Падающие облака. 2-2. Ренегат

Глава 2. РЕНЕГАТ



- Что мы делаем? – наверно, я ослышался.
- Мы едем в Кералу. Ну, Стас, – Лера надула губы, – ты не знаешь, где это?
- Фуф! – выдохнул я. – Не знаю. И можешь считать, что я невежда.
- Просто это не самое популярное место.
- Где-то на Алтае?
- Нет, – она засмеялась, глаза заблестели, щеки порозовели.
- Сдаюсь.
- Ну, Ста-а-с!
- Пойду, посмотрю в инете.
- Нет, так не честно! Ладно! Открой буклет – там все написано.
Удивленный до невозможности, я вытащил из конверта красочную книжицу и офигел. Керала – это, оказывается, штат в Индии! Чем больше я читал, тем сильнее глаза лезли на лоб. Первое, что пришло в голову – не благодарность, а раздражение! Лера даже не спросила, хочу ли я куда-то ехать, не поинтересовалась моими планами, просто пришла и сунула в нос бумажки – типа, все решено. Я посмотрел на даты и напрягся еще больше. На время поездки приходился день рождения моей мамы. У нас в семье так повелось – где бы мы не находились, в эту дату каждый из нас обязан быть дома. С другой стороны, Лера все-таки старалась, хотела сделать сюрприз. Я улыбнулся, но, кажется, криво, потому что она нахмурилась:
- Что-то не так?
- Да нет, я очень рад.
- Стас, давай не ври, я же вижу – ты чем-то недоволен.
- Лер, мне приятно, что ты заботишься обо мне, но я не смогу поехать.
Лучше бы я этого не говорил. Она отвернулась, покусывая губу, пальцы забарабанили по колену.
- А в чем дело?
- У мамы день рождения.
- А-а, не знала. Думаю, ничего страшного, если ты поздравишь ее позже. Я в этом уверена!
«Не сомневаюсь!» – чуть не сорвалось с языка. Лера принялась рассказывать, как чудесно мы отдохнем. Ее глаза горели, ноздри возбужденно раздувались, а я поймал себя на мысли, что с трудом сдерживаю тихий ропот недовольства. Получается – без меня меня женили? На Байкал или Рицу я бы смотался с удовольствием, но моих желаний никто не спрашивал.
Слово за слово, и мы крепко поругались. До криков и  взаимных упреков. Как бывало уже не раз. Но пока еще нам удавалось мириться в постели. В душе скреблись кошки, и делали они это так громко, что впервые мне долго не удавалось заснуть. Обычно после секса с Лерой я дожидался, пока она засопит, и мгновенно проваливался в нирвану. Сегодня же осторожно высвободил руку из-под ее плеч и отвернулся к окну. Нет, не уснуть!
Я поднялся, вышел на кухню, включил чайник. Пока он закипал, постоял у окна, разглядывая световое кружево ночного города. Снова захотелось уйти. Насовсем. В конце концов, мы ничего друг другу не должны. Если Лера всегда была такой, как сейчас, понятно, почему ее муж не стал долго терпеть. Интересно, тогда она была такой же педантичной чистюлей? А что вообще я о ней знаю? Мозг усиленно рылся в закутках памяти, но ничего там не находил. Может, Лера не рассказывала? Или рассказывала, но я не запомнил? Черт! Обычно я не жаловался на провалы в памяти. Надо просто у нее спросить. Может, тогда я буду лучше ее понимать?

Утро субботы было пасмурным. Я выглянул в окно. С запада ползла сизая туча, ветер гонял бумажки на асфальте и поднимал столбики пыли. Первая крупная капля ударилась в стекло. Дождь. Нет худа без добра. Зато можно посидеть дома, поваляться на диване с книжкой, посмотреть телик или поспать. Надеюсь, у Леры не возникнет желания поехать к кому-нибудь в гости. Я сварил кофе, сделал маленькие тосты, которые она любила, принес на подносе в спальню.
- М? – Лера приоткрыла глаза и потянулась. – Ко-о-фе? С чего это?
- На улице дождь, захотелось тебя немножко порадовать… и согреть.
Она улыбнулась. Утро началось приятно. После завтрака мы позволили себе еще некоторое время поваляться в кровати в объятиях друг друга.
