Глава 4. Ночь. За пятьдесят две минуты до пробужде

Девушка с шестом.

Глава 4. Ночь. За пятьдесят две минуты до пробуждения...

Горло сдавило так, что я захрипел и повалился на соседнее кресло.
Огляделся. Вокруг никого. Ну и снится же порой всякая дребедень. Сейчас отдышусь и стану заводиться.
В ту же секунду лунный свет, пробивающийся через стекло боковой двери, затмили две чёрные тени.
Я повернул ключ зажигания - двигатель молчал. Ещё одна попытка. Безрезультатно.
Банда дорожных оборотней! Это ловушка… Предупреждали ведь - не останавливайся на полпути. Ну заводись, милая, заводись… Где же «папочка»?
Между тем неизвестный человек, явно мужчина, прислонился всем телом к стеклу. Другой забарабанил кулаками по дверям.
Поиски газового оружия, наконец, увенчались успехом. Сколько есть сил, я сжал его в руке, понимая, что пистолет сейчас - это не безделушка, а хрупкая соломинка к спасению, мой последний шанс. Преодолевая почти животный страх, открыл дверцу и направил ствол на одного из «гостей».
В тёплый салон сразу же влетела снежная вьюга. Вслед за снегом, в двери просунулось …растерянное женское лицо, наверное, такое же жалкое и испуганное, как у меня.
Как же я сразу не заметил - миниатюрная ручка, колдующая над дверным стеклом, могла принадлежать лишь женщине или подростку!
- Пожалуйста, не бросайте нас, - воскликнула незнакомка. - Мы были на дне рождения… Муж с трудом стоит на ногах... Пожалуйста, довезите нас до города, мы заплатим…
Женщина опустила глаза и вдруг замолчала - ахнула от ужаса, ведь чёрное дуло пистолета по-прежнему угрожающе смотрело ей в лицо…

=

…Пассажирка оказалась молодой, лет двадцати пяти, и необычайно красивой; особого уважения заслуживали тёмные волосы, любовно собранные в косу. Но я старался не смотреть на попутчицу: отчего-то казалось, что испуг, вызванный незапланированным визитом ночных гостей, всё ещё запечатлён на моём лице.
- Сильно замерзли? - спросил я скорее из вежливости, не отрывая взгляда от дороги.
- Ничего, со мной всё нормально.
- Если хотите, можете глотнуть спирта. Фляжка в бардачке.
- Спасибо, но мы как раз из гостей… Мне хватит, а мужу - тем более…
- На вид вы состоятельные люди, а машины нет.
- Есть у нас машина, но она пока в ремонте…
- Почему не созвонились с кем-нибудь из знакомых? Или телефон тоже в ремонте?
- Мой телефон почему-то перестал работать.
- А мужа?
- Оставил в гостях.
- Понятно. На трассу почему не пытались выйти? Тут и плутать-то негде.
- Одной выходить на трассу боязно, а тащить пьяного бугая на себе мне не под силу… Простите, сердце никак не успокоится…
- Да, вы волнуетесь больше меня. Неужели я внушаю опасение?
- Нет-нет. Вредная привычка - если сильно волнуюсь, потом долго отхожу. Знаете, примерно за час до встречи с вами, мне почудилось, будто я еду по дороге в незнакомой машине, а водитель спит. Всё происходило словно наяву, я даже закричала от страха… Скажите, на трассе случайно аварий не было?
- Тьфу, тьфу, тьфу… Знаете, есть хороший способ успокоиться - рассказать о себе. Ехать нам ещё долго...
- Да, вы правы, но мне нечего вам рассказать.
- Женщина полна загадок по своей природе - поделитесь хотя бы одной из них.
- Вы полагаете? Ну, допустим, у меня, фотографическая память на лица.
- Вот-вот, продолжайте, уже интересно.
- Стоит мне один раз внимательно взглянуть на человека - узнаю всегда и везде.
- И какой признак «узнаваемости» считается самым надёжным? Наверное, волосы?
