Крестьянский парень из Рязани. Окончание

   Написала слово - "Окончание" - и невольно вздрогнула: при разговоре о Есенине не может быть конца. О ясноглазом поэте хочется говорить, говорить, а затем - читать и читать его светлые стихи.

   В студии художника Якулова Есенин познакомился с Айседорой Дункан. Эта американская танцовщица, о которой тогда писали как о чуде, увидев Есенина, уже не мыслила своей жизни без него. И хотя их разделяли 18 лет разницы в возрасте, молодой поэт искренне ответил на ее чувство. Более того - Дункан ждали гастроли за рубежом - и Есенин отправился вместе с ней в это турне.

   Максим Горький встретил Есенина и Дункан в Берлине у А.Н.Толстого и в своих воспоминаниях писал, что от кудрявого мальчика остались только очень ясные глаза. Что касается Дункан, Горький видел ее на сцене и она ему не понравилась. Пролетарскому писателю этот союз казался нонсенсом. Поэтому его воспоминания о танцовщице весьма нелестны: - "Пожилая, отяжелевшая, с красным, некрасивым лицом, окутанная платьем кирпичного цвета, она кружилась, извивалась в тесной комнате, прижимая к груди букет измятых, увядших цветов, а на толстом лице ее застыла ничего не говорящая улыбка. Эта знаменитая женщина, прославленная тысячами эстетов Европы, рядом с маленьким, как подросток, изумительным рязанским поэтом, являлась совершеннейшим олицетворением  всего, что ему было не нужно".

   Мнение субъективное, но Горький, думаю прав в одном. Могла ли Дункан понять стихи Есенина, их глубокий смысл, горечь, сострадание, отчаяние?!
   Чуть позже, вернувшись в Россию, Есенин познакомил Дункан с Рюриком Ивневым. Впечатление, какое она произвела на поэта было иным: - "Есенин, показывая на стройную даму, одетую с необыкновенным изяществом, говорит мне: - "Познакомься. Это моя жена, Айседора Дункан. Айседора ласково смотрела на меня и , протягивая руку, сказала на ломанном русском языке: - "Я много слышал и очень рада знакомить".

   В памяти Ивнева остался раздвоенный образ Айседоры. Один - образ танцовщицы, ослепительного видения, который поражает воображение, другой - образ обаятельной женщины, умной, внимательной, чуткой, от которой веет уютом домашнего очага

   И Есенин показался Ивневу совсем не изменившимся: те же глаза с одному ему свойственными искорками добродушного лукавства, та же улыбка. Единственное, что было новым - некоторое самолюбование своим "европейским блеском", безукоризненным костюмом, шляпой...

   Были в характере Есенина черты, которые должны нравиться всем и каждому. Есенин очень любил, по его же словам, "всякое зверье". И не случайно, он был первым в русской литературе, кто с такой искренней любовью писал о животных("Песнь о собаке", "Дай, Джим, на счастье лапу мне").

... Есенину, вернувшемуся на родину, 24 августа 1923 года устроили грандиозный вечер в тогдашней "цитадели поэзии" - Политехническом музее. По всему городу расклеили огромные афиши, извещающие, что на вечере имажинистов выступит приехавший из - за границы Сергей Есенин поделится своими впечатлениями о Берлине, Париже и Нью - Йорке и прочтет свои новые стихи.

   Выйдя на сцену, Есенин попытался что - то рассказать о своих впечатлениях, но сильно волновался и, хотя публика встретила его бурными овациями, он долго не мог произнести ни слова. Затем  начал очень неуверенно что - то говорить, сбивался, делал большие паузы. Зал насторожился, послышались даже смешки. Есенин махнул рукой, искренне и заразительно засмеялся:
 - Не выходит что - то у меня в прозе, прочту лучше стихи! Стихи могу, а вот лекции не могу!

   Публику словно подменили, раздался ободряющий смех, и Есенин начал читать, теперь уже без всякого волнения.  После каждого стихотворения раздавались оглушительные аплодисменты. Вечер закончился очень поздно. Народ требовал все новых и новых стихов и Есенин читал, пока не охрип. Он провел рукой по горлу, сопровождая жест улыбкой, которая угомонила собравшихся.