- Лер…
- М? – она почти засыпала.
- Я ничего о тебе не знаю. Расскажи о себе.
- Зачем?
- Интересно.
- Да нет в моей жизни ничего особенного.
- Ты была замужем?
- Хочешь об этом знать?
- Да, очень хочу.
- Все просто до банальности. Познакомились в институте, поженились, через три года развелись.
- Почему?
- Теперь это уже неважно.
- И больше ты не выходила замуж?
- Выходила. Во второй и последний раз.
- Не поверю! Ты такая красивая, и у тебя не было мужиков?
- Мужики были, только замуж никто не звал. Все видели во мне любовницу, и никто не видел жену. – Она резко села, прикрывшись одеялом, посмотрела в упор. – Ты, правда, хочешь об этом знать?
- Да, Лера. Я хочу лучше тебя понимать.
- Не думаю, что это интересно, но раз ты хочешь…


1998 год, Санкт-Петербург


Сегодня ее взяли на работу в лизинговую компанию! Ну да, компания небольшая, но Лера так мечтала об этом, что когда директор сам позвонил и сказал: «Ждем вас в понедельник к 9.30», у нее закружилась голова от счастья. Она бежала домой, и ей хотелось обнять весь мир! Надо заскочить в магазин, купить шампанского. Пересчитав деньги в кошельке, поморщилась – маловато, но в косметичке лежит заначка. Сегодня можно! Сегодня в молодой семье праздник! Юра будет рад! В последнее время у них что-то не ладилось в отношениях. Наверно, из-за финансов: ей не удавалось найти работу, он получал чуть больше тысячи рублей, его родители помочь не могли, а, скорее, не хотели. Лера сразу поняла, что не очень нравится предкам Юры, но они ничего не говорили, в лицо улыбались, за глаза морщились – не такую девушку хотели видеть рядом с сыном. Деньги, полученные на свадьбу, молодожены потратили на свадебное путешествие – оба мечтали побывать в Индии. Вернее, не так – Лера мечтала побывать в Индии, а Юре было все равно, где отдыхать, лишь бы рядом с любимой девушкой. Узнав про поездку, родители Юры долго что-то ему выговаривали, но он не послушал. Чудесный месяц пролетел, как одно мгновение. Молодожены вернулись загорелые, веселые и влюбленные. Начались будни. Жили они в квартирке Леры, оставшейся после бабушки. Крохотная однокомнатная «хрущевка» казалась замком для двоих. Каждую субботу они устраивали генеральную уборку, надраивали мастикой паркет до зеркального блеска, чистили, мыли свое гнездышко. Новых вещей купить было не на что – денег хватало только на еду и коммунальные платежи.
- Ничего! Скоро все изменится, вот увидишь! – твердила Лера и ходила с одного собеседования на другое. – А пока и с этими занавесками проживем. Одеяло старенькое? Зато теплое!
Первая трещинка в отношениях появилась в начале лета. Тогда Юра пришел домой поздно и сильно навеселе.
- Ужинать будешь? – с тревогой глядя на мужа, спросила Лера.
- Не хочу.
Он, не снимая ботинок, прошел в комнату и завалился, как был в одежде, на кровать. Лера поплакала, раздела его и долго сидела рядом, не понимая, что происходит. Утром Юра ничего не мог вспомнить, извинился и, выпив чаю, ушел на работу. Теперь он стал частенько где-то задерживаться, приходил домой к полуночи, ссылаясь на дела. Как-то она не выдержала, позвонила свекрови:
- Тамара Львовна, здравствуйте, это Лера.
- Здравствуй, деточка, – голос у той будто лед в бокал насыпают.
- Вы найдете для меня несколько минут? Мне нужно с вами поговорить.
- Ну, конечно. Давай встретимся завтра в полдень в нашем парке.
- Спасибо! Я обязательно подойду к этому времени.
- Постарайся не опаздывать. Ты же знаешь – я этого не люблю!
- Конечно, Тамара Львовна! Спасибо!
Вечером Юра снова пришел домой пьяный, посмотрел осоловевшими глазами на Леру, оттолкнул ее и пошел в комнату.
- Ты бы хоть переобулся! – крикнула она вслед.
