Продавец Времени Глава 26

Часть 9. Керосиновая лампа
День восемьдесят третий. «Охота за тенью»

Спалось Александру очень хорошо, снились какие-то непонятные беззаботные сны, отчего просыпаться совсем не хотелось. Когда он открыл глаза, за окном уже было светло, и в полной тишине комнаты необычно громко тикали наручные часы. Не поднимая головы с подушки, он с удивлением осмотрел комнату и вспомнил, где находится.
Вспомнил, что лежит в одинокой избе посреди глухого леса, и решил не вставать с кровати. Он еще долго лежал, наслаждаясь пониманием того, что никуда не нужно спешить, переживать и думать, и можно просто беззаботно лежать и смотреть на отблески огней, пробивавшиеся через отверстия в дверце печи.
Спустя некоторое время он встал, небрежно посмотрел на часы, оделся, налил в стакан еще теплый чай и подошел к окну.
Вид из окна открывался на покрытое снегом озеро. Серое небо сливалось с заснеженным лесом, скрывало солнце, оставляя видимым только бледно-желтое пятно. Кругом было тихо и безлюдно, словно вся природа заснула на время зимы. Только одинокая фигура Алексея, пробивавшего во льду прорубь недалеко от берега, вносила какое-то ненужное движение в безмолвный пейзаж.
Александр допил чай, оделся и вышел на улицу. Тусклый солнечный свет, отраженный от снега, заставил его ненадолго зажмуриться. Он умылся несколькими горстями снега и направился к берегу озера.
– Доброе утро, – весело обратился он, подходя к активно орудующему топором Алексею.
– Доброе, – Алексей поднял голову.
– А для рыбалки не слишком большая прорубь? – Александр обратил внимание на огромную дыру во льду.
– Для рыбалки здесь мелковато. Это я после бани искупаться хочу. Нырнешь? После баньки?
– Банька – это хорошо. Просто отлично!  Но даже в снег не нырну.
– И правильно, человеческий организм может пережить многие стрессы, и его реальные пределы и возможности сложно определить, но надрывать его и доводить до крайности не стоит. Во всем необходимы тренировки.
– А ты, я заметил, хорошо тренирован.
– В здоровом теле здоровый дух, – весело ответил Алексей. – Моя профессия, да и увлечения всегда граничат с риском. Я всю жизнь хожу по канату над пропастью, а для этого нужен не только быстрый ум и сильные мускулы, но и отточенные рефлексы. Можно прочитать множество книг по рукопашному бою, но без постоянных тренировок, позволяющих достичь высокой скорости реакция на уровне рефлексов, результат будет низкий, недостаточный, чтобы выжить в опасной ситуации.
– Понимаю.
– Ты вроде тоже спортсмен? – с вызовом спросил Алексей.
– Да какой там, – ухмыльнулся Александр, понимая, что в сравнении с Алексеем, он просто дохляк. – Так, для общего тонуса. Я когда-то занимался боксом, но потом понял, что мозги нужнее. Сейчас спарринг только с грушей. Снимаю психологическое напряжение, своеобразная профилактика стресса.
– Верный подход, я тоже не люблю спорт чемпионов.
Александр кивнул в ответ, и огляделся вокруг.
– Когда рыбачить будем? – без интереса спросил он, глядя на замерзшее озеро.
– Я вообще не люблю зимнюю рыбалку, – признался Алексей. – Только время терять да жопу морозить!
– Вот как? А зачем мы тогда сюда приехали?
– Подышать свежим воздухом и отдохнуть перед опасной операцией,– беспечно ответил Алексей. – Разве здесь не самое подходящее место для этого?
– Хорошее место, – согласился Александр. – Но я думаю, такой отдых мне быстро наскучит.
– Это точно, сидеть на берегу озера и целыми днями пить чай мало интересного, – Алексей направился к дому. – Поэтому предлагаю пойти на охоту!