 - Не угадали. Люди со временем меняются; волосы особенно этому способствуют - у мужчин они седеют, а дамы красят их или прикрывают париками.
- Тогда нос? Это я на себя намекаю.
- Зря иронизируете: нос каждого человека уникален. Я слышала, где-то в районе ночного клуба Пингвинчик живёт мужчина, нос которого способен улавливать тончайшие различия между духами.
- Что же тут удивительного?
- Не скажите. Для женщин это чрезвычайно романтично. Скажу по секрету, я почла бы за честь познакомиться с этим уникальным человеком и взять у него автограф.
- Гм… Знавал я его когда-то. Зовут Вениамином.
- Как интересно!.. Да, мы говорили про нос. К сожалению, он слабо выражает внутренний мир, и потому лицо не всегда запоминается.
- Тогда что выдаёт внутренний мир?
- Глаза. Мне имя вашего знакомого напомнило один случай. Последние полгода я каждое воскресенье хожу в церковь, причём, в строго определённое время, с утра, и вижу там пожилую женщину. Глаза у неё удивительные: на них печать огромного терпения и одновременно любви; такие невозможно пропустить.
Не вытерпела я однажды, подошла к батюшке и спрашиваю: «Кто эта женщина? Может, ей помощь нужна?» Священник мне отвечает: «Помогите, если имеете возможность. Вдова она, сердечница. Живёт с сыном. Но сын безработный. Так они сейчас существуют на одну её пенсию». Имя сына назвал. Тоже Вениамин!
В то утро я свечку поставила, чтобы у них обоих всё было хорошо, а в следующий раз решила деньги предложить. Только до денег дело не дошло. Через неделю её встречаю, и что же вы думаете, я вижу? Передо мной словно помолодевший на десять лет человек! Мне даже в голову не пришло подойти к ней и предложить деньги!
А недавно судьба свела меня с одним мужчиной. Встретились случайно, у магазина - он мне помог обойти лёд на крыльце. И ведь понимаю: не знакомы мы ним, а я его имя знаю. Потом догадалась. По глазам. Уверена, это был сын той самой женщины в церкви - взгляд спокойный, добрый… Вот видите, на какие чудеса способны глаза.
- Красивая история. А почему вы на меня так внимательно смотрите?
- Простите, показалось...
- Хоть я и не обладаю способностью узнавать людей по глазам, подозреваю, что мы с вами раньше не встречались. Да и вряд ли встретимся. Это хорошо: можно быть откровенным, не опасаясь ничего. Кто вы по профессии?
- О, я творческий работник. Когда-то девчонка с коротенькими косичками страстно мечтала стать актрисой. Мама придерживалась несколько другого мнения и устроила её в школу хореографии, где бедных учениц выжимали все соки. Школа танца привила ей настоящее мастерство - по крайней мере, потом не пришлось переучиваться. Поначалу она и её подруги видели себя не иначе, как примами Большого Театра, но «её величество Жизнь» распорядилась своими подданными как всегда по-своему: большинство оставили занятия.
Видеть, как искусство гибнет на твоих глазах, было выше её сил - и девчонке ничего не оставалось, как назло судьбе продолжать танцевать. Целых пять лет...
- Желаю успехов на рабочем поприще.
- Спасибо, но сейчас я не танцую.
- Отчего так?
- Опыт. Чем больше его накапливаешь, тем больше от него устаёшь.
- Тогда разрешите посочувствовать, раз пожелать успехов мне не удалось.
- Вы шутник, - женщина рассмеялась.
- И всё-таки, кое-что мне не совсем понятно. Театров и ансамблей в городе много, но за пять лет я обязательно услышал бы о вас. Так где же вы работали всё это время?
- Работать можно в разных местах: существуют танцевальные школы, студии, частные заведения. Кроме того, артисты выезжают на гастроли.
- Но вы не ответили на мой вопрос. А давайте я помогу вам. Может быть, в ночном клубе Пингвинчик?
