Суп из мидий

Можно подумать, что неаполитанцы всегда знали мидий и любили их есть. Однако это далеко не так. Нет, ну знали их естественно спокон веку, они же тут растут на каждом подводном прибрежном камне. А вот насчёт того, чтобы использовать их в пищу – тут история посложнее будет. Это сейчас люди в море купаются, когда захотят, поскольку время свободное на это имеют и умеют плавать. Масками и ластами обзавелись. А раньше этой дурью мало кто страдал.

Когда король неаполитанский Фердинанд I начал впервые охоту на мидий, никто поначалу и внимания не обратил. Мало ли какая блажь королям в головы прийти может. Нормальные короли на оленей и зайцев охотятся, а этот на мидий. Может потому, что как выразился позднее Кот Матроскин, жизнь короля «была сложная, полная лишений и выгоняний». Гоняли этого короля от власти все, кому не лень, но это совсем уже другая история.

Ну что можно про мидию, или коццу по-неаполитански, сказать? Вкусная однозначно, как в конце концов народ выяснил. Ах ребята, ну что вкуснее «дзуппа ди коцце» вы можете себе вообразить? Но при этом: чёрная, грязная, торчат непонятные волокна, то-ли водоросли, то-ли соединительные нити. Характер нелюдимый, на поверхность не показывается, створки норовит держать замкнутыми, к общению не склонна, что думает об окружающих – загадка.

Неаполитанцы всегда это знали, ну или догадывались, и поэтому простой народ издревле отдавал предпочтение нормальной сухопутной виноградной улитке, по-местному «лумака». Улитка эта обладает общительным нравом, близка к народу, никогда не убегает от человека, по крайней мере, ни одной улитке ещё не удалось ни от кого убежать. Любознательно и доверчиво она смотрит на мир широко открытыми и высоко поднятыми на стебельках слегка удивлёнными глазами. И таки она тоже вкусная!

Но на самом деле примерно двести лет назад неаполитанцы наконец-то установили, каким должно быть блюдо из мидий. Они просто наблюдали за своим королём. Тот мидий сильно полюбил и ловил постоянно. Некоторые утверждают, что сам ловил, другие думают, что он просто лично руководил этим процессом, но факт остаётся фактом: коццы постоянно поступали на королевскую кухню и королём съедались. Готовили их по какому-то умопомрачительно сложному способу, изобретённому королём.

Фердинанд I вообще любил хорошо покушать, и на этой почве у него постоянно возникали проблемы с личным духовником доминиканским священником Грегорио Мария Рокко. Священник вёл борьбу за соответствие королевской еды канонам церковной жизни, а именно: что можно и что нельзя есть во время постов. И самые большие споры возникали именно из-за меню во время Страстной Недели. С одной стороны священник соглашался, что мидии допускаются на стол и во время самого строгого поста, с другой стороны – уж слишком изысканно они готовились, слишком много там было всяких компонентов, и окончательный вывод о мидиях сделать не удавалось.

Тогда король заявил, что мидии зимой и без того мелкие и грустные, и приказал подать их на блюде в отваренном виде, политыми острым соусом из красного перца и лимонным соком. На тарелку он приказал положить также кусок чёрствого хлеба, чтобы продемонстрировать простоту и бедность блюда. Священнику пришлось согласиться с королевскими доводами.

В таком упрощённом виде блюдо их мидий мог готовить любой желающий, и очень быстро «дзуппа ди коцце» стала одним из любимых блюд неаполитанского простонародья.


Рецензии