Вы чьё, старичьё?!!

   Стою со своими газетами возле супермаркета. Изредка ко мне подходит дедулечка. Старомодное коричневое пальто с меховым воротником, шапка с козырьком, утеплённые резиновые сапоги. Опирается на палку. Он никогда не покупает газет, но каждый раз оправдывается:

   -Роднулечка моя, я бы с удовольствием купил газетку, но не могу читать! Слепну... Доктор сказал, что мне операцию надо делать! Но какая операция?!! Семнадцать тысяч рублей! Откуда у меня такие деньги?!! И жинка моя лежачая...

   -А кто же за ней ухаживает?

   -Да я и ухаживаю! Меня мамка с детства приучила труда не бояться! Я всё умею делать! И полы помою, и посуда у меня чистая. И покушать приготовлю! И постираю моей Ниночке.

   Он так ласково о жене сказал, что у меня слёзы навернулись на глаза...

   -Вот сейчас куплю три десятка яиц, три килограмма сахара, два литра молока и пойду омлетик делать. Моя Ниночка любит его.

   Я удивилась:

   -Зачем сразу так много?!! Как же вы будете всё это тащить с палочкой в руке?!!

   -Не волнуйся, роднулечка, дотащу!

   И правда, вышел из магазина с двумя тяжелыми крепкими клетчатыми сумками. Пошёл, тяжело сгибаясь и прихрамывая.

   Как-то пришёл и спрашивает:

   -Доча, а ты тут много зарабатываешь? Что-то я как ни приду-у тебя покупателей нет...

   -Да хотелось бы больше! Но ведь и эти деньги никто домой не принесёт, если буду сидеть на диване, да жаловаться на жизнь, правда?!!

   -А-а, это конечно!

   И хитро мне подмигнул:

   -А я вот тоже решил себе на операцию зарабатывать! Не хочу совсем ослепнуть! Что мы тогда с моей Ниночкой делать будем?!!

   -КАК зарабатывать?!!-поразилась я.-Сколько вам лет?

   -А восемьдесят два уже исполнилось!

   Тут меня осенило:

   -Просите на операцию?

   Он кивнул:

   -Да. Другого выхода у меня нет!

   -И что-получается?

   -Получается! Я тоже возле супермаркета стою. Только не здесь. Когда на иномарках приезжают, иногда могут и пятьдесят рублей дать! Но больше по рублю-по два. Но ты не думай, роднулечка, я упрямый! Я эти денежки заработанные не трогаю, собираю! Я обязательно накоплю, сколько надо!

   Как-то меня пригласили в театр. А до спектакля было ещё время. И мы с приятельницей решили зайти в близлежащий магазин. Подходим: ба-а!-знакомый дедушка сидит на какой-то табуреточке, перед ним баночка с мелочью.

   -Добрый день!-поздоровалась я.

   Он поднял голову, заулыбался:

   -А-а, роднулечка, а ты тут что делаешь?

   -Да мы вот в театр пришли с подругой. А вы, значит, тут работаете?

   -Да. Только конкуренты, заразы, одолели! Тут Танька есть бездомная, подходит и кричит: "Не подавайте ему! Он пьяница, все деньги пропивает!" А я ведь совсем не пью! Когда мне пить?!!

   Я бросила ему в баночку десятку, и мы пошли в театр. На сердце было муторно...

   Недавно пришел ко мне к "Народному", спрашивает:

   -Доча, у меня бачок от унитаза сломался. Ты не знаешь мастера?

   А я как раз совсем недавно вызывала хорошего сантехника кран ремонтировать. Сделал отлично и недорого.

   -Хотите я позвоню мастеру, и вы с ним договоритесь.

   Он посмотрел на меня, улыбнулся:

   -Хочу.

   Я набрала нужный телефон и передала дедуле трубку.

   Они быстро сговорились, и он удивлённо мне сказал:

   -Надо же, как просто и быстро ты всё решила! Я уж не знал что мне и делать! Он велел мне к рынку сейчас подъехать, а оттуда поедем ко мне на машине. А то в наших закоулках он не найдёт дорогу. Я ведь в частном секторе живу.

  Сегодня приходит, довольный, улыбается:

   Ну, роднулечка, как же ты меня выручила! Коля так всё быстро и дёшево сделал! Я даже не ожидал! Спасибо тебе огромное! А я ведь неделю сидел с отключенной водой! Налью воды-и отключаю, чтобы не лилась через бачок! А то счётчик так и мотает, так и мотает!

   Ну, хоть чем-то смогла помочь! А вообще думаю: ну за что им ТАКАЯ старость?!! И ведь не жалуется никогда, никого не ругает! Улыбается бесхитростно и ухаживает за своей любимой Ниночкой.