Попутчица смущённо кашлянула:
- Догадываюсь, кого вы имеете в виду - знаменитую Розу Востока, не так ли? Уверяю, чисто внешнее сходство. Да и сравнение ваше не совсем корректное: Роза Востока скрывала своё лицо от зрителей.
- Тем не менее…
- Не верите - ваше дело, - женщина устало вздохнула и посмотрела в боковое окно.
- Только не обижайтесь, пожалуйста, - я почувствовал себя негостеприимным.
- Обижаться? Вот еще… Вы, наверное, уже из третьей сотни мужчин, которые указывают на моё сходство с ней. В целом неплохая женщина. Я и сейчас не отказалась бы повторить её творческий путь, но некоторые утверждают, будто секрет её успеха в простом гипнозе публики… Кстати, мы были знакомы с Розой, но не сдружились: внутренние и творческие разногласия.
- Значит, какое-то время работали с ней в одном ночном клубе? А потом в какой перешли?
- Слушайте, да дались вам эти клубы… Поймите же, неважно, кем человек числится - важно кем он себя числит. К примеру, лично в моей душе живёт актёр, окружённый зрителями. Один из мэтров сцены сказал: «Хороший театр делает зрителя актёром, а актёра - зрителем».
Я много выступала. Когда видела глаза восторженных поклонников, искренне радовалась. И мне порой до изнеможения хотелось, чтобы этим, в общем-то совсем неплохим людям, сказочно повезло… Нет большего счастья, чем дарить счастье другому.
- И всё-таки оставили танцы. Устали?
- Кроме усталости, имелись и другие причины.
- Например?
- Стыд.
- Стыд?
- В каждой профессии свои издержки. Не смейтесь, даже у шофёра есть причина стыдиться.
- В моей профессии? Вы шутите?
- Не верите? Тогда смотрите внимательно. Видите? - мы проехали мимо женщины с тяжёлой сумкой. Никто из водителей не остановился, не помог ей. Вы тоже.
- Да, иногда от таких «голосующих» порой сосёт под ложечкой. Но свои грехи я замаливаю в церкви.
- Я не смогла...
- Почему не смогли? Ведь вы сказали, что регулярно ходите в церковь.
- Ходила и буду ходить... Но… Понимаете, в то время как я замаливала очередной грех, моя профессия подкидывала мне новый повод для стыда…
Впрочем, существовала и третья причина моего ухода. Просто хотелось большего. Мы живём бедно и одиноко, словно бедуины в пустыне - примерно так рассуждают все, начиная от олигарха и кончая нищим бездомным. Ведь правда? Как только вдали блеснёт надежда, ты готов броситься навстречу долгожданному счастью, забывая обо всём. Даже о том, что счастье - мираж.
- Вы несчастливы? Странно. Вы же вышли замуж за состоятельного мужчину.
- Мнение о том, что критерием счастья является наличие у мужа больших денег, подтверждают все женщины, за исключением самих жён, мнением которых на этот счёт никто не интересовался. Скажите, вам не приходилось нюхать деньги?
- Странный вопрос…
Я с некоторой опаской взглянул на пассажирку: откуда она знает о моих способностях?
- Вы смутились? – женщина виновато улыбнулась. - Простите, мой вопрос риторический - конечно, не приходилось. Деньги, сколько их ни нюхай, не пахнут. Только я почему-то не могу брать из рук мужа крупные хрустящие купюры, словно они грязные и издают ужасный запах…
- Муж знает о ваших комплексах?
- Конечно. И старается пользоваться банковскими картами. Но карты мне тоже неприятны, хотя и в меньшей степени.
- По нынешнему это называется фобия. Вам кажется, что супруг кого-то ограбил или зарабатывает нечестным образом, хотя на самом деле он кристально честен. Попробуйте сформировать в себе некий положительный образ. Или на время забудьте о супруге - переключитесь на друзей, родственников, коллег по работе, на маму…
- А у вас мама есть?
- Да. Но при чём тут...
- Вам приходилось ловить себя на том, что вы и мама любите друг друга всё больше и больше?
- Пожалуй.