- Молчала бы, неудачница! Сидишь тут на моей шее…
Зажав рот, Лера чуть не разрыдалась от обиды. Он что, разлюбил ее? Разве можно так говорить? А если б это не он, а она содержала семью? Нет, она бы никогда не стала так говорить с любимым человеком! Обида и боль трепыхались в душе, обламывая крылья об острые ребра грудной клетки. Она проплакала до утра, не услышала, когда ушел муж и, конечно, проспала.
Тамара Львовна ждала на скамейке в парке. Увидев Леру, демонстративно посмотрела на часы:
- Деточка, я же просила не опаздывать!
- Простите, пожалуйста, всю ночь не спала.
- Хватит бесполезных оправданий! Давай к делу. О чем ты хотела со мной поговорить?
Лера села рядом и без утайки рассказала, что происходит в их семье. Свекровь, подняв брови, с усмешкой посмотрела на невестку:
- А от меня-то ты чего хочешь?
- Может, вы поговорите с Юрой? Это же невыносимо!
- Деточка, это твой муж и твоя семья, так что разбирайся, пожалуйста, сама. А сейчас извини, у меня кружок поэтов.
- Что у вас? – отшатнулась Лера. – Речь идет о вашем сыне!
- Речь идет, прежде всего, о твоем муже! – резко поднялась Тамара Львовна. Теперь она смотрела на Леру сверху вниз, ее пальцы постукивали по ремешку дорогой кожаной сумочки. – Значит, не можешь создать мужику нормальные условия, и пьет он от тоски. Сама виновата!
Не попрощавшись, свекровь ушла. Лера сидела на скамейке, разглядывая растоптанный цветок одуванчика на асфальте. «Вот и меня сейчас также раздавили!» – подумала она и заплакала. Может быть, съездить к маме в Мельниково – посоветоваться? Представив забитую дачниками электричку, решила – нет, со своими проблемами она разберется сама, не маленькая!
То ли свекровь поговорила с сыном, то ли он сам одумался, но на какое-то время в их семье воцарился покой. Юра приходил вовремя, с аппетитом ужинал, потом они в обнимку садились на диван и смотрели телевизор. И вот ей позвонили с предложением работы! Теперь, точно, у них все будет хорошо! Ведь когда люди любят друг друга, они всегда смогут найти решение любых проблем. Не бывает иначе!
Забежав в магазин, Лера купила копченой колбаски на развес, пару свиных эскалопов, маленький торт и бутылку шампанского. Сегодня у них будет настоящий романтический ужин! Напевая, она занялась готовкой и так увлеклась, что не услышала, как пришел Юра.
- Лер, привет! Что за праздник?
- Ой! Ты так тихо вошел! – она поцеловала мужа, заглянула в глаза. – У меня важная новость!
- Какая! Кризис отменяется?
- Какой кризис?
- Экономический. Ты что, не знаешь, что надвигается кризис? Ладно, не парься! Так что у тебя за новость?
- Сядь! – Лера схватила мужа за руки, потянула к табуретке. – Да садись же! Теперь наливай шампанского.
- Ну, ты даешь! – усмехнулся Юра, поднял бокал. – За что пить будем?
- В общем… – она сделала паузу, хотя замечательная новость рвалась с языка. – В понедельник я выхожу на работу!
Выпалив это, Лера замерла, с восторгом наблюдая за мужем. Сейчас он засмеется, подхватит ее на руки и обязательно скажет, что она молодец.
- Да? – казалось, на Юру новость не произвела впечатления. – Я рад за тебя.
- Юр! Теперь у нас не будет проблем с деньгами! Это лизинговая компания, она довольно молодая, поэтому у меня отличные перспективы карьерного роста.
- И какую зарплату тебе пообещали? – он прищурился, словно целился в нее.
- Тысяча семьсот рублей в месяц плюс премии за каждую сделку.
- Неплохо!
- Вот! – Лера засмеялась, уселась ему на колени, обхватила за шею. – Теперь мы сможем даже в кафешки ходить, в кино. Мы так давно нигде не были! Куртку тебе кожаную купим новую.
- Надо было не ездить в Индию, а отложить эти деньги, – Юра нахмурился, ссадил ее, поднялся. – Я пошел мыть руки. Жрать охота.
- Ага! У меня уже все готово! – засуетилась Лера.