– Охоту?! На кого? На медведей?
– Медведи спят, – напомнил Алексей. – К тому же на них нельзя охотиться, их и так мало осталось. Можно на лосей или зайцев.
– Ты знаешь, Алексей… – после некоторых раздумий неуверенно заметил Александр, когда они уже подошли к дому. – Я хочу признаться. Я вроде как не одобряю охоту на животных…
– Это еще почему? – Алексей остановился и с вызовом взглянул на Александра.
– Не вижу в охоте никакого практического смысла. И вообще, ты же сам сказал, что животных и так мало осталось. Нужно беречь природу.
– Это да, беречь нужно, – согласился Алексей и направился в дом. – А если охотиться ради пищи?
– Ради пищи вполне нормально, – согласился Александр, направляясь следом. – Но у нас полно пищи, и в достаточном количестве?
– А ты, я смотрю, гуманист, – с иронией заметил Алексей и, внимательно посмотрев на Александра, одобрительно добавил: – Но это правильно! Сначала ты убиваешь бабочку, потом кролика, потом человека. Лучше не начинать. Признаюсь честно, я тоже не люблю убивать диких животных. Вижу в этом только проявление хищных инстинктов человека и его слабости. Желание доказать свое превосходство над природой. Это я говорю про охоту как вид развлечения.
– Тогда на какую охоту мы собираемся? – недоуменно спросил Алексей.
– На самую настоящую! Найдем зверя, выследим, подождем нужного момента, – Алексей достал из сумки профессиональный фотоаппарат с большим объективом, с улыбкой добавил: – И щелкнем его! Добудем редкий трофей, не причиняя никому вреда.
– Такая охота мне по душе! – весело воскликнул Александр и взял в руки фотоаппарат.
Они немного перекусили, выпили по кружке горячего травяного чая и начали собираться.
– Вот, возьми, – Алексей начал собирать вещи в поход.
– Что это? Маскировочные халаты? – удивился Александр.
– Они самые. Ты же не собирался подкрасться к дикому животному в ярком костюме? Да еще надушившись парфюмом?
– То есть охотиться будем на полном серьезе? – Александр взял халат.
– У меня всегда все серьезно, – строго ответил Алексей.
– Зачем ты берешь винтовку с собой, если мы едем фотографировать? – спросил Александр, увидев в руках у Алексея оружие.
– Это же лес! Дикая природа. Либо ты охотишься, либо на тебя! – Алексей продолжал укладывать вещи. – Ты же не хочешь, чтобы твоей последней фотографией была пасть медведя-шатуна?!
– Разумно, – согласился Александр, пристегивая ножны к ремню.
Они быстро собрались и, сев на один из снегоходов, направились через озеро на противоположный берег. Ехали недолго, пока позволяла местность.
Остановившись на пригорке, Алексей слез со снегохода и достал бинокль. Вокруг было тихо и почти безветренно. Солнечные лучи, пробиваясь сквозь серую пелену облаков, освещали бескрайний лес, который, спрятавшись под снегом, был молчалив и безмятежен. При взгляде на этот пейзаж у Александра возникло странное, непонятное ощущение простора и свободы, словно весь мир вокруг исчез, и остались только двое одиноких охотников среди бескрайнего, безмолвного леса.
– Все, дальше пешком. Доставай снегоступы, – очень тихо скомандовал Алексей. – И тихо, лес тишину любит.
Александр молча кивнул. Алексей, улыбнувшись, кивнул в ответ.
Они шли долго. Алексей с рюкзаком за плечами и винтовкой в руках шел первым. Александр, вооруженный фотоаппаратом, шел следом. Алексей всегда двигался плавно, уверенно, не делая лишних движений, словно дикий тигр на охоте. Казалось, каждый его шаг выверен и запланирован. А вот Александр быстро выдохся, пытаясь удержать заданный Алексеем темп, и даже несколько раз завалился в снег.
