Берестяная дудочка рассказ

Берестяная дудочка
 Сергею Ивановичу Рыбину исполнилось шестьдесят и он сразу вышел на пенсию. Вскоре ему предложили поехать отдохнуть в санаторий.  Раньше он тоже отдыхал в разных домах отдыха и ездил на курорты. Один раз привелось  на лошадях прокатиться по Кавказским тропам. Было и такое туристическое приключение. А вообще, складывалось по жизни так: - с женой ездил он в пансионат; с детьми на море, а сам или на рыбалку, или топтал туристическую тропу. Теперь Ленка с Витькой взрослые и уже своих детей возят к морю; жена Валичка ( царство ей небесное)пять лет, как на кладбище, а он  сдает свою квартирку и уже два года живет вместе с приятной женщиной Валерией Павловной. И вот этот санаторий. Честно говоря, хотел отказаться. Он же за много лет привык к палаткам да к песням под гитару у костра, а тут  какой-то желудочно-кишечный тракт! Но Павловна настояла.
- Какие, помилуй бог, палатки? Какой, Сережа, костер? Ты когда в последний раз смотрелся в зеркало? У тебя  же отвратительный холестирин, двадцать килограм лишнего веса и давление под сто пятьдесят!
-Откуда ты все это знаешь?? – скосил глаза в висящее в прихожей зеркало, Сергей Иванович.
- Знаю. – рубанула Павловна, - а все  Потому что твой желудок и кишки зашлакованы!
Сказано это было категорично и мужчине ничего  не осталось, как идти и выкупать две путевки. И вот чемоданы упокованы, такси заказано и он, в длиннокозырной купленной специально для санатория модной бейсболке, сидит в прихожей, а неутомимая Валерия Павловна  все хлопочет.
- Ах, Господи, еще это забыла..!  И это надо..! И вот это тоже взять..! – носится Павловна по квартире и все что-то продолжает совать в переполненный чемодан. Сергей Иванович молчит и только вздыхает. Ему кажется, что он, как этот раздутый чемодан, набит всяким бесполезным дерьмом. Но вот встали, двинулась дорога, машина выскочила на трассу, за окнами   замелькали дачи, и появились сосновые перелески.  Они свернули с трассы и еще трижды  где-то повернули. Вот и санаторий с иллюминированной вывеской : «Березовая роща! Вошли, оформились, разместились.  Проходная; скучающий в будке охранник; два, в окружении чахлых сосенок, корпуса; волейбольная площадка и через аллею другая площадка для танцев. И все это  спрятано за высоким забором. Диагноз Валерии Павловны подтвердил лечущий врач.
- Уважаемый Сергей Иванович, - оторвал лицо от листа назначений и устало сквозь толстые стекла массивных очков сочувственно поглядел доктор, - назначаю вам три раза в день пить нашу замечательную миниральную водичку, гулять  и обязательно сделать десять очистительных клизм.
После второй процедуры мужчина взбунтовался
- Не хочу больше ваших клизм!- прошипел  он сквозь стиснутые зубы.
- Дурак!  – был короткий ответ Валерии Павловны.
- А может и вправду, я ничего не понимаю? – угрюмо плелся после столовой в комнату Сергей Иванович, - вон, с какой радостью  все дружно шествуют на клизмы! Зато расцветшая и посвежевшая Валерия Павловна в белых красовках и новеньком найковском костюмчике, будто одуревшая бабочка, неутомимо пархала по всем процедурным кабинетам. Сергей Иванович приходил в номер, включал телевизор и укладывался на кровать поверх мягкого покрывала. Но  лежать на кровати ему скоро надоело. Он поднимался и, осмотрев из окна  окружающее пространство, быстро  выходил  на улицу. Мужчина поспешной походкой пересекал  двор и ему казалось, что за ним наблюдает весь санаторий. Вот подозрительно глянул  из своей будки охранник; из кухни в открытое окно выглянула рябая повариха;или вон те - две на скомейке старушки..! Почему бабушки разговаривали, а когда он мимо проходил, то сразу замолкли? Лишь за волейбольной площадкой наступало облегчение. Здесь заканчивалась центральная аллея и начинался небольшой овражек. За овражком в тени суровых елочек у забора пряталась в густой траве полуразрушенная беседка. На территории санатория вдоль аккуратных дорожек полно было удобных лавочек, поэтому сюда никто из отдыхающих никогда не заглядывал. А вот Сергей Иванович смело продирался сквозь овражный бурьян и лез через жгучую крапиву, чтобы забраться в эту беседку. Здесь он  осматривался и, сбросив со вспотевшей лысины тесную бейсболку, ложился на скрипучую  лавку. С удовольствием вытянув свои большие ноги и заломив за голову руки, Сергей Иванович включал карманный приемничек и начинал думать. Ни о чем особенном он не думал. Просто лежал и, слушая радио, слушал жужжащих насекомых, слушал свое дыхание  и слушал поющих птиц. Веселые мухи, трутни и шмели толкались и суетились вокруг него и танцевали над еще какими-то цветами.
