***

 
Анатолий Дмитренко
Воронеж
Декабрь 2009 года
В пожилом возрасте появляется желание писать. Это связано с двумя целями. Возникает необходимость подвести итоги прожитой жизни и определить место, которое ты занял в этой жизни. Вторая цель такого писания заключается в желании оставить своим ближайшим потомкам – детям и внукам – свое понимание времени, в котором мы жили, и стимулировать процесс обдумывание ими текущего времени, своих поступков и цели жизни.
Бондаренко В.И. очень удачно подобрал эпиграф к своему произведению «Книга – это духовное завещание одного поколения другому….» (А.И. Герцен). Будут ли читать и учитывать наш опыт наши потомки – это их дело. Но мы должны дать им шанс воспользоваться нашим опытом.
Автор пишет «Чем больше сделаешь хорошего для людей, тем дольше останешься в их памяти. Мне, кажется, обидно проходить мимо людей не замеченным. Это как прожить жизнь невзначай, незаметно. Красивая женщина радуется, когда замечают её красоту. Человек должен радоваться, что замечают его по хорошим делам. Замечают, благодарят и помнят». У меня несколько другое понимание этого вопроса. Честность и порядочность должны руководить нашими поступками без претензий на признание и благодарность. Безусловно, приятно, когда твоя работа находит признание в словах людей или в виде наград и званий. Но они не являются целью нашей деятельности.
В советское и нынешнее время мы сталкивались с отвратительным явлением, когда шло представление к наградам или каким-то материальным благам, из-за спины тех, кто это действительно заслужил своими делами, появлялись люди лично-преданные кому-то или потому, что они начальники. Карьеризм мне чужд, но здоровое желание выделиться какими-то полезными делами – это мне понятно.
Рассчитывать на то, что наши добрые дела останутся в памяти людей не стоит. И это не потому, что люди плохие. То, чего мы достигли, становится всеобщим достоянием и люди смотрят дальше в будущее. Но я могут отметить, что официальное признание наших заслуг имеет значение для наших ближайших потомков – детей и внуков. Я на практике сталкивался с тем, что дочери и внук свое поведение и поступки оценивают с позиций достойно ли это отца и деда. Поэтому родители должны поднимать как можно выше планку уровня, на который должны равняться наши дети.
Автор отмечает: «Мой менталитет (субъективно): доброта, незлобивость, общительность, доверчивость, справедливость и честность, социальная ориентация, уважительное отношение к женщине и старшим, стойкость к трудностям и лишениям, способность к самопожертвованию». На мой взгляд, он здесь объединил в одно целое два понятия: жизненные принципы (идеология жизни и поведения) и черты характера. Как я выше отмечал, моя идеология – честность и порядочность. А черты характера лучше видны со стороны. Но думаю, что мои черты характера не вредят людям.
У меня много общего с автором. Он и я родились в маленьких деревнях – хуторах. Он в школьные годы работал в колхозе во время каникул. Я работал в совхозе (советское хозяйство). Я, также как и он, уничтожал сусликов, собирал колоски, работал прицепщиком на гусеничных тракторах НАТИ и ДТ-54. Я также захлебывался пылью на прицепном копнителе зерноуборочного комбайна. Я, как и он, плавал на теплоходе «Россия», принадлежавшем до отечественной войны Германии и носившим название «Адольф Гитлер». И в советское время на некотором оборудовании этого корабля оставалась маркировка «Адольф Гитлер». Интересно отметить, что когда мы учились в Харьковском авиационном институте, в секретной лаборатории этого института находился пульсирующий двигатель ФАУ-1 и турбонасосный агрегат двигателя ракеты ФАУ-2, на корпусе которого сохранена была фашистская символика – то ли свастика, то ли надпись «Адольф Гитлер».
Интересна мысль автора: «факты показатели того, что пути Господни неисповедимы, а судьбы людей пересекаются самым неожиданным образом». Я могу это подтвердить своими личными примерами. Лет тридцать назад я впервые приехал в Киев на конференцию. По стечению обстоятельств в санатории под Киевом отдыхал мой тесть. Я решил его навестить. Когда я приехал вечером в санаторий, его соратники по комнате сообщили, что он уехал в Киев к своим родственникам. Я сказал им, что поеду в город и найду его там – он любит посещать магазины. Не зная города, я приехал в центр и пошёл в центральный универмаг. Каково же было удивление тестя, да и мое тоже, когда я взял его за руку во время, когда он осматривал покупки на первом этаже универмага.
