Командировочный

Дверь общежития открылась, и вместе с клубами пара вошел мужчина. Он остановился у порога и стал платочком  протирать запотевшие стекла очков. Несколько минут мы с интересом смотрели друг на друга.
 Я работала заведующей и по совместительству комендантом. По долгу службы я должна была поселить приезжего. Он всё ещё стоял на пороге. Наконец надев очки, прошел в вахтёрскую комнату и предъявил документы. Я поселила его, выдала постельные принадлежности, и он стал располагаться на новом месте. Вернувшись на рабочее место, занялась своими делами.
- Как вас зовут? – спросил новенький, внезапно появившись за моей спиной.  Вздрогнув от неожиданности, я назвала своё имя.
- А меня зовут Анатолий – сказал он и, подав руку, добавил:
 – Приятно было познакомиться!
 - Мне тоже! – ответила я.
  Новенький явно хотел поболтать, но мне нужно было заниматься своей работой. И поняв это, он пошел к двери.
- Если меня будут спрашивать я на электростанции.
- Хорошо!
 Директор завода вызвал его из Владивостока как хорошего специалиста по дизелям. Наш посёлок был небольшим, и найти электростанцию было несложно. До вечера он так и не появился и, сдав смену вахтёру, я пошла домой. Дома как всегда переделав массу работы, которая никогда не кончается, наконец–то присела. Перелистывая газету, вспомнила о новеньком. Высокого роста с вьющейся тёмной  шевелюрой правильными чертами крупного лица он произвел на меня довольно приятное впечатление. С этими мыслями я и отправилась спать мужа как всегда не было дома. Он был пьющим человеком и на раннее появление я и не рассчитывала. Поздно ночью сквозь сон слышала как муж, задевая мебель, пьяным голосом что-то бормотал, пытаясь разговаривать со мной. Стучал кастрюлями на кухне, наливая борщ, и вскоре затих. Не вставая с кровати, по опыту знала, он покушал и спал сидя за столом.
- Ну и пусть проспится! – подумала я и, повернувшись на другой бок, спокойно заснула.
Утро как всегда наступило неожиданно. Разбудив мужа, и проводив его на работу, занялась обычными  утренними процедурами. Затем, слегка позавтракав, пошла на работу. За ночь выпал небольшой снежок и под  яркими лучами солнца искрился всеми цветами радуги. Его приятное поскрипывание сопровождало меня до дверей общежития. Настроение было приподнятым, к тому же я вспомнила, что сегодня старый «Новый год».
- Как он пройдет, таким и весь год будет! – подумалось мне. По мере приближения к общежитию заметила высокую фигуру новенького, он будто кого-то ожидал.
- Здравствуйте, Степановна! – сказал он.
- Доброе утро! – ответила я и прошла мимо.
- Странный какой-то! - отметила я для себя. Но раздумывать времени не было предстоял целый рабочий день. Жители уже  давно ушли на работу, ушел и новенький, но не прошло и двух часов, он снова появился в общежитии. Под разными предлогами он то и дело обращался ко мне. И поневоле  приходилось разговаривать с ним. Я не выдержала и спросила:
- А почему вы не на работе?
- Я дал бригаде задание вечером проверю! – ответил он.
- Целый день будет болтаться без дела! – подумала я и занялась своими делами. Когда закончила составлять табель, он снова был в вахтёрской комнате. Недолго думая, решила загрузить его работой.
- Вы разбираетесь в электрике? – спросила я и добавила:
 - Что-то камин не работает!
 Очень скоро камин был починен и он ушел на работу, закончился и мой рабочий день. По дороге домой зашла в магазин купила продукты. Вечер прошел как обычно в делах, муж как всегда задерживался.
- Значит снова придет пьяный! – подумала я.
 Утром ещё издали заметила нового жильца, он стоял на крыльце общежития.
- Не меня ли он ждет? – мелькнула мысль,  которую я постаралась отогнать как полную нелепость. Поздоровавшись, прошла на рабочее место, а он ушел на электростанцию. За хлопотами время шло незаметно. И когда жилец появился на пороге, я ничуть не удивилась.
- Степановна, давайте мне задание. Что нужно сделать? – я не заставила долго ждать и загрузила его работой. Для меня это была находка. За работой он рассказывал о себе, и мне стало известно, что он женат и что у него есть дочь и сын.
Этот сценарий повторился и на следующий день. Теперь я была уверена, что именно меня он поджидал утрами, а потом уходил на работу. Давая задание своей бригаде, часа через два он уже что-то ремонтировал у меня в общежитии. Я не отказывалась от помощи, так как работа находилась почти каждый день. Постепенно между нами установились дружеские отношения. Но меня смущало то, что утрами он ждал меня, и радостная улыбка расцветала на его лице. Конечно, в мужском общежитии я постоянно ощущала интерес к себе. Но никогда не давала никакого  повода, ограничиваясь  служебными отношениями.