- А ведь эти мушки шмелюшки, - жмурился он от тихой радости, - они наверное принимают меня за пухлую клумбу?   В размягченных мыслях Сергей Иванович медленно погружался в дрему. Когда он просыпался, то насекомые по-прежнему суетливо жужжали и птицы тоже продолжали петь.
- Как хорошо, что все на своем месте! – открывал глаза и продолжал радоваться мужчина, - Вот и я тут, вроде клумбы! Лежу и подслушиваю жужжащую жизнь! А что, интересно тут может измениться через час? Должно быть ничего. А через день или год..? Через год эта беседка наверное благополучно  рухнет. А что будет через тысячу лет? Через тысячу лет я из Мягкой клумбы превращусь в твердый камень или стану высохшим бревном? И в бревно, , набьются мухи и в моем  рту с удовольствием совьют гнездо птицы! А я буду так же лежать и от всего этого мне тоже будет хорошо!
В один из таких блаженных дней до слуха донеслись еще какие-то звуки.
- Что..? – прислушался Сергей Иванович, - кажется играет дудочка? Но откуда здесь дудочка?
На следующий день звуки  повторились.
- «Что-ж, - решил тогда Сергей Иванович, - дудочка-  это тоже хорошо!  Если играет дудочка, значит эта музыка  кому-нибудь нужна»!
Кому могут быть нужны здесь звуки дудочки? Этого мужчина додумать не успел. Над невысокой стенкой беседки показалась курчавая голова. Голова несколько минут с любопытством разглядывала лежащего дядьку, а тот с любопытством смотрел на голову.
- Ты кто? – спросил Сергей Иванович
- А ты кто?  - спросила голова.
- Я Сергей Иванович.
- Что ты тут делаешь? – поинтересовалась голова.
- Я? Я тут лежу! Разве не видешь?
- Вижу.
- Это ты на дудочке   играл ?
- Ага, я! – кивнула и исчезла голова. Через секунду голова  и все остальное в виде кудрявого мальчика появилось  на ступеньках беседки. Мальчик был в шортах и в руках держал кривую, будто маленький рог, берестяную дудочку.
- Там, - указал мальчик на забор, - есть дырка.
-Да..? –пошевелил бровями Сергей Иванович.
- Если не веришь могу показать.
- Нет, я верю. спустил  ноги и сел на лавке мужчина, -  а зачем она там?
- Как зачем? – даже немного обиделся мальчик, - это же лаз!
- Лаз? Куда?
- Туда! – указал на забор мальчик.

- А! Понимаю! – кивнул на забор Сергей Иванович, - а что там..?
- Там хорошо.
- Понимаю…- повторил Сергей Иванович, - а дудочка тебе зачем?
- Я так разговариваю. Ну так как? Полезли за забор?
- А что, полезли! – поднялся с лавки и сунул ноги в шлепки Сергей Иванович, - я готов! Веди меня, юный следопыт!
- Вообще-то я не следопыт, а Шрэк! – уверенно шагал вдоль забора и размахивал палочкой мальчик, -вот здесь! – раздвинул густую траву и нырнул в открывшуюся дырку он.