--------------------------

   Была здесь одна бабулечка, за которую тоже душа болела.

   Когда я встала возле супермаркета со своими газетками, в первый же день пришла очень худенькая маленькая старушка в чёрном платочке. У неё, видимо, болезнь Паркинсона, потому что сильно тряслась голова и руки. Она первым делом спросила:

   -А вы теперь каждый день здесь будете торговать?

   -Да, меня сюда направили от редакции.

   -Вот хорошо,-обрадовалась она,-а то я всё никак не могла газетку себе купить! А я без газет не могу! Хоть и вижу плохо, но с лупой всё прочитаю от корки до корки!

   И она стала приходить ко мне каждый день. Несла в кулаке заранее приготовленную гривну (тогда ещё гривна была в ходу). Брала газету. Останавливалась поболтать. Говорила она по-украински, я с ней по-русски. Но мы как-то не заостряли на это внимания. Раньше я вообще не обращала внимания, на каком языке разговаривает собеседник-удобно ему-пусть говорит по-украински. Я же отвечала по-русски. Мне так удобнее. Это правительство Украины посеяло рознь между русскими и украинцами! А людям-то это совсем не нужно!

   -Я раньше жила в Киеве. Там теперь в моей квартире дочка живёт. А я здесь в её квартире. Я тут чужая, никого не знаю. В войну подобрала собачку, с ней вдвоём и живём. Ой, когда стреляли, я стелила в коридоре возле входной двери, и мы с собачкой ночью там спали. ТАК страшно было! Я уж лежала и думала: хоть бы если попадут, то сразу бы убило нас обеих! Не хочу мучиться без рук, без ног! А утром вставать надо, а я не могу-всё болит! Лежу, плачу от боли! А собачка меня в щёку лижет и скулит! Тогда я себе говорю: "Вставай! Ты можешь!" И встаю! Потом разойдусь, вроде ничего, иду Жулечку выгуливать.

  Рассказывает она, а мне самой впору заплакать!

   -А почему вы в дочкиной квартире-то оказались?-спрашиваю.

   -А у меня здесь, в Луганске, муж и сын похоронены. Вот я и решила сюда в дом престарелых пойти, чтобы к ним на могилку ходить. И чтобы когда умру, меня рядом похоронили. Мне ведь уже восемьдесят шесть лет! Перед войной как раз оформилась. Дочка так ругала! Я у неё и у сына не спросила...А как начали тот район обстреливать, кому было куда уйти, по домам распустили. Я и пошла в дочкину квартиру. А сейчас можно было бы в пансионат вернуться, да с собачкой не возьмут. А куда я теперь без неё?!! Она со мной в самые страшные дни и ночи рядом была, успокаивала, лизала! Как я её брошу?!!

   Как-то я спросила, как её зовут.

   Она заулыбалась:

   -София Иванивна. Меня муж Софией Киевской прозвал, когда познакомились! Так и звал всю жизнь, сколько мы прожили!

   -Надо же, как красиво!

   -А он вообще меня очень любил! Вот я и хочу потом рядом с ним лежать!

   И вдруг загрустила:

   -Ой, а вдруг со мной ЭТО случится, и буду я лежать в квартире ... И никто не узнает...

   Сердце у меня сжалось от жалости:

   -Знаете что, София Ивановна, Вы мне скажите свой адрес. Вы же каждый день за газетами приходите. Если вдруг Вас не будет, я приду и позвоню в квартиру. Мало ли, вдруг Вам плохо, и надо "скорую" вызвать.

   Она назвала адрес.

   Однажды приходит и виновато говорит:

   -Приехал из России мой сын. Как увидел, сколько газет у меня собралось, так меня ругал! Я теперь, наверное, не буду газеты покупать... Хотя... Как я буду без них?!!

   -А что Вы решили дальше делать?

   -Да не знаю... Дочка в Киев зовёт. Но она ведь у меня такая больная! У неё половины желудка нет! А тут я ещё со своей собачкой... Не знаю, что и делать... Сын готов меня отвезти туда.

   -И собачку согласен взять?

   -Да я сказала, что без неё никуда не поеду!

   Но отъезд почему-то отложился или отменился. Сын Софии Киевской уехал. И она по-прежнему стала покупать у меня газеты, оправдываясь:

   -Я лучше на хлебе сэкономлю! А когда приедет, я газеты спрячу, чтобы не ругал...

   Но пенсий всё не было и не было... Запасы, которые были, быстро таяли. И из разговоров я поняла, что старушка экономит на своей еде.

   -Купила печёночку собачке.

   -А себе?

   -А я и кашку овсяную поем! А Жулечка не может без печёночки!