- Тогда вы теряете друзей, коллег по работе и всех-всех... Я потеряла близких мне по духу людей, хотя все они живы и здоровы. Долго не могла понять причины. Потом догадалась. Настоящий друг терпеливо ждёт, когда в твоём семейном бюджете вместо денег разверзнется пустота; тогда он с удовольствием одолжит тебе свои кровные. Он почти уверен в твоей скорой ссоре с супругом, да такой, чтоб тебе некуда было идти, чтоб в трудную минуту приютить твою беспризорную душу. Друг надеется, что однажды в автобусе интеллигентный с виду мужчина не уступит тебе места; родственники и дети забудут твой День рождения; а ещё лучше, если какой-нибудь бугай однажды накричит на тебя ни с того ни с сего. Это звёздный час твоего друга: он ждёт, когда ты обратишься к нему - за помощью ли, просто ли поплакаться… Кому из моих бывших подруг придёт в голову помочь деньгами - я совершенно не нуждаюсь в средствах. Муж не в силах меня выгнать: если мы ссоримся, я просто прячусь в одной из двух десятков комнат нашей квартиры. Даже нахамить мне непросто: в доме охрана.
- Не жизнь, а большая безнадёга. Остаётся один выход - чудо. Или удача. Пусть маленькая, недолгая, случайная...
- Оказывается, мы с вами очень похожи. Верите в чудеса?
- Какое там, я ни во что не верю. И ко всему прочему, считаю себя неудачником. Говорят, Роза Востока приносила настоящую удачу. По крайней мере, тому, к кому питала симпатии. И разговоры о её сверхспособностях: гипнозе, умении предвидеть - не прекращаются по сей день. Свяжитесь со своим бывшим коллегой, объясните ситуацию, попросите содействия.
- Опять вы об этой Розе… Я не могу обратиться к ней.
- Но почему? Не знаете, где она живёт?
Спутница внимательно взглянула на меня. Ответила не сразу:
- Где она сейчас живёт, я знаю, но не в этом дело - просто вы кое-чего не знаете… Роза имела склонность периодически куда-то исчезать... Обычный женский авантюризм… И несколько раз мне пришлось выступать вместо неё. Зритель подмены не заметил. Вообще, посетители не доставляли мне хлопот, хотя в отдельные дни их приходило слишком много; напротив, когда каждое твоё выступление сопровождается овациями и криками «Браво!», это чертовски приятно.
Искушённый зритель не даст соврать: самое главное в номере - финал. В разгар выступления я, повторяя программу Розы, на некоторое время покидала сцену; затем вновь выбегала, вытягивала руку и касалась ладонями нескольких зрителей, находящихся ближе остальных. Люди от этого просто сходили с ума!
Я часто задавала себе вопрос: действительно ли сбывались мечты моих поклонников? Пыталась убедить себя: да, конечно сбывались. Но однажды жизнь раскрыла мне глаза на то, кто действительно приносил удачу.
Это случилось в последний день моего выступления. К тому времени мы уже разругались с хозяином в пух и прах, и моё настроение перед выходом было ужасно. Но вот я вышла из-за кулис, увидела зрителя и сказала себе: ты не имеешь права жалеть себя. Какие па я выделывала перед ними, как хотела им добра и счастья! На минуту, на секунду я поверила в свои исключительные способности.
В конце выступления, привычно вытянув руку, я стала одаривать благодарных зрителей своей энергетикой, как вдруг сама почувствовала лёгкий, едва уловимый электрический разряд на кончиках пальцев. Случайность, решила я, и вскоре забыла про свои недавние ощущения. Но, боже мой, как я была счастлива всю следующую неделю!
Во-первых, я окончательно избавилась от надоедливого хозяина; во-вторых, знакомый мужчина - будущий муж - сделал мне предложение; а в третьих, сразу три фирмы - одна из них очень престижная заграничная - попытались заинтересовать меня перспективным контрактом. Мистика какая-то!  Я парила в облаках. Потом, правда, всё постепенно успокоилось; мне пришлось «спуститься на грешную землю» с её будничной суетой, нервами…
Так что Роза не сможет мне помочь, даже если захочет... Я раскрыла её секрет: она вовсе не экстрасенс, не маг, не волшебник - она обычная женщина, хотя и крутая стриптизёрша.
