Я и лошади

                Я  и  лошади               

         Если бы  я услышал этот рассказ от кого-нибудь  другого, я не поверил  бы,   что это не выдумки,   посчитал бы,  что рассказчик явно привирает, но это случилось со мной, а   за  читателем остается право  сомневаться в достоверности произошедшего.  А произошло это в 1958 году   в    одной из деревень  Ленинградской области. Мы, группа студентов, окончивших первый курс института, были отправлены на «трудовой семестр» на уборку картошки перед  вторым  курсом. Группа состояла из пяти парней и пяти девушек. Колхоз выделил нам  свиную тушу, которую надо было засолить, так как предполагалось, что еды должно хватить  на  месяц. Но кто мог это сделать?  Хозяйка избы, в  которой мы были размещены (девушки в сенях, парни на сеновале) рассчитывала,  что мы не справимся с   заготовкой  еды,  а  она приберет к рукам   эту тушу. Но среди нас нашелся  парень,  который  засолил свинину.   Тогда  гадкая, подлая баба, пошла на хитрость и  соврала нам,  что свинья была больная, потому ее нам и отдали. Она предложила нам обменять  свинину  на 40-литровый бидон молока,  а свинью она скормит нутриям, которых она  разводила в пруду. Мы, 18-летние дурачки и дурочки, согласились.               
              Она обманула нас трижды: 
Во -  первых  колхоз никогда бы не пошел на такое преступление, во-вторых  бидон с молоком колхоз нам выделял каждых три дня и мы не нуждались в «милости»  этой бабы,  в третьих - нутрии не едят соленое мясо, а обманщица уплетала  его за обе щеки. Все выяснилось несколько позже, а   пока мне выпал жребий ехать на телеге за  бидоном молока,  в обмен на нашу свинину. Кобылу звали «Малка». Откуда такое еврейское имя у деревенской кобылы предоставляю объяснить читателю. Но из песни слова не  выбросишь. Это была послушная работящая скотина. Она бодрой трусцой  бежала по проселочной дороге, не требовалось ни понукать, ни, тем  более настегивать. Вдруг  дорогу перегородило упавшее небольшое дерево. Лошадь остановилась, а я слез с телеги и стал прикидывать, как выйти из ситуации. Я решил попробовать  объехать  крону дерева, пощупать ногами, твердая ли почва около дороги.  Не прошел я и  десяти шагов, как провалился в трясину! Я отчаянно пытался выбраться, но всё глубже и глубже погружался в болото.  Никогда еще гибель не казалась мне такой близкой! Не зная, как спастись, я стал звать Малку и, представьте себе, лошадь заржала, попятилась, сошла с дороги, и , осторожно ступая мелкими шагами приблизилась  к краю твердой почвы,  остановилась, и   губами стала стаскивать  вожжи  до тех пор, пока вожжи не повисли  под  её головой, затем , опять губами  схватила  образовавшуюся петлю и ,взмахнув головой с силой швырнула  вожжи в мою сторону!   Я схватил вожжи изо всех сил, а Малка, моя спасительница, стала пятиться и вытащила меня на твердый грунт!   
            Оставшись  в живых, я   обнимал и целовал Малку, но как быть: весь в мокрой  зловонной жиже, возвращаться  в деревню нет смысла: переодеться не во что, высушиться негде, да и молоко не привез! Пока  раздумывал,   Малка  пошла вперед  и  стала перетаскивать  телегу  через упавшее дерево,  у  меня хватило ума помочь  ей,  мы переползли через дерево,  а дальше уже  было понятно, что делать: на молочной ферме, где  для нас оставляли бидон с молоком,  был дровяной  бойлер  (об этом нам рассказали) ,  значит можно постирать одежду и высушить ее на горячем стальном  баке!  Вернулся я уже под утро, никто не потревожился, решили, что я заночевал  у какой-нибудь доярки.               