 И однажды Анатолий как всегда сидя за работой, спросил меня:
- Степановна, а ты хорошо живешь с мужем?
- Плохо! – машинально ответила я, занимаясь материальным отчётом.
- А почему? – последовал очередной вопрос.
- Пьет! – кратко ответила я.
- А зачем же ты тогда с ним живешь?
- Странный вопрос! – ответила я. - У меня дети.
Я рассказала ему, что у меня две дочери, что старшая живет отдельно своей семьей. А младшая ещё училась в институте, и нужно было содержать её. Когда он выслушал меня, то долго молчал, видимо обдумывая ситуацию, и снова задал вопрос:
- А когда выучишь дочь, ты разойдешься с ним?
- Не знаю! -  неуверенно проговорила я.
- А ты пошла бы замуж за человека трижды оперированного?
От неожиданности я перестала заниматься отчётом и посмотрела на него. Он улыбался, глядя на меня, и я не знала  каким образом  реагировать на его вопрос. Была ли это шутка с его стороны или предложение руки и сердца. Оказалось, это было предложение. Полностью осознав это, я задумалась и взглянула на него с  интересом. Он объяснился, сказал, что любит меня, что это чувство выше его сил и что он не сможет жить без меня. С некоторой долей недоверия я пристально вглядывалась, пытаясь понять, насколько он искренен. И у меня сложилось впечатление, что он говорит правду. Выслушав его, я задала вопрос:
- А как же жена и дети?
- С женой разведусь, мы давно с ней чужие люди, а дети взрослые и каждый живет своей жизнью! - ответил он.
 Мое рабочее время закончилось, и ничего не  сказав ему в ответ, я пошла домой. Дома  как обычно, переделав все дела, присела перед телевизором. Глаза смотрели на экран, но я ничего не видела и не воспринимала мысленно возвращаясь к нашему разговору. Мне было пятьдесят лет из которых тридцать лет были  прожиты с мужем. Конечно, муж был алкоголиком  и моей жизни с ним никто бы не позавидовал. Но вспоминалось и хорошее пережитое с ним в молодости к тому же нас связывали общие дети, и изменить свою жизнь я была не готова. Ничего не решив для себя направилась к кровати, разделась и легла спать. Ночью как всегда слышались пьяные речи мужа и стучала посуда потом наступила тишина.
 Мне не спалось, я потихоньку встала и пошла по квартире, муж прямо в одежде  спал на диване. За окном ярко светила луна и в её свете до самого горизонта просматривалось море. Тяжёлые от мороза волны лениво катили к берегу, и прибой разбивал их на мелкие брызги. Размеренный шум прибоя навеял на меня дремоту и вскоре я уже спала крепким сном.
Утром Анатолий как всегда встретил меня, и мое сердце забилось сильнее. И в этот момент я поняла, что влюбилась. Всё для меня предстало в другом свете, жить стало радостнее и веселее. Я пребывала в состоянии эйфории, настолько мне с ним было хорошо. Анатолий приносил то конфеты, то орехи, то какие-то вкусности. Мы пили чай и никак не могли наговориться. Строили планы на будущее и хотели начать новую жизнь. Он был старше меня на восемь лет, но это не смущало меня. Гораздо более меня волновало, как дети отнесутся к такой новости. Я посоветовалась со старшей дочерью, она знала о нашей жизни с отцом и одобрила мое решение.
Время пролетело незаметно, закончилась зима и наступила весна. Море перестало штормить и его водная гладь, под яркими лучами солнца искрилась голубыми бликами. Образовавшиеся зимой припайки изо льда  с наступлением тепла таяли. И поселковые дети как воробьи скакали по ним, вызывая опасения родителей.
Наступило лето, ремонтные работы были закончены настал день отъезда. Мы договорились с Анатолием, что он сдаст дела уволится и приедет за мной. Я не сомневалась, что так оно и будет. В аэропорту при расставании Анатолий плакал, а я держалась из последних сил. В последний раз с любовью мы посмотрели друг на друга, и он пошел на посадку.
Вокруг меня образовалась пустота, и я дала волю слезам. Но надо было жить дальше с надеждой на встречу. Первое время от Анатолия приходили письма и телеграммы. Он  сообщил, что рассказал своей дочери о предстоящей перемене в его жизни. При этом известии дочь сказала:
- Папка, ты что, с ума сошел?
На последних переговорах он сказал, что его посылают в командировку на Сахалин. Восстанавливать электростанцию после землетрясения. И больше от него не было никаких известий.
Всякий раз, когда над посёлком пролетал рейсовый самолёт, у меня возникала надежда на его неожиданный приезд. Я выходила на улицу и просматривала проезжающие машины, но Анатолий так и не приехал.
 Спустя год, в один из вечеров, я бросила в печку все его письма и телеграммы. В огне бумага принимала причудливые формы, какое-то время ещё читались слова, но вскоре остался только пепел.


Рецензии