Она была разочарована реакцией мужа. Так бы повел себя человек, которому ты не интересен. Но ведь они – семья, любят друг друга… Или нет?.. За ужином Лера присматривалась к Юре. Вроде, все как обычно. Он повеселел, говорил шуточные тосты, а после ужина потащил ее на диван.
- Ну, иди ко мне, я соскучился!
- Юр…
- Что?
- Это не все новости.
- Да? Ну, говори скорее, и займемся любовью.
-  Юр, я сегодня была у врача и…
- И что? Ну? – он торопливо раздевался, бросая одежду на пол. – Иди ко мне скорее! Мой дружок хочет тебя прямо сейчас! Что ты стоишь? Снимай быстренько платье! Нет, не могу ждать! Давай-ка я тебе помогу.
Ей было щекотно, его теплые губы порхали по ее плечам и шее, и она ничего в этот раз не сказала, отложив разговор на потом. Но «потом» все никак не получалось. Юра снова стал поздно приходить, и от него разило водкой.
- Юра, так нельзя! – увещевала его Лера.
- Я пью на свои! – отбивался он. Сначала словами, затем в ход пошли кулаки.
Она не могла поверить, что милый молодой человек вдруг стал быстро деградировать. Ну, не бывает так! Оказывается, ошибалась. Теперь муж возвращался домой настолько пьяным, что не мог попасть ключом в замок. Он не смотрел на часы и требовательно звонил. Ему было все равно, что уже давно заполночь, и жена спит. Хотя, вряд ли тяжелое забвение можно было назвать сном. Лера срывалась с дивана, босиком бежала в коридор и, не глядя в глазок, открывала дверь.
- Пшла… – шатаясь, Юра переваливался через порог и шел в комнату. Ошметки грязи оставались за ним, как улики совершенного преступления. – Курва подзаборная!
- Началось! – с тоской шептала Лера, вжимаясь в стенку.
Если везло, муж сразу же падал на кровать, не снимая грязной куртки и ботинок. Если нет, начинал распускать руки. Она запиралась в ванной, но это не помогало. Он барабанил в дверь и однажды просто вышиб щеколду. На следующий день Лере пришлось взять больничный – на пол-лица расплылся темно-фиолетовый синяк. Хорошо – врачиха знакомая.
- Лерка, ну ты и дура! – откровенно сказала та. – Да гони ты паршивца в три шеи! Я понимаю, если б тебе жить было негде, а то своя квартира, сама себя содержать можешь без проблем.
- Люблю я его, – тихо ответила Лера, кусая сломанный ноготь.
- Когда-нибудь он тебя грохнет. Понимаешь?
- Нет, он не такой.
- Значит, так. Больничный я тебе, конечно, сделаю. Но ты подумай над моими словами.
- Подумаю.
Лера вернулась домой. Открыв дверь, зажала рот и ринулась в туалет: в квартире стоял стойкий запах блевотины и мочи. Приведя себя в порядок, заглянула в комнату и кинулась обратно. Потом она долго убирала загаженную комнату, драила кухню, стирала, не замечая слез и содранной кожи на костяшках пальцев. Когда Юра очухался, вид его был ужасен: глаза красные и злые, губы в чем-то засохшем, сам вонючий и всклокоченный.
- Что, нас не устраивает рабочий класс? Нам нужны белые воротнички? – лыбился он, надвигаясь на нее и прижимая к стене. – А ну-ка трусы снимай, ща я тебя оприходую, интеллигенция вшивая!
- Юра, ты что?! Опомнись! Юра, не надо!
Ему было все равно. Теперь такие сцены повторялись почти каждый день. Муж швырял ее на диван, как тряпичную куклу, и набрасывался сверху. Если у него ничего не получалось по мужской части, он таскал ее за волосы и бил в живот:
- Все из-за тебя, сука! Ты во всем виновата!
- А-а-а! – кричала она, но никто не приходил на помощь. – Юрочка, не надо! Пожалуйста, не надо! Я же беременная!
- Нагуляла, тварюга?!..
Его уволили с работы, он крал деньги из ее кошелька и пил с утра до вечера. Возвращаясь с работы, Лера подолгу бродила по улицам, пока не замерзала. Но идти ей было некуда, и она поднималась к себе на третий этаж. Стараясь быть незаметной, проскальзывала на кухню, глотала чай и тихонько кралась в комнату, где теперь жил стойкий запах немытого тела и грязных носков.