Или второй случай. Мой отец тяжело болел и лечился в Харькове в больнице возле Госпрома. Я прилетел из Воронежа и троллейбусом еду по Сумской улице в больницу. На одной из остановок в троллейбус заходит моя мать. Она ехала навестить отца из села, находящегося в 50-ти километрах от города Харькова. Такие случаи объяснить простыми совпадениями невозможно. В своем письме Бондаренко пишет: «Речь идёт о мировой энерго-информационной системе, о Высшем Разуме, если угодно о Боге». Он видно основательно интересовался подобными вопросами.
У меня были несколько другие интересы, да и времени, к сожалению, не было, чтобы заниматься чем-то, кроме работы. Но я пришел к тем же выводам, что и он. Бога в человеческом образе, как это представляет церковь, я не понимаю. В природе, во вселенной все так разумно и целесообразно, что невозможно себе представить, чтобы все это возникло случайно. Что-то управляет всем этим. Есть кем-то созданная некая программа. И есть отдельные индивидуумы, которые в силу каких-то особенностей или «отклонений» своего разума проникают в отдельные ячейки этой программы, а мы их воспринимаем как богов. Возможно, таким был Иисус Христос. В какой-то степени к таким личностям можно отнести Нострадамуса, Вангу и не понятого современниками экстрасенса Мессинга, фильм о котором недавно демонстрировался по российскому телевидению.
           Выдающиеся ученые – это тоже своего рода боги. Когда смотришь на фотографии многообразия космических объектов, заснятых космическими телескопами и станциями, сталкиваешься с бесконечностью, которую невозможно понять и охватить нашим разумом. И это хорошо, что кто-то защитил нас от этого, иначе можно лишиться рассудка.
        Автор пишет «Получается так, что политически я был не благонадёжным (в вопросах коммунистического воспитания) и, не взирая на свой патриотизм, вполне мог быть причислен к врагам народа». Я как-то услышат фразу одного из известных артистов, что артисты всегда в оппозиции к власти. И это понимают высшие руководители страны. Поэтому они так внимательно «заигрывают» с работниками искусства.
         Но мое мнение, что в оппозиции к власти находятся и многие образованные и думающие люди. И многие из нас, в том числе и я (так говорит моя супруга) в сталинские времена были бы или в лагере или, в лучшем случае, в «шарашке», подобной той, в которой пришлось работать основоположникам нашей практической ракетной техники.
Бондаренко вышел из КПСС во время путча (так нам это называли) ГКЧП. Я вышел несколько раньше до него и министра обороны Шапошникова, когда немножко приоткрылось лицо партии и высшего руководства страны. Я не мог предвидеть дальнейшие события, но я понял, что с такой партией мне не по пути.
            Интересны мысли автора, что же такое коммунизм. Каждый из нас задумывался ранее об этом. Мы и сейчас возвращаемся к этому вопросу, сопоставляя нынешнюю жизнь при незрелом капитализме и прошедшую – при социализме, когда целью развития страны был коммунизм. В ушедшей стране был лозунг «от каждого по способностям, каждому по труду». А какая мера этих способностей, какие мера и оценка труда? Мы не смогли обеспечить себя самым необходимым – питанием.
              Это породило распределительную систему, которая перечеркнула все. В этой системе, кто был ближе к распределению, того и считали «уважаемым» человеком. Еще один лозунг того времени «Не умеешь – научим, не хочешь – заставим» явился идеологией насилия над человеком.
Высказывание Хрущева «Нынешнее поколение будет жить при коммунизме» говорило о том, что и руководство страны не понимало, что происходит в стране. Это не говорит, что у советского социализма были только черные черты, но их было достаточно, чтобы погубить СССР.
После советского времени, да и сейчас, свидетельством успеха в жизни многие считают поездки за границу. Мне довелось более двадцати раз побывать в США, но это говорится не для демонстрации своих успехов. Этим я хочу сказать, что я кое-что увидел в Америке. Например, ряд социальных достижений, которые были так и не достигнутой целью советского социализма, были реализованы в Америке. 