              Это была  моя первая (но какая) встреча с благородным животным и первый «трудовой семестр» на селе. Я тогда ещё не знал,  что мой колхозный стаж в студенческие  времена, а затем и                и молодым инженером, в сумме составит  более двух лет.          
        Надо ли говорить, что попадая на сельхоз работы, я всегда старался попадать на работу с лошадьми, научился   запрягать,   баловал их сахаром  и  хлебом, никогда не бил!               
           Припоминаю несколько курьезных случаев, связанных с лошадьми. Это был мой второй выезд в колхоз. Я уже умел запрягать, отработал  смену и отвел кобылу в конюшню, распряг ее и  должен был поместить туда же и ее жеребенка, а тот никак не хотел  забегать  на  место. Сколько я не старался  загнать его в конюшню, он убегал.   Даже если бы я и настиг  его, я не представлял, что я буду делать дальше: грива у него еще не выросла, за ухо взять - ему будет больно и неизвестно как к  этому отнесется  мамаша! Деревенский мальчишка, вдоволь посмеявшийся надо мной,  всё-таки  помог мне, он сказал:   «Сразу видно, что ты городской и в нашем  деле ничего не понимаешь. Отойди от кобылы подальше, жеребенок  боится тебя, уйдешь, он к матке и прибежит!».  Я так и поступил,  жеребёнок    подбежал к кобыле, а  я, пристыженный, поплелся         домой!               
          Другой случай. Колхозницы  складывали на поле картошку в ящики,  а  я  грузил  эти ящики на телегу и подвозил к  шоссе  к грузовикам.  Пожилая женщина увидев, сколько я нагрузил, запричитала: «Ой,  милок, сколько ты наставил на телегу!  Скинь ящиков пять – шесть, да и подтолкни, помоги лошадке!» Я удивился,  спросил:  «Вон сосед тоже возит ящики, у него и больше, и телегу не толкает». Бабушка отвечает: «У него конь как слон,  а у тебя старушка, мне ровесница»  Я спрашиваю: «Зачем  такую  скотину  держать, только сено на навоз  переводит!»  А в ответ  слышу: «А где денег взять на хорошую лошадь, мы и  эту  старушку  выменяли, её везли на корм лисам в зверосовхоз!»   Могу себе представить, какой «подарок» зверосовхоз  получил взамен!               
           Третий случай. Запряг здоровенного  мерина  и хотел подъехать  к полю.  Я понукаю, а  он  ни с места.  Я ему но, но,  а  он  ноль внимания! Идет мимо, скажем прямо, совсем не худенькая колхозница , забирается на «козлы» рядом со мной и говорит:  «Да он  «ляной»  надо всыпать ему хорошенько!»  И  «всыпала».  Я сказал, что не хочу бить  лошадь, а она засмеялась и сказала, что тогда она  «всыпит»  мне.      «Эй,  Фенька»,  окликнула она  девочку лет 12 , « Дай свой свисток этому неженке, он через неделю тебе вернёт!»   Девочка тоже не хотела бить лошадей, и   дед ей сделал свисток, имитирующий свист  кнута!         

       Случай четвертый, который  начинался как третий.  Тоже  «но, да но», а лошадь ни с места. Я пожалел, что не попросил деда той девочки сделать и мне такой свисток! Но причина оказалась не в лености  лошади, а в  том, что животных приучили слышать  в командах матерщину! Без мата они не трогались  с  места и не останавливались!               
       Заканчивая рассказ, припоминаю еще один эпизод из моего общения с лошадьми, я запряг лошадь и ехал на телеге гордый своим умением. Вдруг меня останавливает мужик и показывает мне, что подпруга перетянута, что может вызвать потертость и боль.  Ведь лошадь сказать не может и надо быть внимательнее!  Я попросил его показать, как должно быть и всегда  соблюдал  это.


Рецензии
Здравствуйте,Александр!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсе - http://www.proza.ru/2016/04/01/917
для новых авторов.
Тема свободная. Объём: НЕ БОЛЕЕ 10000 знаков с пробелами(4-5 страниц).

С уважением и пожеланием успехов.

Евгения Козачок   09.04.2016 15:49     Заявить о нарушении