В шесть с половиной месяцев она родила мертвого мальчика. Ее долго выхаживали, она лежала в психушке. Когда вернулась домой, ей уже было все равно. Вошла в квартиру, огляделась и тупо опустилась на пол. Юра вывез все – мебель, шмотки, занавески, кастрюли, оставив ей голые стены и плиту с единственным ковшиком. Ни продуктов, ни посуды – ничего.
- Господи, за что? – плакала Лера, но ответа не было. – Как жить-то?
В который раз обвела глазами пустую квартиру, вдруг рассмеялась, вытерла слезы. Теперь у нее было единственное, что ей нужно – покой и одиночество. Одна беда – спать не на чем, и Лера позвонила соседке.
- Боже мой, девочка! – всплеснула руками Зинаида Сергеевна – женщина в летах, много повидавшая, а потому мудрая. – А ну-ка заходи. Садись, рассказывай.
Домой Лера вернулась с матрасом и кое-каким бельем. Соседка снабдила ее и продуктами. На следующий день директор компании, выслушав печальную историю, помог деньгами. Жизнь потихоньку стала налаживаться. Лера почти оправилась, боли прошли, только в душе зияла трещина размером с каньон реки Колорадо. Она избегала мужчин, прятала глаза, ходила ссутулившись, лишь бы на нее не обращали внимание. Однажды увидев себя в зеркальной витрине дорогого магазина, остановилась, долго разглядывала отражение.
- Женщина, не задерживайтесь, пожалуйста, проходите, – подошел к ней охранник.
Женщина? Какая же она женщина? Ей недавно исполнилось только двадцать три! Вернувшись домой, бросилась на матрас. Она заработает кучу денег, купит себе квартиру в престижном районе, дорогую иномарку, мужиков будет менять как перчатки и сделает все, чтобы ни одна сволочь больше не разбила ей сердце!


Шли годы. Лера с маниакальным упорством мчалась к намеченной цели. Неважно, какой ценой ей это давалось. Жизнь текла по накатанной колее, сердце постепенно черствело. Мужчины в ее постели менялись один за другим. Но не потому, что она не могла любить или не хотела замуж. Наверно, в ее ауре появилось что-то, чего боятся мужчины. Они приглашали Леру в театр, ресторан, постель и… уходили. Ни один не вернулся. Они даже ей не звонили, словно ее никогда в их жизни не было.
- Лер, ты прости, но с тобой как-то неуютно… холодно, аж сердце стынет, – сказал как-то Он.
И тоже ушел. А ведь именно его она любила. Впервые за многие годы. Лера не плакала. Она сидела на диване, перекатывая в ладонях искуственный лимон. Что-то жгло нутро, натягивая душу на кулак обиды и разочарования. Может, она прОклятая?
Когда стало совсем хреново от одиночества и отчаяния, Лера заметила хулиганистый взгляд одного из сотрудников компании. И он ее зацепил. Она долго боролась с собой. Не потому, что Стас – подчиненный. И не потому, что еще одно расставание в цепочке подобных расставаний можно пережить. Ее смущало другое. В его взгляде не было страсти, обожания или другого подобного чувства. Это был взгляд любопытства, попытка заглянуть в ее душу. И она сломалась, поддалась и первой шагнула навстречу.   




Теперь я понимал мотивацию многих Лериных поступков, даже источник болезненного аккуратизма мне стал известен, но это уже не могло что-либо изменить в наших отношениях. Если без вранья, то я был уверен, что любил ее. Но, может, это не та любовь, которая удерживает людей возле друг друга на протяжении многих лет? Я не знал, как поступить дальше и понимал только одно: уйти сейчас невозможно! До тех пор, пока она сама не выгонит меня, я не смогу уйти. В какой-то степени я за нее отвечаю.
- Ты все еще живешь у Морозихи? – спрашивали меня друзья.
- Ее зовут Лера. Если вы уважаете меня, уважайте ее тоже.