Сергей Иванович осмотрелся, поправил бейсболку и опустился на коленки. В этой смешной позе он подполз к лазу. С той стороны лаза на него снова, как в беседке, глядела курчавая голова.
- Как тебя зовут? – спросил он.
- Митя. Может тебе, дяденька, помочь? – протянул он мужчине руку.
- Слушай, Митя,  а ведь за этой стеной, кажется, очень красиво! – втиснулся в лаз и чуть-чуть просунул в дырку голову Сергей Иванович.
- еще как красиво!
- Значит вот откуда поют птички! – крутил, насколько мог, головой и рассматривал березовый лес Сергей Иванович.
-А если дальше пройти то будет озеро!
- Озеро! – удивился Сергей Иванович, - вот как!
- Да, озеро! Оно хоть и в камышах, но голубое и очень большое!
 - Это хорошо, что голубое ! Вздохнул Сергей Иванович, - а ты наверное хозяин озера и этого леса?
- Вообще-то я еще маленький и помогаю маме. Но пока она работает.., я прихожу сюда и превращаюсь в Шрэка!
- Вот значит как!- поерзал в дыре Сергей Иванович.
- Давай же, дяденька, скорей сюда пролазь! – схватил за шиворот и стал тянуть его Митя.
- Ой! Не так сильно, пожалуйста, тяни! -  крихтел и никак  не мог протиснуться Сергей Иванович.
- ты, дядя, слишком толстый! – отпустил Сергея Ивановича мальчик.
- Наверное у меня ничего не получится. А где ты дудочку взял?
- Ты хочешь  такую  дудочку?- спросил Митя.
- Очень хочу!
  - Давай тристо рублей.
- Тристо? - Третий раз за последние десять минут удивился Сергей Иванович.
- Дудочка стоит тристо рублей.
- Неужели ты согласишься продать свою дудочку?
- Ты что!? Эту дудочку я никому не продам.
- Тогда как?
- Давай тристо рублей и узнаешь - как.
 
Что, прямо тут давать?
- Конечно, прямо тут.
- Хорошо. – и мужчина, нащупав в штанах кошелек, протянул через дырку пятисотку.
- Не бойся, сдачу принесу! –взял деньги Митя, - теперь, дядя, отползи в сторону!
Сергей Иванович поднялся с коленок и отряхнув штаны, вернулся в беседку.

- Сиди тут и жди! – взмахнув пятисоткой, исчез в овраге Митя.
Сергей Иванович снова лег на лавку и включил приемник. Из последних новостей он узнал, что президент России Владимир Путин сделал очередное важное заявление и на это заявление немедленно ответил американский президент Барак Обама. Но какое именно сделал заявление Владимир Путин и что ответил Барак Обама – все это Сергей Иванович пропустил мимо ушей,потому что в воздухе веселились жужжащие пчелки, а за забором птицы исполняли свои радостные песни!
- У меня будет такая же дудочка! – вдруг произнес вслух  и улыбнулся мужчина, - интересно, а зачем она мне нужна? Неужели я, как вот этот мальчик, стану в нее дудеть? Если я буду по санаторию ходить с дудкой и еще дуть, тогда.., - нахмурил он лоб  , - тогда Павловна вместе с доктором отправят отсюда меня прямо в дурку!
-ты что, дядя, снова дрыхнешь? – вбежал в беседку и остановился перед Сергеем Ивановичем запыхавшийся Митя.
- Как хорошо, что ты уже пришел? – улыбнулся тот.
- Вот, дядя, новенькая берестяная дудочка и сдача двести рублей.
- Спасибо. Но скажи, где же ты ее взял?
-Говорю же, мамка в санатории торгует! Дедушка Саша ходит за берестой в лес и плетет  всякие поделки. А мамка  их отдыхайкам продает.
- Ах, вот оно что! И ты значит ей помогаешь?
- Почему ей? Я и дедушке тоже помогаю бересту драть.
- Эту дудочку сделали вы с дедушкой? – взял в руки и принялся разглядывать искревленный рожок Сергей Иванович, - аккуратная.., отличная  работа!
- А ну, давай дунь!