         Прежде всего, это касается социальной защищенности и медицинского обслуживания граждан. Страна всеми возможными способами приходит на выручку своему гражданину, где бы он ни находился. Материальный уровень в стране такой, что не приходится думать, сможешь ли ты прокормить и одеть детей. Это воспитывает патриотизм американцев. Америка воспитывает своих граждан. Мы обедаем во время командировок в хорошем кафе на территории предприятия. Мы спросили, есть ли у них специальная столовая для руководителей и гостей. Они ответили, что была такая столовая, но от нее пришлось отказаться, так как это плохо воспринималось работниками предприятия.
           А у нас и сейчас, как наследие ушедшего социализма, на крупных предприятиях функционируют специальные столовые. В цехе мы заметили портреты американских астронавтов, в другом цехе висело много американских флажков. Нам сказали, что флажки привезены астронавтами из космических полетов, и что и портреты и флажки направлены на то, чтобы и рабочие в цехе понимали, что они тоже причастны к освоению космоса.
           В Америке дети после 22 часов все должны быть дома. Дети не могут жить в гостинице без взрослых. Там есть пьяницы, но их там не видно. Поэтому пьянство не воспринимается как обыденное явление. Выпить спиртное можно только в ресторане. Купить крепкое спиртное можно только в специализированных магазинах. Проданное спиртное упаковывается в коричневые пакеты и окружающим понятно, что человек несет опасный продукт. Важное место в жизни американца занимает семья. Вежливость и отсутствие хамства тоже черта американца. Американцы гордятся своей страной. На многих домах висят американские флаги. У вас праздник, спрашиваем у американцев. Они отвечают - нет, это наши граждане так выражают поддержку своему правительству.
        Во время терактов в Нью-Йорке мы наблюдали, как практически на всех автомобилях были вывешены флаги. Но не все у них по нашим понятиям хорошо. У них есть разобщенность людей – неравенство и деньги разобщают. На работе у них не принято говорить о личных и семейных делах. Юбилеи своих работников предприятие не отмечает - это все личные дела. Вне работы они не общаются. У них тоже детей мало в семьях – один два ребенка. Но это не из боязни, что они их не обеспечат материально. Они считают, что детей материально не выгодно иметь.
          Мой внук в десятом классе год учился в американской школе. И Америка не привлекает его. Для русских более подходящий русский образ жизни. В Америке понимают, что белые и черные должны жить вместе, другого варианта нет. Но мы бывали в ресторанах, где не рекомендуется появляться черным. Но и у нас капитализм породил национализм, граничащий с фашизмом. Даже в провинции, в Воронеже, были убийства на национальной почве. А в прошлом «Никому и в голову не приходило мериться своими национальными достоинствами» (цитата из произведения Бондаренко).
Бондаренко описывает историю, когда  на стройке студенческого общежития из-за неосторожности Левченко кирпич угодил в голову Лёни Чуракова. Мне не известно было, что он на следующий день заехал в ухо Левченко. Но этот странный поступок мне понятен. Чураков после академического отпуска стал работать конструктором в КБХА. В одно время я был у него начальником. После очередного отпуска Чуракова я спросил его – как отдохнул, Лёня? Ответ был следующий – какой там отпуск, Толичка, я работал. Мне вес было ясно, так как все знали, что он дописывает третий том капитала Карла Маркса и
виной тому не был тот злополучный кирпич.
Наверное, были причины того, что он попал под сокращение из армии. Относительно давно он бесследно пропал и никто ничего не знает, что с ним произошло. Его жена приехала вместе с ним из Харькова и работала в КБХА бухгалтером. Некоторое время она была даже главным бухгалтером КБХА.
Бондаренко пишет о режиме секретности и закрытости своей работы. В таком режиме работали многие, в том числе и работники КБХА. В связи с этим мне вспомнился случай в поезде в советское время, когда я ехал из Москвы. В купе воронежские попутчики вели оживленный разговор. В основном речь шла об их работе. Я участия в разговоре не принимал, так как даже об упоминание направления деятельности предприятия грозили большими неприятностями, хотя в городе и далеко за пределами города многие знали, чем занимается КБХА. Утром один из попутчиков меня спросил, где я работаю. Я ответил, что работаю в КБХА. Он сказал, все понятно, а я думал, что вы работаете в КГБ.