- Возвышенно и печально… А давайте я вам ещё раз посочувствую - по поводу суеты и нервов. Из вежливости, разумеется.
- Спасибо за поддержку. Но с сочувствием вы поторопились: странное везение повторилось. Помните, я рассказывала вам об одном молодом человеке, которого узнала по глазам?
- Конечно. Он ещё помог вам сойти обледенелого крыльца.
- Так вот, я сказала вам не всё. Когда моя рука коснулась его руки, кончики моих пальцев вновь почувствовали странное покалывание. К слову сказать, вся неделя до этого буквально пестрела ужасными событиями: моя сестра сообщила, что у ней подозревают рак; фирма мужа готовилась к банкротству. И много ещё чего свалилось на мою бедную голову. Но удивительно, на другой день мне позвонила сестра и с радостью сообщила: опухоль оказалась доброкачественной. Фирма мужа в последний момент получила большой кредит…
- Но вы запомнили его лицо?
- Я запомнила его глаза. Но на этом история не закончилась. Чуть больше месяца назад, поздно ночью мы возвращались с дачи и сбили мужчину. Человек был пьян и переходил дорогу чуть ли не карачках. Муж, пытаясь увернуться, вырулил прямёхонько в большой сугроб, застрял в нём - машина не заводилась. Нас охватило отчаяние: представьте, кому-то требуется помощь, а ты бессилен…
- А потом?
- Появился одинокий фургон, кстати, очень похожий на ваш. Водитель спешил, но нашёл время - быстро вытянул наше застрявшее в снегу авто, помог завести двигатель. По глазам шофёра я сразу поняла: мы раньше где-то встречались - но на большее меня не хватило из-за волнения.
Сбитый мужчина уже находился в нашей машине, но ехать мы не могли: у мужа от происшедшего тряслись руки. Тогда водитель фургона без лишних слов усадил пострадавшего к себе в кабину.
Я предложила водителю 500 рублей, всю наличность, которая имелась у меня и у мужа на тот момент. Но шофёр от вознаграждения отказался, и я незаметно бросила деньги на переднее сиденье розового фургона через открытое дверное стекло.
Но не это главное. Когда я почти силой пихала в руки водителя деньги, в какой-то момент, наши ладони встретились, и я почувствовала необычное ощущение, которое сопровождалось лёгким электрическим разрядом. И конечно, взглянула в его глаза…
Приехав домой, я окончательно пришла в себя и …расплакалась: слишком поздно сообразила, что этот милый парнишка приносит счастье. Он мне и моим близким столько хорошего сделал - вот кто способен подарить людям удачу - а я откупилась от своего спасителя пятью жалкими сотнями.
Не зная, как ещё искупить свою оплошность, я искренне, от всей души, пожелала молодому человеку праздничного настроения в самое ближайшее время. И чтобы на работе ему непременно повысили зарплату. В два раза… Простите, наверное, я говорю глупости?
- Так уж и глупости… А вдруг ваши пожелания сбылись?
- Мне очень этого хотелось бы. Но давайте останемся реалистами - мои нынешние способности явно недостаточны. Они ушли вместе с детством.
- Вы в детстве обладали даром приносить людям счастье?
- Да. Когда-то, лет в семь - восемь, я с подружками часто бегала к цирку, чтобы посмотреть на большой прозрачный шар, который был доверху заполнен разноцветной лотереей. Мы боготворили улыбчивого продавца с длинными усами, похожего на доброго волшебника. Сами приобретали билетик редко, ибо знали: нам всё равно ничего не выиграть - но часами с замиранием сердца могли смотреть на прохожих, старались внушить им мысль, что надо подойти, рискнуть... Когда кто-то выигрывал, радовались за него, простите за каламбур, как дети. Нам казалось, будто именно мы приносили удачу. Прошло время, и я поняла, что была права!