   Видела я однажды её драгоценную Жулечку. Маленькая чёрная собачонка, видимо, уже старенькая. Она со злобным лаем бросалась на каждого, кто приближался слишком близко к любимой хозяйке.

   Как-то моя знакомая, работающая в частном гуманитарном фонде спросила:

   -У тебя есть кто-то из знакомых стариков, кто ОЧЕНЬ сильно нуждается?

   -Полно!

   -Ну-у, я могу дать один гуманитарный набор.

   -А могу я его разделить на двоих или троих?

   Она пожала плечами:

   -На твоё усмотрение.

   И я разделила на троих. Софии Ивановне дала по банке тушёнки и сардин, по килограмму гречки и сахара. Ещё одной бабушке, которая всё время жаловалась, что нечего кушать, тоже две банки консервов и рис с пачкой чаю. Она плакала от радости и чуть не бросилась мне руки целовать... Я еле увернулась...

  -Я суп сварила с рыбными консервами. Вечером наелась, и ТАК крепко спала! Теперь я понимаю, что это я от голода спать не могу!

   Господи, что же это творится?!! Почему эти старики должны голодать, спать на полу в коридоре и мечтать, чтобы убило сразу...

   Третья старушка-ей тоже за восемьдесят-живёт вдвоём со взрослым внуком. Жалуется мне:

   -Внук не работает, а только есть просит! Говорит: "Что это ты сварила?!! Это же не суп, а баланда какая-то" А из чего я сварю?!! Мяса нет, масла нет... Вот и получилась вода, в которой только крупа пшеничная да одна картошина! Лука и морковки и то нет! Одно название, что суп...

   Евгения Николаевна выносила продавать то какое-то платье, то эмалированную миску, то вазочку, то статуэтку. Миску я как-то даже пыталась ей помочь продать. Правда, безуспешно. Когда ей удавалось таким образом что-то "заработать", она очень радовалась и сразу покупала что-то из продуктов.

   Не выдержала, дала ей банку сардин и от себя из дома принесла пакет риса... А что внук без работы, так работы-то и не было такой, чтобы платили... Тогда НИКОМУ НИЧЕГО не платили... Это была зима 2015 года.

    --------------------

   С апреля начали выдавать пенсии. Люди ожили. И я стала делать такие открытия! Меня некоторые "мои" бабулечки так удивляли!

   Подходит Татьяна Викторовна, которой я давала часть гуманитарки. Это она от голода спать не могла. Теперь её не узнать! Где та блеклая, вечно ноющая старушка?!! Теперь это ДАМА! Волосы накручены, причёсаны. Щёчки подрумянены, губки подкрашены, на шее щегольски завязан шёлковый платочек:

   -А вы ходите на танцы?-спрашивает меня.

    Я прямо чуть не упала!

   -На какие танцы?

   -Ну, в парке по субботам! Там оркестр играет, и танцы!

   -Нет, не хожу.-Призналась я.

   -Зря!-Она так это сказала, будто я призналась в чём-то постыдном.

   Ещё одна бабуля, тоже за восемьдесят. Грузная, тяжело ходит с палочкой. Пока не было пенсии, питалась, видимо, тоже, плохо, была бледная, часто останавливалась, чтобы отдышаться. И вдруг, когда потеплело, я глазам своим не поверила: идёт разодетая в дорогущую красивую юбку, поверх-нарядная цветная кофточка.

   -Боже, Вы просто королевна сегодня!-сделала я ей комплимент.

   Она прямо расцвела:

   -У меня столько одежды скопилось!  Надо её проветривать!

  И с этого дня она каждый день меняла свои наряды, которых у неё действительно оказалось множество! Я каждый раз делала ей комплименты, а она, мне кажется, специально мимо меня дефилировала!

   Женщина-она всегда остаётся женщиной!

-------------------

  Судьба Софии Ивановны и её собачки сложилась, будем надеяться, удачно. Сын увёз их в Киев к дочке. Пусть ей там будет комфортно и уютно.

   Перед отъездом она зашла ко мне попрощаться и плакала:

   -Как же могилки мужа и сына останутся без ухода?

   Она ведь на кладбище начала ездить, как только объявили, что там безопасно: мин и растяжек нет.

   -Меня пообещали кремировать и потом похоронить здесь, рядом с моими родными. Я поэтому и согласилась туда поехать.

   Больше я её не видела.

   А вот Евгению Николаевну, живущую с внуком, разбил паралич... Не выдержали нервы: война, обстрелы, голод, внук, которого надо кормить и который только требует, а сам ничего не делает... Говорят, что после больницы её забрала дочь.

 

   


Рецензии
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.