Общение между партнёрами на сцене

Как режиссёр добивается настоящего общения между партнёрами?

Те а т р   в   и д е а л е   —   э то   со д р у ж е с т во   т а л а н т л и в ы х высокообразованных  фанатиков, влюбленных  в  свою  миссию.
Они должны вести людей за собой, это должно быть их единственной потребностью и смыслом жизни.

Интонация произношения реплик должны, как в жизни соответствовать эмоциональному "заряду" и транслировать необходимую эмоцию, как "орудие" которым ведется конфликт к победе".

Прежде всего, эмоция, которую выражает актер мимическими мышцами, должно соответствовать пантомимическому действию тела. (См. тренинг "Актерское мастерство" на сайте http://мастерэмоций.рф.

Правильно выбранное действие мимики (эмоциональное транслирование) поможет верно произнести реплику, чтобы зритель верно"считал" то, что ему нужно для понимания смысла слов персонажа.

Таким образом, диалог и реплики актеров будут "правдиво" вести действие спектакля и производить на партнера искомое "впечатление". Это поможет зрителю сопереживать и "ошибаться" вместе с героями.

«Трудность и особенность нашего сценического общения в том и
заключается, что оно происходит одновременно с партнером и со зрителем. С первым — непосредственно, сознательно, со вторым — косвенно, через партнера и несознательно.
Замечательно то, что и с тем, и с другим общение является взаимным» (К. Станиславский).

Главной особенностью обратных связей  между партнерами в спектакле является, вероятно, то, что эти связи, в отличие от других, не только средство общения, но и предмет демонстрации.

Но в зависимости от настроения, физического состояния, отношений и, самое главное, от сегодняшней возбужденности творческого воображения партнеров возникают совершенно новые, неожиданные нюансы в поведении актеров — неожиданные действенные ходы, импровизационно тут же найденные коррекции-поправки в действии, которые   создают   те   исключительные минуты   публичного сочинительства, ради которых и существует театр.

Необходима была богатая фантазия, дар воображения, которое охватывает сразу всю общую картину пьесы и не упускает в ней ничего,   что   способно    поддержать   нить   драматического действия».

Актер, сделав «то-то и то-то», ожидал от партнера знакомого ответа, но партнер неожиданно «знакомое» сделал совсем по-другому.

 Например, приветливое «Здравствуй!» смазал зло, раздражительно. Тогда актер мгновенно изменил свое намерение (внес коррекцию) и ответил партнеру «так-то и так-то». Хорошо налаженный диалог напоминает игру в пинг-понг.

 Действия партнеров зависимы друг от друга и импровизируются в самом процессе игры (корректируются).


Общение — это беспрерывный поединок, воздействие друг на друга.

Уникальность театрального творческого процесса заключается во взаимной зависимости актера, творящего на сцене, и зрителя, реагирующего на это.

 Обратную связь между сценой и зрителем можно представить как развивающуюся по спирали.

Так как человеческое внимание обычно быстро устает, оно переходит на рядом находящийся объект, на второй, на третий, потом возвращается   опять   к   первому.
  В с е   постепенно   начинает вырисовываться в перспективе от главного объекта, перерабатывается, и постепенно перед ними предстает вся картина.

Актер начинает обобщать, создавать образы, сочинять для того, чтобы как можно лучше выразить суть увиденного явления.

  Чем выше ступень сознания, тем больше сравнений находит отражение в психике, и тем активнее срабатывает воображение, тем точнее обобщение, тем более выразителен сочиненный образ.

Своеобразная «записная книжка», которая готовит материал для будущих образов. Эти материалы остаются до поры до времени скрытыми.

 Но, когда это необходимо, сознание пользуется своими складами, «ползает» по полкам этих укладов и выбирает то, что ему нужно в данном конкретном случае, что ему понадобится для работы.

Этот сложный психологический процесс, восприятие впечатлений из действительности и их переработка, происходит обычно при большом эмоциональном возбуждении, волнении.

Чувство является источником энергии для мышления.

 Именно это эмоциональное восприятие действительности параллельно в сознании открывает «шлюзы» океана подсознания, и в этот момент начинается создание художественного образа.

Что принять за знак в театре? Слово? Действие? Чувство? Пластику?

Сегодня действенная природа современного драматического театра
как будто не требует доказательств.

 Ведь сказал же Гегель: «Человек есть не что иное, как ряд его поступков».

Только посредством действия актер сможет создать на сцене жизнь, которую мы условно называем «переживанием».

 «Переживание» есть цепь   отдельных   действий   в   зависимости   от   обстоятельств, выполняемых с затратой больших или меньших доз эмоций.

Актеры и режиссеры сочиняют «поведение» и «действия».

Разница только в том, что если творческое воображение актера сочиняет характер героя в поведении, то режиссер сочиняет развивающийся конфликт — борьбу.

Нафантазировать спектакль или роль — это значит «вылепить» развитие действия во времени и пространстве, это значит «вылепить живую скульптуру» жизни человеческого духа и тела.

 Это значит переложить мысли и думы драматурга, мысли и думы режиссера, призывы, протесты, мечты, переживания на язык простейших физических действий (физических: читай, психофизических).

 Только через них режиссеры и актеры вещают человечеству каждый в меру своих способностей о своем отношении к жизни.


Рецензии