В силу своей профессии я знакома со многими. Не все из моих знакомых общительны - некоторые неразговорчивы, угрюмы, подвержены дурному настроению, пытаются убедить себя в том, что любить надо лишь одного человека: себя. Но за грубыми манерами порой скрыта нежнейшая душа. Таких людей немного, зато они настоящие волшебники, хотя и не осознают этого.
Нельзя сделать себя счастливым - счастье тебе должен принести другой; и тот - другой - не обретёт счастья в одиночку - ты поможешь ему!
Вот вы назвали себя неудачником. Я, чего греха таить, тоже неудачник. А почему? Мы разучились любить, желать друг другу добра.
Женщина посмотрела на меня и достала платочек. В кабине воцарилось молчанье. Машина отматывала километр за километром, а мы боялись проронить хоть словечко, словно некий волшебник провёл перед нами невидимую границу, пересечь которую мы не решались. Наконец, я не выдержал и взял нежную женскую ладонь, к смущению её хозяйки:
- Давайте попробуем перешагнуть через собственные страхи. Я бы не прочь представить себя на месте того самого мужчины, который приносил вам удачу.
- А я бы не отказалась сыграть роль Розы Востока, дарящей счастье. Что вам пожелать?
- Я каждый день застреваю в дорожных пробках…
- Хорошо, пусть пробок станет меньше. Желаю вам также удачи в личной жизни и здоровья маме.
- Спасибо. А вам я желаю, чтобы, во-первых, сегодня вы с мужем благополучно доехали до дома. Во-вторых…
Неожиданно зазвонил чужой телефон.
- Простите… - пассажирка взяла трубку. - Это ты, сестрёнка? Не беспокойся - мы в розовом фургоне. Подъезжаем к городу. Где находимся? Проехали отметку «12 километров». Ага, так вы уже и машину выслали навстречу? Спасибо, стоило ли так беспокоиться. Ладно, ждите...
- У вас, кажется, «исправился» телефон?
- Да, это странно… Звонила сестра - меня поджидают на десятом километре. Не знаю, к чему такой переполох, но в любом случае давайте прощаться.
Попутчица раскрыла сучочку с явными намерениями докопаться до кошелька.
- Деньги я не возьму. И давайте не будем оставлять их на сидении, подобно тому, как в прошлый раз вы оставили 500 рублей моему коллеге.
- Хорошо… Ого, кажется, впереди показалась машина моих заботливых родственников. Последняя просьба:  никому не говорите о том, что встретили женщину, похожую на Розу Востока. Мне не хочется отвечать на вопросы телевизионщиков, журналистов и просто любопытных…
- Только один вопрос: как вас зовут?
- Сожалею, но, кажется, знание моего имени не вошло в число ваших пожеланий?
- Вошло. Просто я не успел произнести его вслух…
- Оля, ты здесь? - перебил пьяный голос сзади.
Мы разом взглянули друг на друга и, не сговариваясь, расхохотались.
- Шеф, почему смех? - вновь перебил пассажир. - Долго нам ещё ехать?
- Метров двадцать.
- А ты с юмором, мужик. Обожаю юмористов.
Я остановил фургон неподалёку от поджидавшей нас машины, шикарной, белого цвета, из которой нам навстречу вышли двое мужчин и одна женщина.
Пьяный не унимался:
- Вот тебе, дяденька таксист, плата за заботу. Не вздумай отказываться - обижусь. Но поскольку сам ты всё равно без подсказки не сможешь воспользоваться моим подарком, даю совет: почаще наведывайся в мой ночной клуб Пингвинчик. Я там появляюсь. Иногда… Ха-ха…
Бывший пассажир быстро вложил в мою руку какой-то пакетик и с криком «Принимай, братва, с гулянки!» вывалился из салона - прямо в руки встречающих. Моя знакомая вышла вслед за мужем.
А я глядел им вслед и, несмотря на мои отчаянные заклинания, что всё происходящее явь, никак не мог отделаться от мысли о каком-то невероятном, сказочном сне.


Рецензии