– Ты так всю дичь распугаешь, – тихо заметил Алексей, в очередной раз помогая ему встать.
– Я же городской пижон, – ответил Александр, тяжело дыша.
– Хорошо держишься для пижона, – подбодрил его Алексей. – Жди здесь. Я проверю тут недалеко одну звериную тропу и вернусь.
– Хорошо, я буду на месте, – усевшись на снег, ответил Александр. – Я все равно не понимаю, как ты тут ориентируешься. Деревья, деревья и снег, даже солнца не видно.
– По верхушкам деревьев и памяти, – Алексей скинул рюкзак. – Охраняй!
Алексей быстро и почти бесшумно скрылся среди деревьев. Александр некоторое время сидел на снегу, разглядывая деревья вокруг. Потом сделал несколько фотографий и не спеша двинулся по следу Алексея, пытаясь найти его среди деревьев. Он еще не успел далеко отойти, когда кто-то положил ему руку на плечо. От неожиданности Александр вздрогнул и обернулся.
– Камеру не потеряй, – хитро прищуриваясь, тихо сказал Алексей.
– Ты как так, бесшумно... – начал Александр.
– На охоте всегда так, – строго ответил Алексей, но потом добавил: – С подветренной стороны зашел, а ты шапку на уши натянул.
– Ты больше меня так не пугай, – строго предупредил Александр.
– Боишься меня? – взглянув прямо в глаза Александру, спросил Алексей.
– Опасаюсь, – уклонившись от пронзительно взгляда, ответил Александр.
– И правильно делаешь, бояться нельзя, а доверять глупо!
– И какой вариант остается?
– Верить, – уверенно ответил Алексей, – но спину не подставлять. Пойдем. Рюкзак где?
– А… там, – виновато попытался оправдаться Александр.
– Вот! Доверять глупо! – строго напомнил Алексей. – Ладно, потом заберем. Пошли, сегодня нам везет. Только тихо!
– А ты сам чего-нибудь боишься? – тихо спросил Александр, следуя за Алексеем.
– Боюсь! – ответил Алексей, как хищник, оглядывая по сторонам. – Страх важен, страх нужен, страх нельзя преодолевать, его нужно только уметь контролировать.
Александр ничего не ответил, но задумался. Они очень тихо прошли среди деревьев, и вышли на небольшую заснеженную поляну.
– Ложись, – почти шепотом скомандовал Алексей. – Вон, смотри туда. Среди деревьев. Видишь?
– Не вижу, – ища по указанному направлению, шепотом ответил Александр. – Вижу! Лось?
– Лось, – прошептал Алексей. – Бери на мушку зверя!

***
Спустя несколько часов они вернулись к снегоходу, с  несколькими трофеями. Самым крупным их них была серия фотографий лося, еще несколько фотографий двух глухарей и пара фотографий убегающего зайца.
– Совсем неплохо для первого раза, – довольный трофеями, заявил Алексей. – Бывает, весь день пролежишь в сугробе, а в результате только одно фото синицы. А тут только в лес зашли – и сразу лось!
– Мне понравилась такая охота, – Александр еле волочил ноги. – Но трудновато целый день ходить по сугробам.
– А ты как думал? Фотографировать дикую природу трудно и не менее опасно и увлекательно, чем следить за людьми, – Алексей улыбнулся и снял с плеча винтовку. – Иногда ради одной фотографии журавля приходится часами сидеть по уши в холодной воде и ждать.
– Понимаю, хорошая фотография всегда в цене, – согласился Александр. – И без грязной политики и душе спокойнее. Стоит только, наверное, поменьше.
– В этом мире цены удивительно разные, – беспечно ответил Алексей. – Бывает, редкая фотография белого медведя стоит дороже человеческой жизни, а бывает, человеческая жизнь дешевле жизни комара.
– Жестокий мир. Жестокие люди. Ты правда считаешь увлекательным слежку за людьми?
