza.ru/2010/05/30/297

***
А321
http://www.proza.ru/2015/11/04/502


Рецензии