В то время прослушивались телефонные разговоры и на работе и дома. Дома у меня не один раз выключали телефон, если мне задавался вопрос, ну что там у нас работе. Был случай, когда на работе по внутреннему телефону я обсуждал простой вопрос не относящийся к режимным вопросам. Наш разговор неоднократно прерывался. Партнер по разговору начал нервничать. На это я ему ответил, ты что не знаешь, что по нашему телефону можно говорить только о «бабах». После этого наш разговор больше не прерывали.
Безусловно, защита информации нужна, но в советской время она была чрезмерной, доходящей до абсурда. Так мы из года в год добивались установки городского телефона на каждом этаже здания, в котором мы работали. И всегда получали отказ по условиям режимности предприятия. Это лишало нас возможности проконтролировать во время работы, чем занимаются наши дети-школьники, подсказать им, что нужно поесть, что они должны сделать. По вопросам режима у меня была большая неприятность. Глупый человек не предсказуем в своих действиях. И из-за глупого человека, наряду с постоянными неприятностями, связанными с непосредственной работой, мне пришлось вынести и эту неприятность.
Бондаренко описывает свою преддипломную практику в Воронеже в КБХА. Я тоже проходил преддипломную практику и дипломное проектирование в КБХА. У меня в дипломе стоит подпись председателя ГЭК главного конструктора КБХА Семена Косберга. Я не помню о том, что будущие военные из нашего выпуска проходили практику в КБХА.
Бондаренко пишет о Воронеже «Благодатная Воронежская земля. Река Воронеж делит город на две части, в одной из которых крупнейший самолётостроительный завод, а в другой - наше КБ. В нескольких километрах от города тихо плывёт р. Дон. А какие великолепные леса. Здесь Петр Первый рубил сосны для своей корабельной флотилии». Написано правильно. Хотя вместо реки Воронеж в городе находится водохранилище, в котором много воды, но в нем нельзя купаться. Современный Воронеж сильно уступает Харькову не только по численности населения (сейчас в Воронеже примерно в два раза меньше жителей, чем в Харькове). Воронеж в худшую сторону отличается внешним обликом города, состоянием дорог и культурой поведения граждан. Это мой город. Но я не стал его патриотом.
У автора много очень хороших мыслей, близких любому порядочному человеку. И приятно читать: «…на днях в разговоре Саша Сальников задал мне провокационный вопрос, как понимаю я, что значит быть настоящим мужчиной. Я ответил, что настоящий мужчина это тот, кто всегда является опорой для женщины, тот, кто берёт на себя все трудности, и на их месте только так и надо выбирать себе мужей. Присутствующие согласились с такой трактовкой».
         И следующая поучительная мысль: «Говорят, что ежедневное сближение человека с человеком не обходится ни тому, ни другому даром: много надо и с той и с другой стороны жизненного опыта, логики и сердечной теплоты, чтобы, наслаждаясь только достоинствами, не колоть и не колоться взаимными недостатками. Доброта и мягкость. Исключительный такт в обращении и деликатность. Это то, что нужно, чтобы не надоесть друг другу».
           Из рассуждений Бондаренко следует, что он много читал, вел дневник, писал стихи. Видно у него было время, чтобы этим заниматься. Но не каждый способен так распорядиться свободным временем. Из КБХА постоянно ездят представители на запуски ракет «Союз» и «Протон», где используются наши двигатели. Не один из таких представителей преждевременно ушел из жизни из-за водки. Силой воли и разума Бондаренко избежал этой напасти – пьянства. И он хорошо сказал об этом стихом:
Пусть другие от вина свинеют,
А меня колотит пусть судьба.
Пусть ушибы, синяки синеют,
Выдержу! Не выдержу – труба!
           В ноябре этого года в Роскосмосе я встретился с Сердюком Александром Никифоровичем, бывшим сотрудником 4 ЦНИИ МО, где работал Бондаренко.              Сейчас Сердюк работает начальником отдела Федеральной службы по экспортному и техническому контролю (ФСТЭК). Я спросил Сердюка, знает ли он моих сокурсников Кучерова и Бондаренко. Он сказал, что Кучерова помнит, а о Бондаренко он очень тепло говорил, что с Василием Ивановичем он очень плотно сотрудничал и продолжал сотрудничать с ним и после ухода из 4 ЦНИИ.