– Да. Охота мне нравится, иногда это бывает очень интересно. Выслеживать людей то же самое, что выслеживать зверя, только зверь обитает в тихом лесу, а человек в большом шумном городе, но принцип тот же.
– И что это за принцип? – осторожно, но с интересом спросил Александр.
– Слушай, – усмехнулся Алексей, уселся на снегоход и начал рассказывать: – Во-первых, важно знать, за кем ты охотишься. Как он выглядит, его повадки, желания, потребности. Хорошо еще знать, кто его враги и кто его жертвы. Во-вторых, необходимо знать среду его обитания, правила и особенности это среды. Когда все эти знания сложены вместе, поиск значительно упрощается. Среда обитания уменьшает зону поиска, от огромного леса она сужается до узкой тропы, ведущей от берлоги до водопоя. У всех имеется потребность в пище и воде, и потому если немного подождать, то зверь обязательно появится на этой тропе.
– Но эту тропу требуется еще найти, – заметил Александр.
– Верно. Тропу можно найти по следу. Все, и животные и люди, оставляют следы, а по следам можно найти их дом! Практически все животные и люди предпочитают жить в одном месте. Они не имеют привычки менять дом каждый день. Но в доме жертву сложно достать, поэтому нужно ждать! – Алексей говорил не спеша, внимательно разглядывая собеседника. – Во время слежки ждать приходится очень долго. Для меня это самое трудное, сидеть на одном месте и чего-то ждать, размышляя о том, произойдет то, чего ты ждешь, или нет.
– Но тот, кто умеет ждать, всегда получает приз? – предположил Александр.
– Самое обидное, что не всегда, – возразил Алексей. – Сегодня нам повезло, и так бывает редко. Но уметь ждать недостаточно, нужно уметь и прятаться. Если объект увидит тебя раньше, учует, услышит или даже как-то интуитивно почувствует – ты проиграл! Твоя охота сорвалась.
– Это понятно, но если прятаться? Как можно кого-то выследить?
– Охотник и дичь прячутся по-разному. Дичь так, чтобы ее никто не нашел. Охотник так, чтобы быть незаметным, но видеть все вокруг. Для этого важна удобная позиция, когда ты видишь все, а тебя не видит никто. Если охотник все правильно сделал, остается короткий, но ответственный момент! Щелчок, выстрел – и можно забирать приз!
– А если все же промах?
– Тогда либо все сначала, либо погоня! Погоня сложное занятие, практически невыполнимое в одиночку! Тут важен один аспект: если жертва оставляет след, по которому ее можно найти, то имеет смысл пуститься в погоню. Если нет или след плохой, то погоня будет бессмысленной, – Алексей демонстративно посмотрел на узкую тропинку из их следов, ведущую в лес. – Следы не вечны, гнать жертву необходимо быстро и постоянно. Жертва тоже устает, ее всегда можно нагнать. Если держать постоянный темп, жертва запаникует, начнет метаться, бегать кругами или попытается спрятаться. Если же ты ослабишь хватку, то жертва ускользнет и затеряется. Но и тут не все потеряно, люди, как и звери, всегда возвращаться домой, и потому стоит только подождать, и появится новый шанс.
– Получается, чтобы сбежать от преследования, необходимо действовать вопреки этим условиям?
– Верно, и действовать быстро. Ты все схватываешь налету, – одобрительно улыбнулся Алексей. – Но самое главное, во время охоты самому не потеряться в лесу!
– Это я уже понял, – виновато согласился Александр. – Но есть еще кочующие звери. И птицы, парящие в воздухе.
– Есть такие, а еще есть киты, плавающие глубоко в океане, – с доброй ухмылкой ответил Алексей. – Ты, надеюсь, не думал, что станешь великим охотником за один день?
– Не думал. Но за этот день я многому научился и жутко устал.
– Тогда по коням, а то скоро стемнеет!


Рецензии