Композиционное построение массовых сцен

Следует также отметить Мизансцены толпы.


Интонация произношения реплик, мимика, должны, как в жизни соответствовать эмоциональному "заряду" и транслировать необходимую эмоцию, как "орудие" которым ведется конфликт к победе".

Прежде всего, эмоция, которую выражает каждый актер мимическими мышцами, должно соответствовать пантомимическому действию тела. (См. тренинг "Актерское мастерство" на сайте http://мастерэмоций.рф).

Правильно выбранное действие мимики (эмоциональное транслирование) поможет верно произнести реплику, чтобы зритель верно"считал" то, что ему нужно для понимания смысла слов персонажа.

Таким образом диалог и реплики актеров будут "правдиво" вести действие спектакля и производить на партнера искомое "впечатление". Это поможет зрителю сопереживать и "ошибаться" вместе с героями.

Более развернутая статья с определением и рисунками "выверки", то есть расстановки актеров и определение их физических действий на сцене можно увидеть или заказать на на сайте http://мастерэмоций.рф

Мизансцены толпы.

Массовая сцена – это участок постановки, менее всего допускающая импровизацию. Конкретная форма массовой сцены обеспечивается скрупулезной разработкой всех партий.

1.Принцип темы с вариациями – когда основную тему ведут 1,2 или 3 исполнителя, а массовка по – разному перебивая тему, время от времени выступает на первый план.

2.Столкновение действия и контрдействия – где носителем контрдействия является массовка, а действия – один (несколько) исполнителей.

3.Принцип аккомпанемента – как бы концерт для одного – двух инструментов с оркестром.

4.Принцип кордебалета – когда актер ведущий сцену, выступает в качестве дирижера для исполнителей массовки, они подчиняются его воле и действуют синхронно.

5.Принцип двух полухорий – при котором массовка разделяется на две половины, стремящихся к одной цели и препятствующих друг другу.

6.Принцип дифференциации по группам – когда каждой группе задаётся пластика синхронная или рифмованная с пластикой др. артистов внутри этой же группы; в каждой группе назначается «хореограф», задающий движение, остальные дублируют его движения в буквальном или видоизмененном качестве.

7.Принцип канона – когда через сцену посылается сначала
один исполнитель, затем два – три разом, потом целая группа, опять солисты, опять маленькие группы; всем даются короткие, но разные пластические рисунки: одних и тех же исполнителей можно пропускать на др.плане, в др. пластике, с др. деталями одежды и т.д. создавая иллюзию большой массы.

    Пластическим  выражением сценического взаимодействия являются мизансцены.

Основные виды КОМПОЗИЦИИ массовых сцен:

1. Симметричные и ассиметричные

   В основе симметричности лежит равновесие. В центре симметрии всегда есть центральная точка, по сторонам которой располагаются остальные части композиции. При симметрии центр несет основную смысловую нагрузку, является композиционным центром.

  Ассиметрия – когда нарушается расположение.

 2. Фронтальные и диагональные

   Фронтальные – когда одна линия на зрителей создает впечатление плоского построения. Фронтальная мизансцена статична.

   Диагональные – самые выгодные в композиционном отношении, есть динамика, легко перестраиваются, подчеркивают перспективу, создают впечатление объемности.

3. Хаотичные и ритмичные.

Построение хаотичных, бесформенных  массовых сцен исполняют в тех случаях, когда надо показать беспорядочность, смятение, волнение.

Это мнимая беспорядочность должна быть предварительно строго и четко вычерчена режиссером. В основе хаотичных мизансцен лежит принцип: от малого круга к большому и постепенное наращивание динамики действия.

Сущность ритмичного построения состоит в определенном повторе рисунка сцен на протяжении всего действия с учетом смыслового развития.

4. Барельефные и монументальные

   Принцип барельефного построения заключается в размещении действующих лиц в определенном плане сцены и рампе.

   Принцип монументального построения – зафиксированная неподвижная сцена в определенный момент для выявления внутреннего напряжения этого момента (стоп - кадр).

5. Круговые – очень выгодно подчеркивают переходы к другим сценам.

6. Спиральные – исполняются для раскручивания действия к кульминации (из глубины сцены на зрителя).

7.   Финальные – предусматриваются сцены  всех или нескольких видов для эффекта. Они должны быть очень яркими, масштабными, это яркое воплощение идеи, она должна быть созвучна общему действию представления.

   Одной из основных задач режиссера и художника при постановке
представления является организация пространства.

 Очень часто место действия, т. е. «площадка», подсказывают режиссеру «задумку», а, следовательно, влияют и на весь сценарий массового представления.

    В первую очередь особенности местности продиктуют режиссеру и художнику определенное конструктивное решение игровой площадки, учитывая размещение зрителей и исполнителей, возможности их выхода и ухода, проблемы сосредоточения и переодевания и т. д.
    В зависимости от ракурса режиссер наметит основной принцип мизансценирования – горизонтальный, вертикальный, диагональный и т. д.