... Почему Дункан и Есенин расстались? На этот счет существуют разные мнения. Но все они - взгляд со стороны. Но другое дело - слова друга, который был  постоянно рядом, жил с ним под одной крышей, знал поэта очень близко - в минуты радости и самые трудные дни - имеют особую ценность и заслуживают внимания. Таким другом был Есенину Рюрик Ивнев. Поэтому его объяснение видится справедливым.

   Во время поездки за рубеж Есенин испытывал комплекс, душевное потрясение от того факта, что не он, известный русский поэт, еще до революции получивший признание, привлекал внимание заграничной публики, а Айседора, артистка с мировым именем. А он был всего лишь "добавочной сенсацией", но не козырем этой поездки. Он чувствовал себя не в своей тарелке, порой оказывался в двусмысленном положении. Все это, конечно же, не могло не отозваться горечью в чувствительной душе поэта. Разладу способствовала, вероятно, и большая разница в возрасте, о которой   судачили в обществе. Все это подготовило почву для разрыва, хотя Есенин искренне любил Айседору.
   После разрыва с Айседорой Есенин сказал другу:
 - Знаю, что в душе осуждаешь меня, считаешь, что во всем я виноват, а не она.


   Задумав жениться, Есенин пришел именно к Ивневу:
 - Я решил жениться и ты должен дать мне совет, на ком.
 - Это похоже на анекдот.
 - Нет, нет, ты подожди, Я же не досказал. Я же не дурачок, чтобы просить тебя найти мне невесту. Невест я уже нашел.
 - Сразу несколько?
 - Нет, двух. И вот из этих двух ты должен выбрать одну.
 - Это опять - таки похоже на анекдот.
 - Совсем не похоже. Скаже откровенно, что звучит лучше: Есенин и Толстая или Есенин и Шаляпина?
 - Я тебя не понимаю.
 - Сейчас поймешь. Я познакомился с внучкой Льва Толстого и с племянницей Шаляпина. Обе, мне кажется, согласятся, если я сделаю предложение, и я хочу от тебя услышать, на которой из них остановить выбор?
 - А тебе разве все равно, на какой?
 - Дело не в том, все равно, или не все равно. Главное в том, что я хочу знать, какое имя звучит более громко.
 - В таком случае я должен тебе сказать, что оба имени звучат громко.
   Есенин засмеялся:
 - Не могу же я жениться на двух именах!
 - Не можешь.
 - Тогда как же мне быть?
 - Не жениться совсем.
 - Нет, я должен жениться.
 - Тогда сам выбирай.
 - А ты не хочешь?
 - Не НЕ ХОЧУ, а НЕ  МОГУ,- сказал друг свое мнение. - Оба имени звучат громко.
   Есенин засмеялся и сказал:
 - Вот что, Рюрик, я женюсь на Софье Андреевне Толстой.
   Очень скоро после этого разговора состоялась свадьба поэта с внучкой Толстого.

...Сколько бы ни говорили, что время - лучший лекарь, не верю я в это. Не хочется вспоминать личный горький опыт, но что боль со временем проходит, абсурд. Она то затихает, то вспыхивает, но остается до конца дней.
   Как мало было отпущено Сергею Есенину! Всего 30 лет!
   Уход ТАКИХ, как Есенин - боль для всех любителей поэзии, для всех, кто прикоснулся к чистому роднику его стихов.

   P.S. На фото - великий поэт и великая танцовщица.
   

   


Рецензии
Магда, спасибо за публикацию. Меня никогда не покидала мысль, что поэта убили.
С уважением,

Александр Голенко   22.03.2016 12:03     Заявить о нарушении
Сегодня никто не ответит на вопрос о смерти Есенина(как и смерти Маяковского), да это и не так важно. Остается благодарить небеса, что он был и оставил такой немеркнущий свет.
Спасибо Вам. Удачи. С улыбкой.

Магда Кешишева   22.03.2016 16:33   Заявить о нарушении
Ответить на этот вопрос могла бы эксгумация трупа поэта, но генпрокуратура отказала его родственникам. Этому есть причина. Об этом у меня в рассказе «Поезд из Ниоткуда 2».

Александр Голенко   22.03.2016 22:42   Заявить о нарушении