Суть мизансцены

Совмещение в творческом воображении режиссера двух видов художественного вымысла – текстового и сценического – позволяет увидеть и сравнить моменты неопределенности, двусмысленности и двуплановости в тексте и в мизансценическом решении спектакля.

Действенные сцены должны, как в жизни соответствовать эмоциональному "заряду" и транслировать необходимую эмоцию, как "орудие" которым ведется конфликт к победе".

Прежде всего, эмоция, которую выражает актер мимическими мышцами, должно соответствовать пантомимическому действию тела. (См. тренинг "Актерское мастерство" на сайте http://мастерэмоций.рф).

Правильно выбранное действие мимики (эмоциональное транслирование) поможет верно произнести реплику, чтобы зритель верно"считал" то, что ему нужно для понимания смысла слов персонажа.

Таким образом, диалог и реплики актеров будут "правдиво" вести действие спектакля и производить на партнера искомое "впечатление".
 
Это поможет зрителю,  сопереживать и "ошибаться" вместе с героями.

Более развернутая статья с определением и рисунками "выверки", то есть расстановки актеров и определение их физических действий на сцене можно увидеть или заказать на на сайте http://мастерэмоций.рф

Сделать на сцене двусмысленным то, что было совершенно ясно в тексте, или же, наоборот, прояснить то, что было скрыто, - эти операции по установлению определенности/неопределенности составляют самую суть мизансцены.

1. Мировоззренческая и художественная идея.
2. Сценографический образ спектакля.
3. Природа конфликта и борьбы.
4. Место, время и среда существования персонажей.
5. Атмосфера спектакля.
6. Темп и ритм спектакля.
7. Характер взаимоотношений персонажей.
8. Событийная структура сценической истории.
9. Композиционное решение.
10. Жанр спектакля.
11. Природа взаимоотношений сцена-зал.

Мизансцена всегда предполагает фазу работы с актерами.

Главная задача режиссера – объяснить роль так, чтобы пластический рисунок каждого персонажа на сцене, воспринимался актером как очевидный и единственно необходимый, актер должен ощущать и внутренне быть убежденным, что роль уже сыграна одной пластикой и расположением друг к другу в пространственной плоскости.
 
Правила, приемы и средства композиции мизансцены.

1. Определение сюжетно-композиционного центра мизансцены.

Стержнем или сюжетно-композиционным центром мизансцены является, как правило, герой, распределяющий инициативу или находящийся в инициативе.

2. Определение места сюжетно-композиционного центра в сценографическом решении.

3. Масштабность в расположении персонажей на планшете и уровнях (плановое удаление).

4. Применение приема изоляции, т.е. создание проксемического пространства вокруг сюжетно-композиционного центра.

5. Равновесие пространственной мизансцены относительно сценической оси, ее симметрия и асимметрия.

Мизансценическая (сценическая) ось – это середина первого плана в высоту человеческой фигуры.

Левостороннее построение мизансцен – рождает предварительность, начало.

Правостороннее – рождает впечатление завершенности действия.

Просцениум – пространство крупного плана.

Первый план – пространство среднего плана.

Второй план – пространство восприятия фигуры в целом.

Третий и четвертый план – пространство общего (смыслового) плана.

6. Объем мизансцены возникает при создании пластического фона.

7. Линейные приемы в мизансценировании.

8. Мизансценические штрихи.

9. Мизансценическое пятно.

10. Линейная, воздушная и цветовая перспектива мизансцены.

11. Теневая и фоновая мизансцены.

12. Мизансценическая пунктуация.

 Типы мизансцен:

1. Мизансцена фигуры (ракурсы):

o Фас – мизансцена прямолинейности (глупости, беззащитности);

o Полуфас – наиболее рельефная и выразительная мизансцена фигуры;

o Профиль – наименее выразительная мизансцена;

o Спинный и полуспинный ракурсы – богаты выразительными способностями;

o Индивидуальная пластика (возраст, профессия, статус т.д.)
.
2. Мизансцена динамики (геометрия мизансцены):

• Линейная, прямая – прямолинейность, простота;

• Ломанная – многозначность, прозаичность;

• Округлая – музыкальность, плавность, мудрость, доброта;

• Острые углы – крутость, резкость, неуравновешенность;

• Круг – законченность, строгость и стойкость.

3. Мизансценический рисунок пристроек и приспособлений.

4. Скульптурно-образные (статуарные) мизансцены.

5. Танцевальные, ритуальные, обрядовые, карнавализированные, праздничные, открытые и закрытые.

6. Ассоциативные мизансцены.

7. Стилизированные мизансцены.

8. Мизансцены 4-й стены и мизансцены отказа от 4-й стены.

9. Групповые мизансцены.

10. Народные (массовые) мизансцены.

11. Динамические и статические мизансцены.

12. Узловые, проходные и связующие мизансцены.

13. Мизансцены шлейфа события.


Рецензии