Сергей Иванович поднес дудочку к губам и осторожно дунул. Сначала он услышал свой выдыхаемый воздух, но тут же потек тихий глубокий и ровный звук.
-Отлично! Молодец! – приблизился Митя, - а если ты пальцем зажмешь эту дырочку… Попробуй зажать и дунуть.
Сергей Иванович надавил пальцем на дырочку и снова дунул.
- Сильней, дядя, надо дуть!
- Я понял. – кивнул мужчина и еще раз дунул. Маленькая дудочка издала  громкий  и весело-звенящий  возглас!
 - Ну, теперь ты понял? – смотрел в глаза Сергею Ивановичу улыбающийся Митя, - когда дуешь без пальца это грусть, а с пальцем радость.
- Грусть..! Радость..! – повторил он, - можно я еще раз дуну?
- Тебе понравилось!
- Конечно понравилось!
- Тогда дуй!
- Без пальца грусть. – повторил и дунул Сергей Иванович, - а вот так – радость. – придавил палец и еще раз дунул он.
- Вот так я и разговариваю.- соскочил со ступеней беседки Митя, - ладно, мне пора идти помогать маме.
- С кем разговариваешь? – крикнул ему в след Сергей Иванович.
- Как с кем? – оглянулся мальчик, - со всеми! С мамой разговариваю.., с дедушкой Сашей разговариваю.., и вообще..!
 Оставшись один, мужчина еще долго вертел и рассматривал свою берестяную дудочку. Он, то вздыхал, то чему-то улыбался и время от времени подносил к губам дудку. Когда дудка выдувала грустные звуки, тогда  и Сергею Ивановичу становилось грустно. Но когда он пальцем прижимал отверстие и дул  сильнее, то громче начинали петь птицы и на душе становилось веселее!
Еще через неделю санаторский срок подошел к концу. Надо было собираться домой.
- Можно Я пойду чуть-чуть прогуляюсь. – поглядел на Валерию Павловну и на толстые чемоданы Сергей Иванович.
- Только недолго. Машина приедет через полчаса! Ничего не успеваю! – бросила, мечущаяся по комнате с полотенцем на голове Павловна.
Сергей Иванович спустился со второго этажа, вышел на улицу, обошел оба корпуса, миновал танцевальную и волейбольную площадку и по аллее приблизился к овражку. За овражком из высокой травы, будто  тонущий старый корабль, на него глядела покосившаяся беседка. Мужчина оглянулся и осторожно достал из кармана берестяную дудочку. На долгом выдохе, не закрывая дырочки, он принялся дуть.
 - Ду-у-у-у-у..!Д-у-у-у-у-у-у-у-у! - Звук прощальной грустью наполнил аллею, перетек в овражек и дотянулся до беседки. Замолчали все с пчелками мухи, и притихли за забором птицы.
- « … Ду-у-у-у.., представь, Сережа, что санаторий- это маленькая жизнь! Наступает срок и новый человечек приходит в этот мир. Его радостно встречают, регистрируют и  размещают   в отдельной комнате. Человечек  три раза в день кушает, растёт, дышит свежим воздухом, ходит на прогулки и посещает врача; ему назначают процедуры; днем он играет в волейбол, а вечером в наглаженных штанах идет на танцы. Чередой мелькают дни.  Наконец приходит срок отбытия. Человек собирает вещи, упаковывает чемодан. С ним прощаются и  уже, другим освобождая место, он покидает этот мир. Вот так и прошла, Сережа, похожая на настоящую, твоя маленькая санаторская жизнь»!
- Да, да..! – продолжая дуть, закивал головой Сергей Иванович.
 - «Для этого , Сережа, в санаториях должны быть высокие заборы»!
- « А это еще зачем»?- не переставая дуть, мыслино спросил Сергей Иванович.
 - « Заборы нужны, чтобы человек мог представить другую жизнь! и чтобы ещё была возможность, хоть одним глазком, заглянуть за забор» .
- Кто тут..? С кем сейчас  я разговаривал? – опустил дудочку и огляделся мужчина.
21 февраля 2016 г. Быково.


Рецензии