- Не кипятись! Мы ж заботимся о тебе. Сам подумай: тебе двадцать пять, ей – на десять лет больше. Что вас ждет? Ничего! У ваших отношений нет перспектив. Или, может, она со временем родит тебе ребенка? – Сашка Калмыков оперся грудью о стол и тот, не выдержав веса, отъехал в сторону. В руках друга кофейная чашка казалась наперстком.
Не родит. Я знал, что у Леры, скорее всего, не будет детей после того случая, но сейчас это для меня неважно.
- А ты знаешь, что иногда у женщин, которые не имеют детей по причине бесплодия, едет крыша?
- Не слышал о таком.
- Так вот, я тебе говорю. Лично сам видел таких в психушке. Все это переносят по-разному. Кто-то привыкает и живет в свое удовольствие, кому-то природа давит на мозги, и женщина не выдерживает. Так то!
- Не будем больше касаться этой темы.
- Как хочешь. Но я тебя предупредил. Может, проще найти нормальную девчонку, жениться, создать настоящую, полноценную семью…
- Хватит! – обрывал я подобные разговоры, но вскоре они начинались снова и снова.
- Стас, ты – ренегат!
- Похрену. И, кстати, я никакой не ренегат. Просто мне дорог человек, с которым я живу.
- И что, теперь ты всю жизнь будешь опекать свою Морозиху?
- Если нужно, то всю жизнь. Не ваше дело.
- Наше!
- Кстати! А что ты делал в психушке?
- Санитаром подрабатывал.
- Ну, да, с такой комплекцией только в психушных санитарах и работать.
Друзья за меня искренне переживали, но я не мог им рассказать всего, не имел права. В конце концов, мне не так много лет, чтобы не суметь что-либо поменять в своей жизни, если возникнет необходимость. Пока что Лера для меня как больной ребенок, предать которого было бы самой большой подлостью. И потом, может, я ошибаюсь, и мы по-прежнему любим друг друга? Просто надо встряхнуться, сменить обстановку. Разумеется, ни о какой поездке в Индию и речи быть не могло. А, может, просто взять отпуск и махнуть на пару недель к бабушке? Давненько я у нее не был. 

В тот вечер Лера была молчалива, как никогда. Я с любопытством посматривал на нее, но она делала вид, что не замечает моих взглядов.
- Лер, что-то случилось?
- С чего ты взял? – она равнодушно пожала плечами.
- Я же вижу, тебя что-то мучает.
- Со мной все в порядке. Просто устала. Это нормально, я же пашу, как лошадь ломовая.
- Да, верно. Я давно тебе предлагаю сбавить обороты. 
- А смысл?
- Ты не сможешь вскочить во все проезжающие поезда. Может, выбрать один и ехать только в нем?
- С каким это пор ты стал философом?
- С тех пор, как встретил тебя. Не смейся, это правда. Я по-другому стал смотреть на многие вещи, научился быть сдержанней. И все это благодаря тебе. Ты заставила меня увидеть новое в том, что я считал изученным вдоль и поперек.
- Например?
- Да тут много всего. Ну, например, отношения с близкими людьми. Иногда кажется, что ты знаешь о них все, а мотивацию некоторых поступков не понимаешь.
Лера усмехнулась, похлопала меня по руке:
- Не бери в голову! Надо жить легче, сам говоришь.
- Лер!
- Все, я пошла греть ужин.
Последнее время она стала избегать разговоров о наших отношениях. Только раскрою рот, у нее находится тысяча поводов сбежать на кухню, в ванную или в магазин. Создавалось ощущение, что ее что-то здорово тревожит, но делиться этим со мной ей не хочется. Ну, не хочется, так не хочется, насильно из чужой души я ничего вытягивать клещами не собираюсь.
Я посмотрел вслед Лере, усмехнулся, взял пульт, но включить телевизор не успел – в дверь позвонили.
- Стас, посмотри, кто там! – крикнула Лера из кухни.
На площадке стоял высокий и весьма импозантный мужик лет тридцати пяти – сорока с букетом цветов. Какое-то время мы удивленно разглядывали друг друга.
- Вам кого? – спросил я, опираясь о косяк, и преграждая ему дорогу.
- Леру Морозову. Или она переехала? – он чуть грассировал .
- Нет, не переехала. А вы, простите, кто?
- Я? Муж.



(продолжение http://www.proza.ru/2016/03/22/1405 )


Рецензии