 Но также на принцип мизансценирования влияет местоположение зрителя относительно площадки по горизонтали – круговое, с трех сторон, перед ней и т. д.
  Учитывая, что зачастую в массовом действе обзор бывает со всех сторон, оформление создается трехмерное, объемное. Работа художника в чем-то сближается с творчеством архитектора.

 И поэтому закономерности, характерные скорее для архитектуры, нежели для живописи, ярче проявляются в создании массового действа, единство пространства и массы как в делении пространства – стереотомии, так и тектонике – воздействии масс, равно, как и в пропорции – основе композиции.

Здесь же вступают в действие законы ритмического взаимодействия массы -  плоскости -  и пространства.

И если исходить из положения, что ритм – организующее начало действия, то это целиком относится и к художественному оформлению массового действа.

Его ритмическое решение развивается по двум направлениям: статики (ритмическое соотношение частей в живописи и скульптуре) и динамики (ритмическое соотношение оформления различных эпизодов).

 Их взаимодействие, рассматриваемое в процессе разворачивания действия, т. е. во временном его проявлении, и явится синтезом пространственного решения массового действа.

  Поверхность живописной картины называется «живописным полем».

В массовом действе «живописным полем» художника является либо большая сцена, ограниченная рамками портала, пространства, которые необходимо художественно организовать, приведя многочисленные компоненты в единую стройную систему.

Виды визуального восприятия композиции  массовых сцен:

1.     Круговая – по часовой стрелке динамика движения. Против часовой – антидинамика движения.

2.     Полукруг – возможность видеть друг друга, визуально существует как преграда за пространством полукруга. Объединение, единство.

3.     Диагональная – слева направо усиливает движение, начало чего либо. Справа налево  - затормаживает движение, конец чего либо, в целом удваивает объем.

4.     Фронтальная – необходима для укрупнения плана – подавляющее на первом плане, уравновешенная на втором плане, теневое на третьем плане.

5.     Вертикальная – высота площадки работает на увеличение пространства.

6.     Точечная – для создания атмосферы хаоса, неразберихи, для выделения солиста.

7.     Спиральная – от авансцены в глубь сцены, вертикальная – бесконечность. Горизонтальная – эмоциональная насыщенность.

8.     Симметричная – покой, равновесие, уверенность в правоте.

9.     Ассиметричная – (флюсовая) – перевес.

10.       Шахматная – зрительное увеличение количества актеров.

11.       Мизансцена винт – (штопор) – «вдавливание в зал».

12.       Пунктир – движение – остановка – движение – остановка. Это связанно с поиском решения.

13.       Барельефно-монументальная – зафиксированная неподвижность действующих лиц для выявления внутренней напряженности. Чаще всего параллельна рампе или линии сцены – в анфас.

Относится к массовым мизансценам в глубине сцены либо прямо на авансцене. Стоп кадр – момент фиксации.

5. Принцип глубинного построения мизансцен:

Заимствован из кино.
Крупный план, средний – связан с группой или небольшим объектом и общий план, который связан с делением сцены в глубину на 3 части: 1-й, 2-й и 3-й планы.
Первый план (крупный) – линия авансцены до занавеса (просценизм).

 Здесь можно выстраивать мизансцены для одного 2-х человек. Можно воспринимать по частям, эскиз какого то образа.

2-й план – от линии занавеса до 1-й 2-й кулисы.

 Хорош для групповых мизансцен.
Все виды мизансцен кроме барельефном возможно выстраивать на 2-м плане.

3-й план – от третьей линии кулис к заднику.
 Общий план, рапиды, стоп-кадры хороши на 3-м плане.

6. Ракурсное построение мизансцены:

1.     Фас – анфас.
Лицом к залу раскрывает всю фигуру человека. Его глаза, лицо.
 4 случая:
- вынужденность, предполагаемый объект внимания находится в зале.
Когда артист хочет, чтобы партнеры не видели его глаза,  физическое действие, разворачивающее актера на зал, на свет и т.д. и здесь спрятать глаза от собеседника.

- невыгодность. Он однозначен. В нем нет красочности позы.

- прямолинейность.

2. Полуфас – для прямого общения с партнерами, графическое движение по диагонали.

3. Чистый профиль – не видно глаз и реакции актеров, окаменелость, статика (невыгодная мизансцена).

4. Полуспинной ракурс – полностью сосредоточить зрительское внимание на главный объект, например на экран.

 Необходимость подчеркнуть нечто значимое (таинственное, зловещее либо фееричное).

Недосказанность, интрига, определенная скромность и простота.

5. Спинной ракурс – спина – занавес, точка, завершение, молчание.

 Спина и гордо поднятая голова, либо спина и опущенные руки и плечи – разочарование.

 Спинной ракурс лучше всего доносит преодоление усталости, боли, страха.

Считается, что это эпическая точка эпизода или сцены, человек будто сливается с пространством.
 

Чертеж мизансцены концовки «Хоровод всех персонажей»...


Рецензии