В произведении Бондаренко много очень личного. Я человек более замкнутый и к личным откровениям не склонен. Школьные дневники и письма я все уничтожил. У меня два друга, которые никогда не предадут, – жена и работа. Мы с Бондаренко разные. Но это и хорошо, что люди разные. Благодаря этому и развивается общество. Важно, чтобы различия людей не шли во вред другим людям.
О полете ракеты автор говорит: «И не потому, что она летит впервые, но и потому, что она со временем станет мостом для сотрудничества двух сильнейших государств в мирном освоении космоса». Определение сильнейших государств – это определение военного. По моим понятиям сильнейшим государством является то, у которого сильная экономика и высокий жизненный уровень граждан. Опыт развала СССР показал, что если этого нет, сильная армия не спасает государство.   
  Безразличие, а иногда и протесты, плохо накормленных граждан успешно развалили нашу бывшую страну. И сейчас в ряде случаев слова высших руководителей не соответствуют реальным делам. И демократию мы представляли немножко по-другому. Коррупция чиновников вносит также значительный вклад в процесс отчуждения власти и народа. А любой процесс имеет когда-то конец. Воспитывают нас и наши миллиардеры. В кризисное время Дерипаска потерял 20 миллиардов рублей. А мне этих денег не жалко. Они работали не на Россию. Жалко было бы, если бы он вложил деньги в создание дорог и рабочих мест, в благотворительность и него такие дела не получились. И покупка Абрамовичем английского футбольного клуба Челси и яхты в несколько миллионов долларов, обкрадывает страну и не способствует авторитету власти.
Мое мнение о поколении времен перестройки – это потерянное поколение. Нынешнее молодое поколение – это брошенное поколение. Старшему поколению свойственно ворчать на молодежь. Давно я прочитал в газете, что в английской палате лордов выступил один лорд и начал поносить молодежь. Когда он закончил свою речь, раздались бурные аплодисменты. После этого он сказал, что его речь состоит из цитат древних философов, и он назвал всем известные имена. Следовательно, каждое новое поколение отличается от предыдущего. В этом суть развития, если у молодого поколения правильные ориентиры. Но не у каждого есть достаточно ума и моральных качеств, чтобы найти правильные ориентиры в современной жизни.
Бондаренко пишет «человек придумал отличное средство – вдохновитель, или попросту водку, зелёный змий. Жаль только, что все мобилизующие свойства этого вдохновителя направлены на совершение пакостей. В самом деле, если С2Н5ОН ведёт человека к совершению проступков, то по законам физики должен существовать антипод, употребление которого вызывало бы неудержимое желание совершать прекрасные поступки, быть добрым, внимательным, душевным, чутким, трудягой, умницей, обязательно не ругаться матом, и, может быть, не бить жену». «Может быть, ощущение безысходности, отсутствие крылатой мечты свойственной молодости и создают условия для массового пьянства и уныния».
У Бондаренко много стихов. Я не могу отнести себя к ценителям поэзии и не все его стихи воспринимаю одинаково. Но некоторые из них мне понравились, прежде всего, вложенным в них содержанием, например как эти куплеты:
«Ты – инженер, диплом имеешь.
Но опыт всё же нулевой.
Авторитет ты заимеешь.
Коль думать будешь головой.»

«Когда в любви купается ребёнок,
Его душа так красочно цветёт.
Он счастьем упивается с пелёнок,
Признательность, любовь другим несёт»

«Прощения проси и сам прощай,
Отбрось укоры и обиды.
Тепло, добро и радость излучай
И тебе новая откроется планида.»
У каждого из нас есть какие-то увлечения. Такими увлечениями мы занимаемся дома, если есть время. У Бондаренко в силу специфики его работы было время для раздумий и стихов. В нашей среде есть тоже работники, пишущие стихи, которые они пишут на работе. Читая их стихи, думаешь - пишешь ты хорошо, но заработную плату тебе обеспечиваю я своей работой.
 А.И. Дмитренко


Рецензии