О сказках

Баба Яга

Девушка приходит к ведьме (то ли за иглой и ниткой, то ли — спасать похищенного братца)… Сюжет не новый. На самом деле она, конечно же, идет к ней за наукой: Яга — «праматерь», мифический родоначальник, прядёт нить судьбы (и сажает девушку вместо себя прясть — обычно просто чтобы обмануть, усыпить её подозрения перед поеданием! Но девушка все-таки чему-то учится у злой лесной старухи. В том числе — и как не быть съеденной: житейская хитрость, приобретенная после страшных приключений — это тоже наука!)
Во многих сказках (например, в этой — или еще в сказке «Василиса Прекрасная») есть такой персонаж — служанка Бабы-Яги. Помогающая уйти живьем от ее зубов и когтей. Замечу кстати, что в «Гусях-лебедях» этого нет — при всем сходстве сюжета. Т.е., тут особая категория сказок — о женской дружбе, что ли; о взаимовыручке…
Само собой понятно, что ненасытная когтистая ведьма — это еще одна ипостась злой мачехи (которая на публике может бедную девушку разве что бить, обижать и унижать — на картинке к сказке «Морозко» она ее вообще по снегу босиком посылает за дровами. Дескать, «раз надо — то надо, терпи, няшечка». Но это на публике. А в лесу, где никто не увидит, втихомолку разделаться с нелюбимой падчерицей («Ну чего ты, Наташенька, такая добросердечная? Была б как все — я б тебя и не разорвала!»)… в общем, милое дело…
Но верная служанка заступилась — помогла избежать смерти. (А теперь подумайте, как жилось служанке у Бабы Яги. И что с ней вообще будет, когда Яга вернётся из погони, злющая, голодная, желающая хоть на ком-то сорвать свой гнев). Вспомним, как в молдавской сказке («Кырмыза») верный конь помог храброй девушке одолеть врага-змея, но потом и умер сам: пример такого нежного благородства, оборачивающегося добровольной жертвенностью. Наглядный урок доброты и милосердия…. Вот только Наташка вернется к отцу, скорее всего, изрядно повзрослевшая, наученная горьким опытом. Кажущийся «хеппи-энд» на самом деле будет изрядно омрачен — подпорчен слезами ГГероини!
Одним словом, тут есть о чем призадуматься. Не такая уж простая это сказка, как нам внушали в детстве…

Курочка Ряба

«Позвольте, но они же сами били,
Пытаясь золотишко раздолбать.
Разбив яйцо, об этом позабыли
И почему-то начали рыдать» (С)

С удовольствием вспоминаю свою старую «книжку-малышку» (или, как еще говорят — «раскладушку»): на первой странице, дальше которой я, по-моему, и не разворачивал, была изображена донельзя ми-ми-мишная картинка из деревенского быта — дед и баба, умилительно держащие на коленях курочку. И теплый свет от гнезда с золотым яичком, окрашивающий всю картинку в «уютно-домашние» тона.
Хотя… если так разобраться, в оригинале сказка не очень-то уютная. И не очень-то домашняя. Там ведь не кончилось на том, что мышка побила яйцо, а курочка обещала снести новое. Были еще кой-какие события (например, поп, услышавший про разбитое яйцо, с горя изорвал книгу. Поповы дочери повесились, дьячок разбил колокола… короче, сплошной Содом пополам с Гоморрой!!)
В некоторых вариантах вообще дошло до моря, оно сказало: «Ну тогда я разольюсь» — и все потонули. Включая бабку с дедом и многострадальную Рябу. Как видите, первоначально это была и не сказка даже, а о-очень примитивный вариант мифа о конце света.
С другой стороны… а нам-то что до этого? ;)) Кто читал сборник Афанасьева (где есть поп, дьячок и т.п.) — те могут вывести из сказки про Рябу СВОЮ собственную мораль. Например, «не устраивай много шуму из ничего». И так оно даже правильнее, чем вчитывать сюда мотивы из недетских «страшилок» ;-)
Ну, а кто читал пересказ Ушинского (кончается на той самой сцене, где «Я снесу вам другое яичко, не золотое — простое!»), те просто подивятся: вроде и нехитрая история, однако ж — какой большой заряд доброты и народной мудрости!.. (В самом деле: ну зачем деду с бабкой то драгоценное яйцо? Одни хлопоты от него…)
NB Посмотрел, сколько всего выдает http://fantlab.ru/ по запросу «Курочка Ряба»… с ума сойти: тут тебе и пересказ Ушинского, и Толстого, и фольклорное произведение… Бедные админы, которые все это вносят, не покладая рук :-D А простым лаборантам-оценщикам, представьте, каково? ;-)

Гуси-лебеди

Няшность и кавайность этой нехитрой сказки — запредельны. (Помню, очень удивлялся, когда читал в интернете, что некоторые мамы сами ее боялись в детстве, и своим детям не читают: разве же это — страшная сказка? Тут и Баба-Яга, в общем-то, безобидная: даже если и хотела съесть детей, то не успела. И не могла успеть — она глупая, смешная неумеха, только корчит из себя «злыдню».
А сестрица (Машенька)? Казалось бы — типичная невоспитанная девчонка, которая за свое непослушание неминуемо будет наказана. Так нет же — все кончается хорошо; а поняла ли Машенька свою ошибку, стала ли в дальнейшем себя хорошо вести — этот вопрос вообще «вынесен за скобки». Наверное, отец и мать ее с легким сердцем простили. Как печка, речка и яблонька — они ведь тоже не держали на нее зла).
В этом, собственно, и есть мораль сказки: что не надо всюду искать мораль Иногда не стоит морочиться такими вещами, а позволить себе быть немножко «ми-ми-ми» по отношению к другим
PS А если вам нужна действительно СТРАШНАЯ сказка, от которой мурашки пробирают даже в шесть лет — то это «Баба-Яга». Она же (в украинской версии) «Про дедову дочку и бабу-ведьму». С похожим сюжетом, но совершенно другая по атмосфере.
«— Добрый день!
— Здравствуй, красавица, — ответила хозяйка и так посмотрела, что у девочки по спине мороз пошел.
Сестра мачехи была страшная-страшная: нос длинный, горбатый, зубы большие, желтые, а глаза огнем светятся. (…) Сиротка и услышала, что ведьма шепчет: «Иди, котик, выцарапай ей глаза, чтобы не видела, что мы делать будем». Девочка так испугалась, что и пошевелиться не могла.
И видит она: лезет в окно страшный черный кот». (Сказка — сказкой, а на ночь такое читать все-таки… не рекомендую).
PPS Можно еще много рассуждать насчет «Гусей-лебедей» — как и все другие сказки, эта выросла из мифа. Можно вспомнить, что «молочные реки, кисельные берега» — это Вырий, т.е., загробное царство (и девочка, попавшая туда, не просто так должна достать из печи хлеб: хлеб = солнце, т.к. он теплый, круглый, желтый… Кроме того, есть еще ритуал «перепекания» ребенка — часть посвящения во взрослую жизнь. Ну, и много других мифологических мотивов).
Вот только… зачем? Сказка — это сказка. И смысл ее не в древних ритуалах, а именно в ДОБРОТЕ. Которая понятна любому — и в 3 года, и в 7. И в 37 даже…


Рецензии