Суть мизансцены
Действенные сцены должны, как в жизни соответствовать эмоциональному "заряду" и транслировать необходимую эмоцию, как "орудие" которым ведется конфликт к победе".
Прежде всего, эмоция, которую выражает актер мимическими мышцами, должно соответствовать пантомимическому действию тела. (См. тренинг "Актерское мастерство" на сайте http://мастерэмоций.рф).
Правильно выбранное действие мимики (эмоциональное транслирование) поможет верно произнести реплику, чтобы зритель верно"считал" то, что ему нужно для понимания смысла слов персонажа.
Таким образом, диалог и реплики актеров будут "правдиво" вести действие спектакля и производить на партнера искомое "впечатление".
Это поможет зрителю, сопереживать и "ошибаться" вместе с героями.
Более развернутая статья с определением и рисунками "выверки", то есть расстановки актеров и определение их физических действий на сцене можно увидеть или заказать на на сайте http://мастерэмоций.рф
Сделать на сцене двусмысленным то, что было совершенно ясно в тексте, или же, наоборот, прояснить то, что было скрыто, - эти операции по установлению определенности/неопределенности составляют самую суть мизансцены.
1. Мировоззренческая и художественная идея.
2. Сценографический образ спектакля.
3. Природа конфликта и борьбы.
4. Место, время и среда существования персонажей.
5. Атмосфера спектакля.
6. Темп и ритм спектакля.
7. Характер взаимоотношений персонажей.
8. Событийная структура сценической истории.
9. Композиционное решение.
10. Жанр спектакля.
11. Природа взаимоотношений сцена-зал.
Мизансцена всегда предполагает фазу работы с актерами.
Главная задача режиссера – объяснить роль так, чтобы пластический рисунок каждого персонажа на сцене, воспринимался актером как очевидный и единственно необходимый, актер должен ощущать и внутренне быть убежденным, что роль уже сыграна одной пластикой и расположением друг к другу в пространственной плоскости.
Правила, приемы и средства композиции мизансцены.
1. Определение сюжетно-композиционного центра мизансцены.
Стержнем или сюжетно-композиционным центром мизансцены является, как правило, герой, распределяющий инициативу или находящийся в инициативе.
2. Определение места сюжетно-композиционного центра в сценографическом решении.
3. Масштабность в расположении персонажей на планшете и уровнях (плановое удаление).
4. Применение приема изоляции, т.е. создание проксемического пространства вокруг сюжетно-композиционного центра.
5. Равновесие пространственной мизансцены относительно сценической оси, ее симметрия и асимметрия.
Мизансценическая (сценическая) ось – это середина первого плана в высоту человеческой фигуры.
Левостороннее построение мизансцен – рождает предварительность, начало.
Правостороннее – рождает впечатление завершенности действия.
Просцениум – пространство крупного плана.
Первый план – пространство среднего плана.
Второй план – пространство восприятия фигуры в целом.
Третий и четвертый план – пространство общего (смыслового) плана.
6. Объем мизансцены возникает при создании пластического фона.
7. Линейные приемы в мизансценировании.
8. Мизансценические штрихи.
9. Мизансценическое пятно.
10. Линейная, воздушная и цветовая перспектива мизансцены.
11. Теневая и фоновая мизансцены.
12. Мизансценическая пунктуация.
Типы мизансцен:
1. Мизансцена фигуры (ракурсы):
o Фас – мизансцена прямолинейности (глупости, беззащитности);
o Полуфас – наиболее рельефная и выразительная мизансцена фигуры;
o Профиль – наименее выразительная мизансцена;
o Спинный и полуспинный ракурсы – богаты выразительными способностями;
o Индивидуальная пластика (возраст, профессия, статус т.д.)
.
2. Мизансцена динамики (геометрия мизансцены):
• Линейная, прямая – прямолинейность, простота;
• Ломанная – многозначность, прозаичность;
• Округлая – музыкальность, плавность, мудрость, доброта;
• Острые углы – крутость, резкость, неуравновешенность;
• Круг – законченность, строгость и стойкость.
3. Мизансценический рисунок пристроек и приспособлений.
4. Скульптурно-образные (статуарные) мизансцены.
5. Танцевальные, ритуальные, обрядовые, карнавализированные, праздничные, открытые и закрытые.
6. Ассоциативные мизансцены.
7. Стилизированные мизансцены.
8. Мизансцены 4-й стены и мизансцены отказа от 4-й стены.
9. Групповые мизансцены.
10. Народные (массовые) мизансцены.
11. Динамические и статические мизансцены.
12. Узловые, проходные и связующие мизансцены.
13. Мизансцены шлейфа события.
Свидетельство о публикации №216032101654